Морское франко-сиамское сражение на реке Чаопрайя, классический пример того, что в будущем назовут «дипломатией канонерок». Демонстрация того, как военно-морская мощь - даже в виде небольших, небронированных подразделений - может иметь решающее значение для выяснения споров.
В июле 1893 года Франция направила к Бангкоку два небольших военных корабля- шлюп «Inconstant» и канонерку «Comète», которые несмотря на обстрел из форта Пакнам, прорвались по реке Чао Прайя, к Бангкоку. Оба судна не представляли из себя грозной силы .
«Inconstant» (Непостоянный) , выпущенный в 1886 году, представлял собой 890-тонный, 201-футовый композитный корабль (т.е. деревянный корпус, перевозимый на железных рамах), на котором был один 3,9-дюймовый пистолет и пять одностволовых револьверов Hotchkiss, пятиствольное оружие, сконструированное по тому же принципу, что и Гатлинг.
Comete, напоминавший старинный парусник, был построен также из композитной сборки, 490-тонный, 151-футовый корабль с двумя 5,5-дюймовыми пушками и тремя револьверами.
Сиамцы запретили французам двигаться дальше, однако, французский командир, контр-адмирал Эдгар Гуманн, игнорировал запрет, хотя и получил указания французского правительства не продвигаться вперед ввиду подавляющей силы противника.Сиамская оборона была действительно грозной, речной проход контролировал форт Чулачклаклао, которым командовал голландский наемник, и вооруженный семью 6-дюймовыми орудиями Армстронг на скрытых опорах, а судоходный канал был сужен затонувшими джонками.
Пять сиамских канонерских лодок, которыми командовал датчанин на сиамской службе, были пришвартованы вверх по течению от джонок, хотя только две из них были современными и имели какую-либо боевую ценность. Также оборона была укреплена шестнадцатидюймовым минным полем.
Французское наступление началось на закате 13 июля, чтобы обеспечить прибытие в Бангкок на следующий день (14-го- национальный День взятия Бастилии). Видимость была ограничена сильным дождем. Оба французских корабля буксировались небольшим почтовым пароходом «Жан Батист Сэй.»
Поскольку и «Инконстант» и «Комете» были паровыми, было бы интересно, как продолжалась бы буксировка , если бы пароход «Сей», принесенный в жертву, чтобы пробить путь через минное поле, был подбит.
Дождь прекратился, когда суда приблизились к форту, и сиамцы произвели три выстрела. Французы продвигались вперед, несмотря на обстрел. Форт открыл плотный огонь всерьез, и его поддержали сиамские канонерские лодки. Тьма сгущалась, и «Инконстант» вернулся,, в то время как «Комете» продолжал обстрелы канонерских лодок.
Небольшая сиамская лодка, наполненная взрывчаткой, была отправлена, чтобы протаранить один из французских кораблей, но прошла мимо цели. Противоборство ожидалось неравным - шестидюймовые Армстронги в сиамских фортах имели возможность уничтожать французские суда, в то время как французское вооружение не могло нанести какой-либо вред каменному форту и его подвижным орудийным креплениям.
Однако французская смелость оправдалась - ее корабли прорвались через сиамскую линию, протаранив и потопив одну канонерскую лодку и повредив другую в результате обстрела.
Однако «Жан Батист Сэй» был поражен и был вынужден сбросить свой буксир, прежде чем закрепился на близлежащем острове. «Жан Батист Сэй» был захвачен сиамцами, а экипаж взят в плен. 15 июля еще одна французская канонерская лодка Forfait отправила экспедицию для возвращения судна, но атака была отбита. Это было последнее активное боевое действие.
Похоже, что минное поле оказалось неэффективным, и « Инконстант», и «Комете» прошли вверх по реке в Бангкок и направили орудия на Королевский дворец. Этот маневр явился мощным стимулом для достижения соглашений.
Потери французов составили три погибших и двое раненых человек, а сиамцев - в несколько раз больше.
Французы выдвинули ультиматум, требуя передачи спорных территорий, вывода оттуда сиамских войск, выплаты двух миллионов франков репараций за бой у Пакнама и наказания ответственных за убийства французов на спорных территориях.
Поскольку Бангкок не спешил выполнять требования ультиматума, он был по сути блокирован французскими войсками, морская торговля Сиама фактически прекратилась. А так как, французские суда покинули центр Бангкока, у сиамцев появились все основания для переговоров. Через три месяца (3 октября 1893 года ) между Францией и Сиамом был подписан договор, согласно которому Сиам отказывался в пользу Франции от лаосских земель .
Идеолог французского колониализма Жюль Ферри был бы крайне доволен таким результатом, да вот беда, не дожил до этого, 7 марта того же года он скоропостижно скончался.