На досуге надо будет выяснить, кто первый придумал связать загробное божественное наказание/поощрение с моральным поведением при жизни (в смысле "не убей, не укради, не вожделей жену ближнего"). Многие полагают, что это общая черта большинства религий, но это совершенно не так. Древние евреи, например, верили в божественное происхождение моральных
(
Read more... )
Comments 9
В целом же ваши построения, при всём уважении, довольно наивны. Вообще, изначальный смысл религии - в управлении стихиями и событиями - тут вы и вовсе путаете религию с магией.
Reply
Reply
И это важно в контексте обсуждаемого вопроса, поскольку этически обусловленное посмертие - абсолютное торжество религиозного образа мысли над магическим: то, как ты живёшь после смерти, обусловлено не похоронами и поминовениями, не проводимыми при жизни обрядами и соблюдением ритуальных табу, оно зависит от того, сочтёт ли некая сила тебя достойным.
Reply
Далее, переход был, как обычно, плавным. У тех же египтян, которых вы приводите в пример как религию "контроля природы", было и загробное взвешивание сердца, и формула "Не превысило имя мое твоего сана, не заставлял я рабов своих голодать, не был виновником бедности нищих. Не делал я того, что для богов низость... " и так далее, которую надо было произносить на загробном суде. Но при этом религиозные табу, обряд погребения и пр. играли никак не меньшую роль в судьбе покойного.
А водораздел между "религиями личного спасения" и "религиями окружающего мира" проводить принято где-то в районе зороастризма. Если нужен именно устойчивый, открытый (явный) и организованный культ - неустойчивые группы и отдельные мыслители с такими идеями, как водится, появлялись и много раньше.
Reply
Reply
Может, мы не очень понимаем друг друга? Какими признаками должно обладать религиозное учение, которое вы запрашиваете? Ставить именно в центр своего содержания определённую этическую систему, а не иметь её в качестве фрагмента, и обосновывать необходимость её соблюдения вариантами загробного существования?
Reply
2) Доступность обоих вариантов для всех граждан.
3) Сравнительно строгая зависимость посмертного "распределения" от соблюдения моральных норм.
Reply
Reply
Leave a comment