Первые фото из ретро-поезда, курсирующего между Сортавала и Рускеала, появились в сети года три назад. И я сразу же начала туда хотеть. Во-первых, это красиво Потому что это интересно (паровозы на ходу я если и застала, то в совсем не сознательном возрасте), к тому же - это фото в красивых интерьерах. Но одно дело хотеть, и совершенно другое - поехать: в Рускеала,
как я уже писала, за три года, прошедшие с момента запуска паровоза, я добралась только в этом году. Была, впрочем, пара попыток: один раз на нужный поезд не хватило билетов (а поскольку по задумке дальше путешествие должно было состояться на автобусе всё с тем же «Скан-Туром», подходил только один рейс в одну определённую дату). Потом - хотели поехать сами, но отсутствие кура-кода у части наших путешественников в одночасье уничтожило и этот план: одной мне ехать совсем не хотелось. И вот - настало время тура «Вся Карелия» под кодовым названием «Сбыча Мечт»! А значит - и время прокатиться на ретро-поезде...
Единственным минусом (впрочем, не критичным) оказалось то, что ради поездки на паровозе пришлось сократить время прогулки по рускеальскому парку: те, кто выезжал автобусом, в запасе имели на час больше, к тому же нам хотелось придти пораньше на платформу - осмотреться (очень даже получилось) и сфотографировать паровоз в движении (не удалось - он подкрался как-то тихо и без живописных клубов дыма).
Когда мы были, музей ещё только готовился встречать гостей. Обещали открыть в начале августа.
Вокруг железнодорожных путей ещё кипит работа: видно, что здесь хотят сделать полноценный аттракцион, к тому же не лишённый функциональности. Уже сейчас, кстати, многие пользуются ретро-поездом как просто удобным транспортом на маршруте Сортавала-Рускеала и обратно. В нашем купе, например, ехали мама с дочкой-студенткой из города Сортавала: их уже не интересовали ни интерьеры, ни паровоз - дело привычное, катаются часто. А немало людей в вагоны заносили чемоданы и рюкзаки: для них это тоже вряд ли была увеселительная поездка.
Судя по высоте расположения предостерегающих табличек - рассчитаны они на Анну Каренину и последовательниц
Рядом со станцией - небольшой конюшенный двор. Лошадки живут не просто так: они катают особо желающих. В сети нашла информацию, что необходимо заказывать заранее, тогда с поезда встретят на старинной карете (или как она правильно называется - я не сильна в определении гужевого транспорта). Эх, опять появилось о чём мечтать! Красивое платье в пол, широкополая шляпка, сумочка подстать, и чтобы встретил такой весь из себя кавалер... ах, шарманъ! В принципе, ничего неосуществимого: надо только свободное время и множечко денег...
Ну, а те, кого не встречают на карете, могут просто покормить лошадок морковкой (продаётся тут же) и погладить их умные морды. Ой, и ослика! Ослика не забыть! Он ушастый и забавный!
Поезд к перрону подали сильно заранее: наверное, чтобы любой желающий смог сфотографировать сам паровоз. Из окошка на туристов, ожидающих очереди на увековечивание себя-любимого на ступеньке паровозной лестницы устало-скептически взирал машинист. Могу себе представить, как его утомила толпа с фотоаппаратами и смартфонами за сотни дней работы на маршруте! Впрочем, мы от толпы не отставали: где ещё сделаешь такой портрет?
В тот день было жарко. Очень. Потому проводники без форменных кителей, в лёгких рубашках. Но всё равно смотрится отлично. Правда, полностью в унисон с окружающим пространством костюмы вступают внутри вагонов: снаружи - от обычных их отличает разве что синий цвет.
Зато внутри - красота! Мы брали билет в купе: здесь могут ехать или двое, если билет с возможностью разложить постель, или шестеро - по количеству сидячих мест. Кстати, на официальном сайте «Рускеальского экспресса» пишут, что купе оформлены в стиле
внутреннего убранства кареты Огюста Монферрана, на которой он путешествовал к берегам Русколки, чтобы оценить местный мрамор, который предполагалось использовать для отделки Исаакиевского собора. Как вариант, при бронировании предлагался вагон-ресторан, но там стоимость была какой-то совсем не гуманной.
Вагонов-ресторанов в поезде два: один - в который продают билеты, а во втором - свободная рассадка. Если столик найдётся. Отказать себе в удовольствии выпить кофе после прогулок по
водопадам и по
Рускеале мы никак не могли, тем боле, что устроиться в вагоне-ресторане можно ещё до отправления. Правда, пришлось пройти практически через весь поезд: наше купе находилось в самом последнем вагоне, а ресторан - ближе к паровозу.
Оформлен вагон-ресторан в стиле рубежа XIX-XX веков. В центре вагона - старое пианино, на котором всю дорогу весьма недурно играла дама. Не знаю только, дама из пассажиров или работает здесь. если работает - не понятно, почему и её не одели более подходяще эпохе. Но, как бы то ни было, пить кофе и наслаждаться звуками пианино в поезде - это, знаете ли, впечатляет!
Цветы, птичка в клетке, красивые кресла, фурнитура, стилизованная под эпоху модерна, хрустальные плафоны, окружённые деревянной отделкой потолка, зеркальные вставки на стенах - роскошь и богатство ушедшего времени (правда, зачем-то плазменную панель добавили, но, по счастью, её не отовсюду видно). И в него - диссонансом - врывается современная пластиковая посуда... Понятно, что так проще: мыть не надо. Но: можно было бы тогда, например, заказать специальное изготовление - чтобы фирменного синего цвета, чтобы с логотипом, с надписью «Рускеальский экспресс»... короче, чтобы красиво. А так - несколько портит общее впечатление.
Цены в ресторане... В принципе, средние. А вот про качество еды ничего не могу сказать: я брала только кофе (очень неплохой) калитку и мороженое. Калитка - так себе. Но вкусные калитки вообще делают не везде. Даже в Карелии не везде. А мороженое вкусное, хороший такой пломбир. По отзывам в сети, еду брать не советуют. Ни поддерживать, ни опровергать не буду. А вот кофе хороший, да, это берите смело. Прочие же напитки - как во всех ресторанах, с очень немалой наценкой.
В ассортименте есть ещё фирменные сладости. Тоже, конечно, не из самых дешёвых, но если хочется сувенир (или кому-то в подарок), то вполне приемлемо. Мармеладки на карельских травках, мне понравились, а вот пряник так себе, в Чалне продают вкуснее. А про шоколадки не знаю: себе не брала, только в подарок. Но на вид - красивое.
Окружающий пейзаж, кроме переезда меж озёрами, не особо впечатляет: лес и лес. Так что, за час с небольшим пути времени вполне достаточно и на то, чтобы устроить небольшую фотосессию, и на кофе, и на разглядывание мельчайших деталей интерьера. И вот здесь - тоже небольшой диссонанс: если в самом вагоне всё очень тщательно выдержано «в стиль», то тамбуры - подкачали. Они отделаны обычными пластиковыми панелями, на окнах и дверях - алюминиевые (или из чего там их делают в современном мире) ручки и планки. Зато каждая табличка (и даже в столь прозаичном, но очень нужном, месте; кстати, в нём простор - хоть вальсируй!) стилизованы под те, столетней давности. Правда, без «ятей», но шрифт-то, шрифт!
Мы ехали не до самого вокзала: для того, чтобы вернуться в свой автобус, надо было выйти на остановке «Сортавала-Центр». Что ж, вот тут-то и пригодился тот час, который у нас пропал в Рускеала: те, кто ехал автобусом, были лишены небольшой прогулки по городу. Эх, жаль, что я не посмотрела на карту заранее: вполне могли успеть в
музей Кронида Гоголева: он совсем рядом с тем местом, где мы воссоединились с группой. Что ж, ещё один повод вернуться! А в тот раз - чуть-чуть прошли по городу, по сувенирным лавочкам, заглянули в рыбный (рыбу я оттуда не вожу, а вот продающаяся здесь «фруктовая горчица» -
мостарда - это очень вкусно! Из карельских ягод (с премилым названием «Слёзы Лоухи») я к мясу беру, а грушевую, взятую на пробу, случайно съела прям так, без всего. Сладкие фрукты и/или ягоды в остроте горчично-медовой - замечательное сочетание!
И на этом мы прощались с Карелией. Не навсегда, надеюсь - до новых встреч. А потом был очень долгий путь домой, уже без красивых остановок. И хорошее такое ощущение себя в этом мире: тут и усталость, и переполненность впечатлениями, за которую я особо ценю насыщенные локациями туры, и радость скорой встречи с домом, и лёгкая печаль от того, что вот теперь-то точно это приключение закончилось... Приехать домой, немного отдохнуть - и можно приступать к планированию следующего!
Гранд-тур «Вся Карелия»:
Начало поездки («Фермерская усадьба» в Доможирово, Александро-Свирский монастырь, Олонец)
Киндасово Петрозаводск, день первый Гирвас Кивач Вотчина Талви Укко. Дворец Лумикки Вотчина Талви Укко. Собаки, олени и многие другие Петрозаводск, вечер второй Петрозаводск, вечер второй. Продолжение Домой! Центр шунгита Интересное в дороге. Старая ГЭС на Янисйоки
Красивое! Водопады Ахвенкоски
Ещё красивое! Рускеала