Порхов. Усадьба Холомки

Apr 22, 2023 00:44


Было время, когда город Порхов не был таким сереньким и провинциальным. Как я уже писала, его даже называли «Маленький Петербург». И в те годы вокруг него строились прекрасные дворянские усадьбы. Некоторые, как Волышево, дошли до нас в руинированном виде, другие же - не сохранились вовсе. А вот усадьбе Холомки повезло: её, разрушающуюся, как многое в стране в годы пост-перестройки, отдали в надёжные руки, бережно восстанавливающие былую красоту.





Князь Андрей Григорьевич Гагарин,  основатель и первый ректор известного теперь, наверное, по всему миру Политеха (Санкт-Петербургского Политехнического института), полюбив берега Шелони, выкупил имение у свояка Н. И. Новосильцева. Для постройки усадебного дома приглашён был Иван Алексеевич Фомин, приверженец стиля неоклассицизм. Строительством же руководил сам князь и старшие из его сыновей: князь Андрей имел самое непосредственное отношение к сопромату, а потому прекрасно мог рассчитать нагрузку на стены, лестничные проёмы и... что там ещё особо важно в строительстве? В своем дневнике супруга князя Гагарина княгиня Мария Дмитриевна Гагарина, вспоминает: “Во всякую деталь строительства, начиная с приемки кирпича и кончая вычислением размера колонн, он вникал сам, для чего большую часть года жил при строительстве в простой избе”.









Строительство усадебного дома началось в 1913 году, а в июне 1914 года семья смогла въехать в новый дом. Дом представлял собой двухэтажное кирпичное здание, покрытое штукатуркой, на высоком цокольном этаже из тёсаного гранита, со сложной крышей с фронтонами. По центру портика расположена широкая лестница с подпорными стенками из тесаных гранитных блоков. Портик решен как глубокая лоджия; в нее через высокие окна раскрывается центральный зал. В нарушении традиции, но исходя из удобства, архитектор расположил парадный вход, украшенный кованым козырьком, в торце здания, к нему подводит длинный пандус. Очень точно следуя традициям классицизма в построении главного фасада дома, И. Фомин свободно скомпоновал противоположную сторону: купол ротонды опирается на сдвоенные парные колонны. Сохранилась парадная дубовая лестница, ведущая на второй этаж и железная винтовая лестница, связывающая первый этаж, где располагались парадные залы, гостиная и будуар княгини, с кухней в цокольном этаже.







Но недолгим было тихое семейное счастье на берегах Шелони: вскоре после постройки дома начинается Первая Мировая. Двое сыновей ушли на фронт. А в усадьбе был организован госпиталь на 15 человек. За ранеными ухаживали жена и дочь князя.



После революции 1917 года, так изменившей всё в стране, В.И.Ленин выдал «бумажку, которая не просто бумажка»: «охранную грамоту», в которой, в частности, говорилось, что предъявителю сего, инженеру Андрею Григорьевичу Гагарину, разрешено проживать в Псковской губернии в Порховском уезде: «Прошу местные власти Гагарина не беспокоить, в заложники не брать, вещей не реквизировать, а давать ему керосину необходимое количество для его занятий, которые я считаю для Республики полезными».



Однако, в 1918 усадьбу всё же реквизировали, а на её базе был создан Народный Дом им. В.И. Ленина. Руководителем Народного Дома назначили дочь Андрея Григорьевича, Софию.



1913-14гг



1915 год



Добужинский М.В. "дом в Холомках", 1912

В 1920 году Андрей Григорьевич умер. Спасая усадьбу от разорения и пытаясь поддержать голодающую в Петрограде творческую интеллигенцию, Мария Дмитриевна через знакомых художников обращается к Максиму Горькому с просьбой о создании Дома творчества в Холомках. На протяжении нескольких лет усадьба давала приют петроградским писателям и художникам, которых объединяло не только общность творческих интересов, но и печальная необходимость спастись от холода и голода в относительно благополучной псковской провинции. Эта творческая колония помнит имена Осипа Мандельштама, Евгения Замятина, Михаила Зощенко, Корнея и Николая Чуковских, художников М. Добужинского, В. Милашевского, Николая Радлова и многих других, ставших мировыми знаменитостями. В глубокой провинции Порховского уезда образовался мощный культурный центр.Художники, поэты, прозаики - вся творческая интеллигенция побывала здесь. В одном из писем 1921 г. В. Ходасевич писал: «По случаю коммунистического строя сделался я помещиком... У нас нет ни единой комнаты с целыми рамами, в потолках пули, обои в клочьях. Спим на сенниках, мебель анекдотическая, смесь ампира, лишенного обивки (в ней ходят невесты в окрестных деревнях), с новыми табуретками, пахнущими смолой. Живем во 2 этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид верст на 15 в даль, у нас церковь и кладбище в ста шагах, у нас аисты, радуги, паровая мельница, агроном, мастер по части жестоких романсов, у нас - плачьте несчастные! - 1500 собственных яблонь, согнутых от яблок»



Добужинский М.В. "В иконописной мастерской"

Но ничто не вечно. И усадьба Холомки становится санаторием, потом - базой немецких офицеров-захватчиков, а потом - тихо разрушается. И только начало XXI века даёт надежду: в августе 2000 г. соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Псковской области, усадьба первого директора политехнического института Андрея Григорьевича Гагарина была передана в оперативное управление Санкт-Петербургскому политехническому университету. На основании Положения СПбПУ, усадьба в Холомках стала структурным подразделением университета. На Большом Совете университета было утверждено название: «Учебно-исторический заповедник - усадьба А.Г. Гагарина «Холомки».



1989 год



2023 год

Сейчас в возрождённой усадьбе проводят Холомковские краеведческие чтения и семинары по юбилейным гагаринским датам. В господском доме первый этаж отдан под экспозицию музея, рассказывающую о роде Гагариных. Здесь же находится удобный конференц-зал. А на втором этаже разместились гостиничные номера. Приехать в Холомки на отдых могут не только участники конференций или студенты и работники Политеха. Я посмотрела, ценник вполне гуманный. Вот только номеров мало, и бронировать надо очень заранее. Особенно если на праздничные даты. Чудесная женщина, которая знакомила нас с усадьбой (жаль, что я забыла её имя) рассказала: уже сейчас бронируют номера на Новый Год.









Среди музейных экспонатов есть очаровательные зайцы: игрушки, которыми играли дети Андрея Григорьевича. Нашему юному путешественнику было разрешено подержать их в руках и даже сфотографироваться с ними, сидя на музейном диванчике. Юноша был доволен. И даже выпустил из рук подарок от усадьбы: путеводитель по городу Пскову и календарик с Псковским видом. Всё это совершило с юношей чудесное преображение: до посещения усадьбы это было засыпающее на ходу создание (что не удивительно: подъём-то был в шестом часу утра), а после - энергичный отрок, успевающий и забраться куда-то, и сделать много фотографий на свой смартфон. А зайцы, если верить отроку, весят по-разному: зайчик-мальчик намного тяжелее.







Первая страница подаренного путеводителя. Исключительно правильные слова!

С галереи второго этажа открывается чудесный вид на окрестности. Если приехать сюда на отдых, то вечерами можно сидеть здесь в уютном кресле-качалке, пить вкусный кофе и любоваться природой. Мы же торопились, потому обошлись небольшой фото-сессией. В парке ещё многое будет создано, но уже сейчас территория его выглядит ухоженной. А ещё на главной дорожке сохранилось чудо чудное: узорчатый поребрик, который помнит самого основателя усадьбы.











Юноша впервые в жизни сел на кресло-качалку. Эмоции словами не передать!





Центральная аллея



Узорный поребрик, чудом сохранившийся до наших дней

Но не только узорные камни сохранились с тех времён. Есть ещё крышки люков. Один мы видели. А вот на долгую прогулку по парку у нас времени не было. Даже на берег Шелони не выходили. Жаль, красивая река. Но впереди нас ещё ждали усадьба Волышево, порховские церкви, порховский сыр и долгая дорога домой. Но даже то, мимолётное, знакомство с Холомками оставило очень яркое впечатление. Здесь удивительно тихо, уютно и спокойно. А то, что не всё постройки восстановлены, придаёт ему определённый шарм. Впрочем... возможно, это только с моей точки зрения: я всегда испытывала плохо объяснимую нежность к руинам...













экскурсии, я, Псковская область, весна, Серебряное кольцо, фото, поездки, усадьба Холомки, Порхов

Previous post Next post
Up