Повторю из указанного в начале поста про испытания
X-15, что это был первый в истории гиперзвуковой экспериментальный
ракетоплан, он же воздушно-космический самолёт (ВКС), он же ВКС-космоплан или
орбитальный самолёт (ОС) 1960-х годов. О нём я кратко упоминал в постах «
4 сиэтловские аэрокосмические фирмы в Музее авиации Боинга 18 января 2014 г. - 1», «
- 2», «
Программа «Крылья героев» в Музее авиации Боинга 22 сентября 2012 г. - гала-вечер - 1», «
- 2», «
- 3». В Вики есть список ракетопланов
List of rocket aircraft, в котором много самых первых немецких и японских 1945 года, которые для американского наблюдателя в те годы были бы НЛО.
Я несколько раз писал о холливудском фильме «
Икс 15» (
X-15) с Чарльзом Бронсоном в одной из главных роле лётчиков-испытателей НАСА и советском фильме «
Барьер неизвестности» о не существовавшем советском гиперзвуковом самолёте-аналоге X-15. Посмотреть «Икс 15» можно также
здесь и по работающей сейчас
этой ссылке. На её странице есть ссылки на документальные фильмы о Х-15, например,
здесь и
здесь.
Оба фильма вышли в год начала пилотируемых полётов в космос. В статье Вики утверждается, что в СССР подобной программы не было, и характеристики космоплана в фильме заимствованы у X-15, хотя он самостоятельно садился на высохшее соляное озеро. Возвращение на самолёт-носитель было испытано для более низких скоростей на истребителе И-16 и носителе ТБ-3 в 1930-е годы.
Это тот самый отремонтированный Х-15, о котором я написал в указанном посте про испытания. Повторю из него, что 9 ноября 1962 года во время полёта у второго X-15 номер 56-6671 отказал двигатель, и пилот Джон Маккей совершил вынужденную посадку на высохшее озеро Мад в Неваде. Шасси не выдержали, и машина перевернулась. Разбитый Х-15 был отправлен на фирму-изготовитель, откуда после ремонта и модификации он вернулся на авиабазу Эдвардс в феврале 1964 года с индексом Х-15А-2, удлинённым фюзеляжем и внешними топливными баками. Подпись под снимком сообщает, что эти дополнительные баки добавляли 75% горючего, но его хватало только на 60 секунд работы двигателя.
Фотография в музее.
В указанном в начале посте про испытания Х-15 я приводил эти снимки лётчиков-испытателей Х-15. Известный снимок слева из Вики
отсюда, у Барнса он есть
здесь. Лётчики-испытатели Х-15 слева направо: капитан ВВС
Джозеф Энгл (
Joseph Engle), майор ВВС Роберт Рашворс (
Robert Rushworth), пилот НАСА Джон Маккей (
John McKay), майор ВВС Уильям Найт (
William Knight), пилот НАСА Милтон Томпсон (
Milton Thompson) и пилот НАСА
Уильям Дейна (
William Dana).
Справа снимок с сайта Барнса о «Зоне 51»
отсюда. Американский военный юмор - лётчики шутят, одев шлемы задом наперёд. Те же пилоты на своём месте в шеренге, только повернувшись на месте кругом.
Видео на дисплее.
Модель Х-15.
Кнопки выбора видео для просмотра.
Повторю
отсюда, что слева вверху висит единственный реальный аппарат, побывавший в космосе, российский
Resurs 500 Capsule, о котором я несколько раз писал. 15 ноября 1992 года «Ресурс-500» был запущен с космодрома Плесецк и приводнился в Тихом океане недалеко от побережья штата Вашингтон в ознаменование плавания 500-летия Кристофора Колумба. Капсула была наполнена материалами по теме, фильмами и посланиями американскому народу. Тогда об этом полёте доброй воли сообщали СМИ.
За ним макет капсулы «
Меркурий» (
Мercury), диаметр которой по днищу 1,83 метра, длина 2,9 метра.
Борис Ярославцев
2 августа - 3 октября 2014 года
Des Moines, Seattle, WA