Это выражение, «дипломатия канонерок», хорошо помнят те, кто в свое время читал советские газеты. Типичным случаем применения такой дипломатии являлся франко-сиамский конфликт 1893 года, когда сиамские власти выдворили из страны французских негоциантов, заподозренных в торговле опиумом.
Еще одну пощечину от какого-то там «туземного» королевства Франция стерпеть не могла, ибо еще не оправилась от сокрушительного поражения во франко-прусской войне 1870-71 годов, когда новопровозглашенная Германская империя «оттяпала» от нее Эльзас и Лотарингию.
Главным «застрельщиком» восстановления национальной гордости французов стал политик Жюль Ферри (1832 - 1893), который, обосновывая колониальные претензии Франции в Индокитае и Африке, заявил в Палате депутатов в 1885 году : «Это право высших рас, потому что они имеют долг и обязанность цивилизовать низшие расы».
В это время представитель «низшей расы» король Сиама Рама V (1853-1910) инициировал программу реформ и модернизации, которая смогла бы противостоять давлению колонизации европейскими державами, из которых Франция представляла наибольшую угрозу.
Восточные и западные границы Сиама были практически «размыты», так как находились в отдаленной и сложной местности. Граница с британскими владениями Бирмы была более-менее урегулирована, чего не скажешь про восточную границу с французским Индокитаем.Французы стремились освоить водный путь в Южный Китай, и предпринимали с этой целью в 1880-х годах научные экспедиции в верховья реки Меконг.
В 1890 году между колониальной администрацией Франции в Индокитае и правительством Сиама было заключено соглашение, по которому левый берег Меконга признавался Францией владением Сиама, за исключением района Сипсонгчаотхай на Чёрной реке.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Франко-сиамская_война Отношения двух государств обострились в конце 1892 года, когда изгнание французских купцов, обвиненных в контрабанде опиума, за которым последовал отказ отозвать сиамские силы с востока реки Меконг, вызвало негодование со стороны проколониальных политиков во Франции.
Ситуация достигла критических масштабов в 1893 году.
Новый французский консул Огюст Пави, ярый сторонник территориальных захватов в Индокитае, в марте-месяце потребовал, чтобы Сиам убрал все военные гарнизоны с левобережья Меконга южнее Кхаммуана, заявляя, что эта территория является вьетнамской. ( о "пацифистской" позиции Англии и США в этом конфликте я писал в материале
https://boristayskey.livejournal.com/123112.html )
Сигналом о недвусмысленных намерениях французского правительства явилась канонерская лодка « Лутин» , которая была отправлена в Бангкок и пришвартовалась близ французской миссии.
В апреле 1893 года французские войска вышли на спорную территорию в Лаосе. Основные сиамские силы ушли вперед, вяло сопротивляясь. Оккупация проходила почти бескровно, пока французский военный инспектор и семнадцать вьетнамских ополченцев не были убиты в результате нападения сиамцев на деревню 5 июня.
Франция тут же обвинило правительство Сиама в подготовке и одобрении этого нападения. Это послужило поводом для более решительного военного вмешательства Франции и требования о возмещении ущерба.
Описание морского сражения на реке Чаопрайя и осаду Бангкока я приберегу для второй части этого увлекательного повествования.