Неоднократно я слышал, что нам, россиянам, нужна национальная идея. Слышал я так же рассуждения о том, как плохо без национальной идеи и что все беды у нас от того, что нет её. Даже на конституцию жалобы слушал - дескать, она на высшем уровне запретила нам идеологию иметь, вот у нас её теперь и нет - ни идеологии, ни национальной идеи. Кстати, можно ли считать эти термины синонимами? Думаю, что существенная разница тут есть: идеология должна быть официальной и декларируемой, а идея не нуждается в декларациях, она просто есть и всё. Идеология идёт сверху, национальная идея идёт снизу, она прорастает из народа, из масс. Идеология и идея могут совпадать, как это было, например, в первую половину существования СССР, а может и не совпадать, что тоже хорошо видно на примере уже позднего СССР, когда со страниц газет и высоких трибун говорили одни, а в массах бродили уже совсем другие идеи и стремления. Формально идеология может вовсе отсутствовать (хотя неофициально и аморфно какая-то идеология всегда есть). Рискну предположить, что какая-то национальная же идея есть всегда - если мы рассматриваем её не как некую программу действий, а как идею, которая захватила многие умы. И надо иметь в виду, что во-первых - не всегда она являет собой нечто конструктивное и априори хорошее. Во-вторых - семена национальной идеи не всегда высеиваются сверху, властями. Я не думаю, что национальную идею можно предложить и одобрить, чтобы народ на референдуме проголосовал. Национальная идея охватывает массы исподволь, постепенно и во многом стихийно... Влияние конкретной фигуры на массы ощутимо сказывается не сразу и только тогда, когда у масс есть реальный запрос на такого вождя. Немцы не были толерантными пацифистами до прихода нацистов - в существенной части народных масс спрос на Гитлера начал расти, наверно, ещё с середины 19 века. Ну и в третьих - национальная идея может быть не до конца оформившейся, может быть противоречивой до такой степени, что в пору говорить о множестве национальных идей, которые могут дополнять друг друга, а могут вступать в противоречия влоть до гражданской войны.
Разумеется, всё ниженаписанное - это просто мои субъективные рассуждения. Надо бы проводить широкие и глубокие социологические исследования, но они тоже не дают стопроцентной объективности - тут в принципе не может быть настоящей объективности.
Ну да ладно, у нас-то что? И не тогда, а прямо сейчас? Если национальная идея есть всегда, то у нас какая? Думаю, что она у нас сейчас в очень аморфном виде, подобная некой неразборчивой смеси из нескольких компонентов... Что там? Много всякого... Например, идея, продиктованная экономическим базисом - что надо делать деньги. "Зарабатывать". Почему в кавычках - потому что сейчас словом "зарабатывать" говорят про донаты, доходы, дивиденды, прибыль... Наверно, уже и ренту можно назвать заработком... Думаю, что честнее и правильнее называть это жаргонным словосочетанием "делать деньги". Вот наша, как бы это кому не нравилось, базисная национальная идея, т.е. идея, охватившая нацию. Разумеется, этого недостаточно. Тут вспоминается известный отрывок:
"- Короче, я тебе сейчас ситуацию просто объясню, на пальцах, - сказал Вовчик. - Наш национальный бизнес выходит на международную арену. А там крутятся всякие бабки - чеченские, американские, колумбийские, ну ты понял. И если на них смотреть просто как на бабки, то они все одинаковые. Но за каждыми бабками на самом деле стоит какая-то национальная идея. У нас раньше было православие, самодержавие и народность. Потом был этот коммунизм. А теперь, когда он кончился, никакой такой идеи нет вообще, кроме бабок. Но ведь не могут за бабками стоять просто бабки, верно? Потому что тогда чисто непонятно - почему одни впереди, а другие сзади?"
В. Пелевин, "Generation П"
Следующая национальная идея - это про наш особый путь. И вообще потуга на уникальность. Вышеупомянутая идея "делать деньги" не нами изобретена и исповедуется многими другими не хуже нас. Поэтому сейчас мы подчёркиваем свою уникальность, эксплуатируя своё историческое наследие и достижения прошлого. Мы претендуем даже на большее, чем на уникальность - на некоторую непознаваемость. "Загадочная русская душа", "умом Россию не понять" и прочие клише, которые мы сами про себя (и во многом ДЛЯ себя) придумали. Дескать, есть в нас нечто такое, чего нет во всех остальных, что не просчитывается и не постигается. В этом отношении мы, наряду с евреями и отчасти англосаксами, ещё один богоизбранный народ. Я воздержусь от дальнейших комментариев... Хотя не могу не вспомнить добродушную татарскую шутку: "Мы никого и ничего не боимся, мы татары, с нами русские, а с ними Бог".
Далее, есть очень контрастирующая с предыдущей идея о том, что надо стать Западом. Вот есть такой обобщённый образ Запада, где всё хорошо и правильно, идеал, на который надо ровняться. В этом отношении мы тоже не уникальны - стать западом это существенная часть национальных идей многих незападных стран, многие из которых, кстати, Россию считают вполне западом. Должно быть потому, что по валлерстайновской концепции страны периферии смотрят что на страны ядра, что на страны полупериферии как на запад - тем более, что и запад сам по себе очень неоднородный: есть разница между Нидерландами и Грецией, или между Кентукки и Калифорнией.
И главная наша идея, наша старая закваска, которая уже прошла проверку временем - это что у нас всё плохо и Россия для грустных/пьяных/безумных, а умные все уже уехали. Эта идея как основа, как рассол, в котором растворены все остальные вышеназванные идеи. Каждая из этих идей не является такой уж уникальной, но в этом рассоле русской безнадёги все они приобретают свой национальный колорит... И деньги делаем мы хуже всех - через коррупцию и торговлю ресурсами, в силу своего российского "неправильного капитализма". И уникальность наша в том, что у нас всё через одно место и хуже чем у нас нигде нет (и этим мы уникальны!). Чай за границей-то (читай на Западе), в цивилизованных странах всё не так, там капитализм правильный и все счастливы и богаты, а русские миру даны для того, чтобы показывать остальным - как не надо делать.
Эта ключевая национальная идея носит немного бессознательный характер. Но она всегда проступает там, где присутствует взгляд со стороны или где мы сами пытаемся смотреть на себя со стороны. Любое наше претендующее на серьёзность искусство расскажет о том, как у нас всё плохо и герой очередного Серебрякова в очередном "Левиафане" в очередной раз запрокинет бутылку водки и забулькает ею - потому что всё настолько плохо, что вот только напиться и забыться, других вариантов нет. Россия же, тут только так. Помню, читал статью про одного норвежца, который отметил несколько плюсов Мурманска - дескать, транспортная сеть хорошая и доступная, ряд продуктов вкусные и т.д. Статья вызвала массу негодования у отечественных читателей - ты что, ты же из Норвегии (читай, из филиала рая на земле!), какие плюсы Мурманска? Да ты раскрой глаза и убедись, что тут конец света уже наступил! Наверное, россияне так обиделись на этого норвежца за то, что он посмел подвергнуть сомнению нашу национальную идею.
Далее, эта идея подразумевает, что некое абсолютно всесильное меньшинство постоянно угнетает абсолютно бесправное и безвольное большинство и с этим ничего поделать никак нельзя. В массовом сознании народ постоянно под гнётом своеобразного внутреннего врага - то кровавая гэбня и проклятая советская власть, то коррумпированные чиновники, то ещё кто-нибудь... Скинуть гнёт народ не может в принципе. Причины этого в разных версиях могут быть его разные. Например, исключительное терпение (тут мы видим реализацию идеи уникальности). Или виновато советские наследие - от него остались неправильно воспитанные люди, которые ничего не могут сделать путного. Или лично Сталин виноват, когда "уничтожали лучших". На Западе-то лучших разводили и там все свободомыслящие, а у нас не Запад и всех свободомыслящих извели. Ещё есть версия, что и до Революции всё было плохо, почитайте русскую классику и убедитесь. Рабский менталитет, азиатский деспотизьмь, всё у нас плохо и иначе быть не может.
Обратите внимание, как в этом едины самые разные представители русского общества: либералы, националисты, либертарианцы, анархисты, ностальгирующие по СССР "левые консерваторы" и массы неопределившихся... Все согласны, что у нас всё плохо. Лишь немногочисленные центристы считают, что Россия встала/встаёт/собирается вставать с колен, остальные же хранят верность основной национальной идее. По ней всё плохое у нас - это правило, а хорошее - это исключение, это вопреки. Про условный Запад многие думают зеркально - там всё хорошее есть правило, а плохое - ну... Не суди и да не судим будешь. Кто мы такие, чтобы осуждать их - мы же не пропагандисты какие, чтоб про "загнивающий запад" рассказывать.
Моё отношение к этой "национальной идее" - она отвратительна с моральной и вредна с практической точки зрения. Она оправдывает безынициативность и безволие, культивирует почти мазохистическую жалость к себе и пораженческие настроения, поощряет пассивное и вялое существование, унижающее человеческое достоинство. Но у этой идеи благородные корни. Читали замечательный рассказ Гоголя "Шинель"? Если нет, то непременно прочитайте. Это классика, это знать надо. С высочайших высот художественной выразительности нам показывают маленького человека перед лицом окружающей российской действительности, в которой всё для него неуютно, опасно и холодно. Фраза, которую приписывают Достоевскому - "мы все вышли из гоголевской шинели" - недвусмысленно указывает - куда двинулась русская литература в общем и целом. Маленькие люди, лишние люди, в лучшем случае новые люди... И все они аутсайдеры или откровенные жертвы окружающей действительности, общества, системы. Русская классическая литература обогатила мировую культуру целой плеядой самых разнообразных униженных и оскорблённых - что само по себе не плохо. Но в двадцатом веке уже значительно менее масштабные писатели своими стараниями выродили благородный жанр "о лишнем человеке" в "пожалейку". Например, меня в школе очень тронули рассказы "Юшка" Платонова и "Уроки французского" Распутина. Рассказы хорошие, спору нет, но... Вот у Распутина герой весь такой несчастный мальчик. Никто не любит. Сверстники бьют, соседи обворовывают. Одна учительница французского хорошая. И ту потом увольняют. Про Платонова вообще молчу - чернуха беспросветная, немотивированная агрессия злых людей против бедного Юшки. Т.е. нам показывают мир, поделённый на жертв и агрессоров. "Люди, вы звери, посмотрите на себя, что же деиться-то!" Я уж не берусь судить - с какого момента стали делать акцент на чернушной пожалейке, но это оказалась простой и дешёвой формулой для как бы "высокой литературы". Литературные советские журналы за 70-ые годы уже состояли преимущественно из такой вот беллетристики - читать невозможно! Думаю, что сформировалась наша "национальная идея" примерно тогда - в оттепельные и застойные времена и с тех пор продолжает владеть умами. Особенно ей подвержена наша интеллигенция, которая уже давно и с упоением считает себя Филипп Филиппычами в окружении Шариковых.
Разумеется, я написал это не к тому, что у нас всё хорошо. Я против этих ложных дихотомий и чёрно-белого максимализма в оценке окружающей действительности. Увы, наша "национальная идея" способствует такому вот незрелому максимализму, что, конечно, плохо. Эта идея плоть от плоти нашей культуры, но это не значит, что именно это составляет главную нашу культурную особенность. Хочется верить, что это лишь временная мутная пена.
"Ключевым для русской культуры я вижу в единении с людьми ради великого дела. Было бы это великое дело, дело, в которое мы по настоящему поверим и которое поставим себе великой целью - и мы готовы к самоотверженным подвигам и великим прорывам. К чёрту постмодерн, мы хотим верить, любить и тосковать. Ницше, наверное, тоже хотел этого, потому и говорил, что «отдал бы всё веселье Запада за русскую тоску»… Впрочем, можно отставить патетику и свести всё к климатическо-географическому фактору и сказать, что наша потребность в единении - это единственно верная тактика выживания в нашем очень суровом, тяжёлом климате, в зоне рискованного земледелия, а русскую тоску и загадочную русскую душу объяснить сумеречной депрессией, неизбежной в наших краях. Единение с людьми - это возможность (единственная возможность!) стать сильным и счастливым в холодном, чуждом человеку мире, это возможность выстроить собственный мир братства с другими людьми."
Б. Мединский, "Американский фильм"
Психолог Борис Мединский
Авторские статьи, заметки и лекции о психологии, философии, культуре и обществе в оформлении музыкальных подборок.
vk.com