Начал отвечать на этот вопрос в «почтовом ящике», потом понял, что коротко не получится.
serpushokДобрый день, Григорий Шалвович! Заинтересовал такой вопрос. Очень интересно Ваше мнение.
Влияют ли на способность к литераторской деятельности такие черты личности как интроверсия-экстраверсия? Действительно ли, более талантливые литераторы - интроверты, за счет таких черт, как умение сосредотачиваться на одной теме, глубоко прорабатывать вопрос, усидчивость и прочее. Или же это не влияет, а главное - талант?
И если не секрет, к какому типу личности Вы себя относите?
Здесь, по-моему, так. В серьезной литературе больше шансов создать что-то стоящее у интроверта, поскольку его удочка заброшена внутрь самого себя. Если там, внутри, водится ценная рыба, да писатель еще и обладает талантом донести улов, не потеряв и не придушив, получается произведение, раздвигающее рамки литературы и обладающее мощной энергетикой, - «Улисс», или «Котлован», или «Процесс».
А беллетристу лучше быть экстравертом. Экстраверт нацелен на окружающих, умеет угадывать их настроения и запросы, владеет искусством занимательности. Талант здесь необходим точно так же, как в первом случае. Даже, может быть, больше. Потому что беллетристику читает несравненно большее количество людей. Кафка или Джойс не формируют вкус и жизненные установки читателей, а Дюма или Стивенсон - еще как, причем на протяжении поколений. Хороший беллетрист - как Санта-Клаус. Читатель знает, что добрый дедушка приходит с подарками и конфетами. Огорчений и душевной смуты от такого экстраверта не будет.
Хотя, конечно, бывают и злобные экстраверты - эти пишут для любителей свиного хрящика.
Добрый писатель-экстраверт Стивенсон Недобрый писатель-экстраверт де Сад
Кстати - вспомнилось не в тему - о Стивенсоне и Санта-Клаусе. Знаете, какой чудесный подарок писатель сделал одной знакомой девочке? Она, бедняжка, родилась 25 декабря и очень страдала, что осталась без дня рождения. Все вокруг и так празднуют, всем не до нее. Стивенсон (он ведь имел юридическое образование) составил по всей форме дарственную - презентовал девочке Энни свой собственный день рождения, 13 ноября, и напечатал об этом объявление в газете. Вот что такое настоящий, природный беллетрист. Недаром самоанцы плакали, когда Туситала (Сочинитель Историй) умер - а ведь даже не читали его замечательных романов.
Фрагмент документа: «Учитывая то, что мисс Энни Х. Айд, дочь Х.Ч.Айда, проживающая в г. Сент-Джонсбери, графство Каледония, штат Вермонт, США, вопреки здравому смыслу родилась в День Рождества, а стало быть, в нарушение всяческой справедливости лишена утешения и выгод истинного дня рождения; а также учитывая, что я, вышеупомянутый Роберт Льюис Стивенсон, достиг возраста, который не подлежит упоминанию, и более не нуждаюсь в каком бы то ни было дне рождения…»
Теперь отвечаю про себя. Когда я пишу беллетристику, то стараюсь быть экстравертом. Когда небеллетристику («Аристономию», например) - не стараюсь, а остаюсь самим собой. На втором этапе своей писательской карьеры я попробовал смикшировать одно с другим, написал два экстравертно-интровертных романа («Внеклассное чтение» и «Красного петуха»), но быстро понял, что это нечестно и неправильно. Люди ждали Деда Мороза, а я достал из мешка с подарками вместо пряников зубастых крокодилов…
Писатель-интроверт и его внутренний мир
С тех пор я пишу экстравертное и интровертное сепаратно. По обложке очередной книжки сразу видно, чтó в мешке. Если изображено нечто забавное и затейное - читайте, не бойтесь. Если серое и мрачное - я честно предупредил.
Почувствуйте разницу