Порхов

Apr 19, 2023 01:09


Псковская область богата на исторически значимые места и прекрасные дворянские усадьбы, но... практически всё находится в изрядном запустении. Не является исключением и Порхов - небольшой город менее, чем в семидесяти километрах от Пскова. Первый раз я попала туда восемь лет назад, потом проезжали насквозь, не останавливаясь (откуда? куда? не помню), в этот раз - тоже преимущественно сквозь него, так что сам город я видела преимущественно из окна автобуса. Из окна кажется, что время здесь застыло, как муха в янтаре. Чуть-чуть, кое-где, есть приметы нового: модные в последние годы указатели в виде верстовых столбов, например, - но в основном никаких изменений.





Вот только крепость закрыли на реставрацию. Вернее, не совсем закрыли: по территории прогуляться можно, но башни и стены закрыты лесами. Не может не радовать: крепость активно стремилась к плачевному состоянию Копорской. Но и настораживает, учитывая любовь современных реставраторов к витринным вставкам в древние стены и «украшению» их швеллером, крашенным серой порошковой краской. Реставрацию обещают закончить к следующей осени. Что ж, посмотрим. Пока, по видимым фрагментам, судить рано.





Фото 2015 года



Фото 2023 года

В расписании нашей недавней поездки крепости не было. Потому немного посмотрели на неё снаружи, послушали рассказ гида Романа об истории города - и отправились дальше.





Порхову немногим меньше восьмисот лет. Создание его связывают с именем новгородского князя Александра Ярославича, известного больше под именем Александр Невский, который в 1239 году «с новгородци сруби городци на Шелоне». Правда, это была ещё не известная нам каменная крепость, да и располагалась она несколько дальше. От той, деревянной, сейчас остались только валы, поросшие травой и кустарником. И памятный камень.



Фото из сети интернет

Но тогда она была частью системы крепостей по берегам реки Шелони, возводимых для защиты вольного Новгорода. Каменные же стены возникли более, чем сто лет спустя: в 1387 году новгородцы же Иван Фёдорович и Фатиан Есифович, используя для постройки местный известняк, построили надёжный щит между Великим Новгородом и Великим княжеством Литовским.



Фото 2015 года

В XV веке Порхов перешёл во владения Московского княжества и считался одной из 12 главных крепостей Русского государства.

Долгое время политическая жизнь Порхова была весьма активна. При Смутном времени, например, жители Порхова присягнули Лжедмитрию II, пойдя наперекор Москве. Царь Василий IV Шуйский,впрочем, самозванца признавать не желал, а потому заключил союзный Выборгский договор со шведским королём Карлом IX: по этому договору шведы обязались помочь сместить и уничтожить Лжедмитрия. Что, собственно, и произошло: 15 (25) апреля 1609 года русско-шведский отряд под командованием Фёдора Чулкова и Эверта Горна разбил действовавший на стороне Лжедмитрия II отряд польских гусар. Порхов присягнул Василию Шуйскому... а и правда, что им делать-то оставалось? Присягнуть победителю - нормальная практика.



Шуйский Василий Иванович



Лжедмитрий II

Однако, не прошло и пары лет, как Якоб Делагарди, прибывший вместе с Эвертом Горном в помощь царю Василию, отказался признавать власть московскую, вместе с Иваном Никитичем Одоевским захватил Великий Новгород и вернул власть новгородскую в Порхов (а заодно - в Старую Руссу и другие города). Кстати сказать, Делагарди ничего и не нарушил-то: царя Василия к тому моменту уже сместили.



Якоб Делагарди

А потом был подписан известный Столбовский договор, по которому Порхов вернулся под крыло Русского царства. И пробыл в этом статусе до петровских реформ: они перенесли город в состав Ингерманландской губернии (той самой, которую вскоре переименовали в Санкт-Петербургскую). Но и на этом не была поставлена точка: указом Екатерины II от 24 августа (4 сентября) 1776 года «Об открытии Полоцкой и Псковской губерний» Псковская губерния  была реорганизована: из её состава выделена Полоцкая губерния, зато к ней отошли входившие ранее в Новгородскую губернию Порховский и Гдовский уезды. Кстати сказать, именно ей Порхов обязан появлением регулярной почты:





Сам памятный знак



Современное здание почты



При Екатерине II Порхов получает свой герб: «В верхней части щита герб Псковский, в нижней - "в голубом поле древний, многопретерпевший от осад замок, начинающий возобновляться, как по истории значится".»



Через столетие вид герба хотели изменить, но проект не получил поддержки: «В 1861 году в ходе геральдической реформы Б. Кене был разработан проект нового герба Порхова: "В лазоревом щите серебряный в развалинах замок с круглыми воротами. В вольной части герб Псковской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой".»



С тех пор город остался в составе Псковской губернии. Город развивается. Тут строятся учебные заведения, проходит железная дорога, открывается отделение банка, появляется двух-трёхэтажная застройка, характерная для городов столичных и близких к ней. В городе даже есть театр, в котором не гнушаются выступить знаменитости (например, великий Фёдор Шаляпин там пел даже дважды).



Железнодорожный вокзал





В какой-то момент город получает неофициальный статус «Маленький Санкт-Петербург». В окрестности Порхова устремляются многие учёные, артисты, литераторы... Оценить, сколь верным было прозвище провинциального города, мы можем только по редким сохранившимся фото: война...



Великая Отечественная (или Вторая Мировая - кому как угодно) прошлась по Порхову стирательной резинкой. Город оккупирован вскоре после начала войны: в июле 1941 и оставался «под немцами» до 1944 года. За это время погибло не менее девяносто процентов застройки. И то, что мы можем видеть сейчас - это жалкие остатки былого великолепия провинциального городка с огромной, абсолютно не провинциальной, историей. В современном Порхове преимущественно застройка серенькая, послевоенная и «застойная». Есть, конечно, и своя «Рублёвка», но её я не фотографировала: там хороший участок трассы, автобус шёл быстро. Не знаю, как город воспринимается при прогулках ножками, а вот так, фрагментарно - грустно... И тем более грустно, что с такой историей можно бы сделать офигенный туристический объект.



Пожарная каланча, XIX век



Единственный "памятник" основателю города















экскурсии, Серебряное кольцо, Псковская область, весна, поездки, Порхов

Previous post Next post
Up