Отпуск в Карелии. Ч.7.2. Петрозаводск, вечер второй (продолжение)

Aug 06, 2022 04:22


После трапезы, как водится, жить стало лучше. И интерес ко всему вокруг проснулся с новой силой. А потому, отправив спать юного путешественника и уставшую за день самую старшую участницу команды, мы отправились на Онегу - любоваться закатом.





Фото только отчасти передаёт всю красоту карельских закатов. На улице было тихо и спокойно, небольшой шторм позлился немного - и ушёл, оставив после себя только лишь лужи на набережной. В такой чудесный вечер сидеть в номере гостиницы (тем более, не самом уютном) было бы преступлением.



От нашего временного места обитания, казалось, набережная совсем рядом. Но мы с дщерью талантливы! Зачем идти по прямой, если вокруг много интересного? А Петрозаводск, надо сказать, нас покорил своими контрастами застройки ещё в зимний визит. Что-то есть притягательное в этом соседстве современных зданий, «сталинок» и деревянных домов.



В сочетании с дорожными знаками особо хорошо















Можно сказать, что в этом видна его провинциальность, но я бы не согласилась. Есть какая-то эстетика, приятная глазу. В общем, шли мы этаким челночным методом, отклоняясь от курса туда, куда потянул объектив фотоаппарата.







По дороге нашли уличную выставку фотографий старого Петрозаводска... Да, жаль, конечно, что от него так мало осталось.









И, наконец-то, вышли на набережную Онеги.

Про это замечательное место я уже писала. После той поездки мне довелось тут побывать в начале марта этого года - но и опять мы далеко не ушли: на улице был далеко не весенний мороз, так что возле «Рыбаков» вся группа решила повернуть к автобусу. Беседка-ротонда маячила вдали недосягаемой целью.









Выбирая этот тур, я порадовалась тому, что в Петрозаводске мы будем целых два вечера. А потому недосягаемая ротонда должна быть побеждена! И не важно, будет ли дождь: остановить мою решимость мог только смерч, мор или нашествие бронированной саранчи.



Впрочем, идти на жертвы не пришлось: практически по всей набережной мы прогулялись с гидом. Сопровождалась наша прогулка пронизывающим ветром и высоко взлетающими волнами: на город надвигался шторм.





Прекрасные "Рыбаки"... не устаю ими любоваться - в любую погоду.



Волна дружбы. Анна Кеттунен, автор дарственной композиции из финского города Варкауса, попыталась раскрыть в своей работе тему, как дружба между двумя городами растет подобно морской волне, становясь с годами только сильнее



Подарок из французского городка-побратима Ла-Рошеля, скульптура «Спящая красавица» авторства Жан-Пьера Дюссайена, олицетворяет главные богатства Карелии - озера ее и леса.



Пирамида - подарок городу на его трёхсотлетие, а так же памятный знак в честь окончания благоустройства набережной



Кошелек удачи. Подарен Петрозаводску сотрудниками латвийской строительно-проектной компании. Создатель композиции - Айварс Керлиньш, художник из Риги. Считается, что если подержаться за замочек кошелька, ваше благосостояние будет неуклонно расти.



Конечно же, миновать такое было совершенно невозможно! Благосостояние, впрочем, ещё не прониклось... но и времени прошло совсем немного



А вот и она - ротонда!

Вот, что про неё говорят: «Ротонда, круглая беседка в окончании Левашовского бульвара, появилась на Онежской набережной в 1994 году. Архитектор Николай Овчинников придал ей классицистический вид, мысленно связывая историю современного города с временами минувшими. Говорят, что в петровские времена ровно на этом месте стояла беседка, в которой любила отдыхать жена Петра Первого Екатерина Алексеевна. Потом беседку якобы снесли, когда закладывали Левашовский бульвар.

По словам Елены Ициксон, в этой истории есть одна неувязка. Дело в том, что Петр Алексеевич приезжал к нам только зимой. Он терпеть не мог трястись по ухабам в карете, поэтому предпочитал приезжать сюда зимой на возке. Кроме того, в те времена река Неглинка считалась речкой в лесу. Кто бы стал строить беседку для императрицы в лесу?». Но, как бы то ни было, смотрится она очень симпатично. А ещё внутри неё стоит пианино... Судьба его, впрочем, не завидна: при нас некая яжемать выгуливала там своего дитятю. Дитя нещадно лупило по клавишам кулаком, по корпусу ногами, норовило забраться на клавиши всем дитятей, а мама умильно смотрела на эти «проделки» и снимала видео. А вечером на этом измученном инструменте играл молодой человек... очень недурно играл - не смотря на то, что пианино совсем расстроено.





Вечерняя прогулка с гидом закончилась дождём. Мы едва успели заскочить в автобус, как небесная твердь разверзлась, и на землю хлынули ледяные потоки... Но недолгим был гнев богов: вскоре ослабли тугие струи, а потом и совсем прекратились.





И ночная наша прогулка не была омрачена ничем.



Кроме подарков от разнообразных городов-побратимов, украшающих набережную, там есть ещё одно очень интересное место. Впрочем, что это - я выяснила только при подготовке этого материала, тогда же узнать подробности не представлялось возможным: время позднее, вокруг - такие же как мы праздные гуляки. Дом, старый дом, видимо, кузня - судя по многим приметам. Ну, и всё...















Оказывается, это дом кузнеца Николая Белякова.



Построен дом был в 1834 году другим кузнецом, фамилия его была Вальтер. Находился он в совершенно другом месте, но в 1989 году власти города разрешили Николаю Белякову перевезти дом на набережную. При благоустройстве набережной дом должны были пустить под снос, но, видимо, у него хороший ангел-хранитель: из-за популярности кузницы, проект оформления набережной был изменён, и у дома теперь есть ещё один день рождения. А Николай Беляков продолжает свою работу, а ещё спасает старые деревянные скульптуры (те, что стоят возле его дома, должны были уйти в утиль по причине ветхости - но немного усилий, и они опять радуют гуляющих) и следит за сохранностью и чистотой набережной. Говорят, например, он уже несколько раз доставал из воды сброшенные с постаментов пушки, а разнообразные надписи с парапетов и артефактов уничтожает регулярно. «Киса и Ося были здесь» бессмертно...







Подарок Петрозаводску на трёхсотлетие отт Ленинградской области. Авторы: скульпторы Александр Федорович и Владислав Александрович Маначинские, архитекторы Валерий Александрович Ким и Николай Евгеньевич Михайлов. Памятник-аллегория: олицетворение рождения Петрозаводска как оборонительного авангарда всей России. В первый год своего пребывания на набережной, говорят, это был фонтан. Но вот уже восемь лет, как никакие струи с него не низвергаются. И из него тоже. Памятник как памятник, высокий, хорошо виден отовсюду.







Тоже обитатель Онежской набережной: ещё один "Рыбак". Говорят, что если его взять за обе руки и загадать желание... Мы вот не знали, потому не загадывали ничего.





Некая... ммм... камасутра с борцом сумо. Видимо. Как раз из серии тех городских скульптур, когда хочется попросить автора отсыпать такого, забористого



А вот рыбочки прекрасны!





А возле набережной привлекает внимание ярко-розовый дом. Хоть и кажется неискушённому взгляду, что это - редкий уцелевший представитель старой застройки, но нет.



Это - так называемый «дом Куприянова». Строился он для Геннадия Николаевича Куприянова, первого секретаря обкома партии. «Изначально в доме проектировалось пять квартир, включающих апартаменты первого лица. Все квартиры были в трех уровнях. На первом этаже - прихожая, туалет и две комнаты - гостиная и столовая. На втором этаже - спальня, детская, ванная комната и большая общая гостиная. Цокольный, полуподвальный этаж из тесаных каменных параллелепипедов предоставлял каждой семье помещения под кухню, кладовую и небольшую (около 9 кв. м) комнату для прислуги-домработницы. В надстройке на третьем этаже дома должна была размещаться оранжерея, куда вела специальная винтовая лесенка. Каждая квартира имела свой отдельный выход на участок, где размещались служебные корпуса: баня-прачечная, котельная с высокой кирпичной трубой и гараж.

Строительство шло до того момента, пока на Геннадия Куприянова не поступила в ЦК очередная «телега»: имеет, мол, барские замашки. Так, с конца 1940-х годов дом Куприянова стал именоваться Домом искусств. Достроили его почти по проекту - с белокаменными колонными портиками для каждой из пяти квартир. Только никаких квартир там так и не появилось, а здание стало Дворцом пионеров, а впоследствии - Дворцом бракосочетаний».

Возле него стоят две скамеечки: одна для счастливой пары, другая - для поссорившейся.





И правильно: где уместнее всего модный атрибут нынешней эпохи? Конечно, у Дворца, где заключаются браки!

А мы, насладившись закатом, отправились в гостиницу: надо было выспаться перед новым долгим днём. По дороге, кстати, встретили доску с фотографиями городов-побратимов (впрочем, на месте некоторых фото теперь зияют белые пятна; интересно, займёт ли их кто-нибудь?). Очень было трогательно увидеть на фото Петербурга не Эрмитаж или разведённый мост, а родные Нарвские ворота!



И хотелось увидеть ещё многое, но время неумолимо шептало: «Пора в постель, не то завтра пожалеешь!». А кто я такая, чтобы противостоять столь древнему и могущественному существу?

А напоследок - вот вам загадка. Есть рядом с набережной некие буквы и цифры. Угадаете, что они означают? Чур, гуглом и прочими яндексами не пользоваться! Подсказка: думать надо в направлении одного из главных карельских богатств.



4С 3Е 2Б 1О - это если кому из-за снега плохо видно. Что-то летом я этот ребус не сфотографировала...

Гранд-тур «Вся Карелия»:

Начало поездки («Фермерская усадьба» в Доможирово, Александро-Свирский монастырь, Олонец)

Киндасово

Петрозаводск, день первый

Гирвас

Кивач

Вотчина Талви Укко. Дворец Лумикки

Вотчина Талви Укко. Собаки, олени и многие другие

Петрозаводск, вечер второй

экскурсии, Карелия, Онежская набережная, Петрозаводск, Скан-тур, Онега, лето, отпуск, фото, поездки

Previous post Next post
Up