Это продолжение постов «
Авиашоу в Арлингтоне 11 июля 2014 г. - показательные полёты», «
Авиашоу в Арлингтоне 11 июля 2014 г. - «Урал» и советская коллекция Трэйси Гетти» и «
Авиашоу в Арлингтоне 11 июля 2014 г. - Владимир Залуский с коллекцией техники и оружия». В первом я привёл ссылки на предыдущие посты об авиашоу в Арлингтоне прошлых лет.
Поговорил с местными авиаторами, которые летают на самолётах ВМВ. Это лётная ассоциация «Браво 369» -
Bravo 369 Flight Foundation. Они собрались перелететь летом будущего года после 70-летие Победы на самолётах ВМВ по маршруту ленд-лиза с Аляски до Красноярска. Они также были бы не против побывать в Москве и Минске. Их интересовали мои контакты в городах по пути их следования.
Они вмести с эмигрантом из России с 37-летним стажем Александром Долицким, историком ленд-лиза, и другими американцами уже встречались с нашими консульскими и генконсулом в Сиэтле Андреем Константиновичем Юшмановым. У них на сайте есть фото с той встречи. Российские дипломаты дают добро.
Сейчас эти авиаторы ищут спонсоров, денег пока не насобирали. Я в шутку попросился в перелёт ними. Если бы ты помог найти финансирование, сказали они, тогда они меня не только бы в полёт взяли. Я сказал, что на Луну хочу. Примерно так некоторое время поговорили. Договорились, что я побываю у них в ангаре, хоть это не очень близко от Сиэтла - в
Беллингеме, что почти у самой канадской границы.
Они хотели бы, чтобы их перелёт организовали в России на государственном уровне со встречей с представителями администраций, общественностью и СМИ в каждом городе. Хотели бы, чтобы российские ВВС выделили им эскорт хотя бы из транспортного самолёта. Говорили, что Путин по их информации выделяет на празднование 70-летия победы денег больше, чем на Олимпиаду.
Это могло бы быть первым таким полётом по ленд-лизовскому маршруту за 70 лет. Россия только недавно рассекретила его детали. Сейчас, когда антиамериканский градус в России повышается, такое напоминание о союзничестве с США в годы ВМВ могло бы трезвее смотреть на сегодняшние события.
Ещё 22 июня прошлого года, в годовщину начала ВОВ, я посетил их выступление в Музее авиации. На сайта музея тогда о встрече было объявлено так:
Bravo 369: Warplanes To Siberia Saturday, June 22, 2013 - 2:00pm - 4:30pm
Join us for a fascinating presentation from the BRAVO 369 Flight Foundation about the secret transfer of nearly 8,000 American warplanes to the Soviet Union over the Alaska-Siberia Air Route (ALSIB), during World War II. Approximately 6,000 miles long, it runs from Great Falls, Montana up through Canada and Alaska, across the Bering Sea, into Siberia, and on to central Russia. ALSIB was a great relay race: American women pilots known as “WASP” flew brand new airplanes from manufacturers throughout the United States to the staging area in Great Falls. From there, the men of the US 7th Ferrying Squadron flew them up through Canada and on to Fairbanks. They were then handed off to the Soviet pilots, already waiting in Fairbanks, who flew another 3,000 miles across Siberia to the fighting fronts. This effort was a major turning point in WWII and very few people knew about it.
In preparation for a commemorative flight along this route to Russia in 2014, the presentation will be conducted by a number of renowned experts on this little known piece of aviation history. Topics include a history of Lend-Lease, the WASP, ALSIB, and the mutual cooperation between the US, Canada and the Soviet Union during WWII. Several historic T-6 Texans that will fly the route will be on display in the Museum's east parking lot for viewing. Speakers include Museum of Flight Curator Dan Hagedorn; ALSIB Memorial Creator and Author Alexander Dolitsky; WASP historian Debbie Jennings; and BRAVO 369 President and pilot Jeff Geer.
За несколько дней до того наш однокурсник Виталий Романишко из Калгари прислал ссылку на
материал «В минувшие выходные под Новосибирском во второй раз прошел военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь». Калгари и Новосибирск прозвучали на этой о поставках самолётов в СССР во время войны. Говорилось об американских лётчицах, перегонявших все типы самолётов, включая «Аэрокобру» Р-39 и «Кингкобру» Р-63, с заводов на Аляску. Одну из тех лётчиц я встречал в 2007-м, когда здесь гостили русские лётчицы, ветераны ВОВ. Я об этом писал в ЖЖ и высылал друзьям видео.
На программе был эмигрант из России с 37-летним стажем Александр Долицкий (
Alexander Dolitsky) с книгой под своей редакцией
Allies in Wartime: The Alaska-Siberia Airway During World War II о поставках самолётов из США в СССР. Мне он её подписал, но программу я не снимал вообще - устал, не успевал писать в ЖЖ.
Александр - профессор Университета Аляски и президент исследовательского центра «Аляска-Сибирь» (Alaska-Siberia Research Center). Он говорил, что работал в Новосибирске в 1990-м и на Алтае. Упоминал академика Деревянко. Про Александра можно узнать также
здесь и
здесь. Его книги на «Амазоне»
здесь, 45-минутное видео
здесь, фотографии
здесь. Его адрес:
adolitsky@gci.net.
Книга «
Allies in Wartime: The Alaska-Siberia Airway During World War II»:
Маршрут проходил из США над Калгари через Эдмонтон в провинции Альберта Канады, далее на Аляску с конечной точкой в Красноярске. В Новосибирске самолёты не садились. Предисловие Александра:
На программе говорили о секретности поставок, в России лет двадцать назад рассекретили детали. Японцам удалось осуществить только одну диверсию, взорвав самолёт.
На той презентации 22 июня 2013 года в Музее авиации выступал сотрудник генконсульства РФ в Сиэтле Роман Смовский. Видео этого выступления
здесь.
В тот же день российское РТВ взяло
интервью под названием «Из Аляски в Сибирь 70 лет спустя: американские лётчики желают познакомиться» у Александра Долицкого и директора этой лётной ассоциации «Браво 369» Джефа Гирра. Кадры интервью:
Мои снимки 11 июля 2014 года:
Справа мои собеседники Дэвид Лоренц и Джеф Гирр.
Дэвид Лоренц сфотографировал меня с Джефом Гирром.
Продюсер и режиссёр Дэвид Лоренц (
David Lowrance:
david@bravo369.org) и директор лётной ассоциации и пилот «Браво 369» Джеф Гирр (Executive Director & Chairman
Jeff Geer:
jeff@bravo369.org). О них и других членах совета директоров ассоциации можно узнать на
этой странице.
У Джефа налёт 1500 часов на самолётах 25 типов, включая самолёты ВМВ и в частности «Мустанг» P51-D. Он также президент фирмы GFR Group, предоставлющей услуги по телекоммуникационному дизайну. Дэвид является также основателем
Family History Videos:
1114 15th Street
Bellingham, Washington, 98225
Тел: 360-714-0184
Email:
Familyhistoryvideos@comcast.net Видео Youtube находится
здесь. Документальный фильм «
Warplanes to Siberia» на сайте ассоциации
здесь.
Собеседник справа в красной бейсболке оказался ветераном ВМВ и бывшим пилотом морской авиации. Он сказал, что в конце войны летал с авианосца
USS Bunker Hill (CV-17) или
USS Hancock (CV-19) - не запомнил. Название первого совпадает с назваанием крейсера УРО "Банкер-Хилл", о котором я писал в этих постах:
1,
2,
3,
4,
5,
- 1,
- 2,
- 3,
- 4.