Мораль и вера

Oct 21, 2012 00:04

На досуге надо будет выяснить, кто первый придумал связать загробное божественное наказание/поощрение с моральным поведением при жизни (в смысле "не убей, не укради, не вожделей жену ближнего"). Многие полагают, что это общая черта большинства религий, но это совершенно не так. Древние евреи, например, верили в божественное происхождение моральных заповедей, но не верили в ад и рай. А у древних греков посмертное божественное поощрение выдавалось только отдельно взятым полубогам. И не за высокоморальное поведение, а за определенные подвиги (или просто по божественной прихоти).

Вообще, изначальный смысл религии - в управлении стихиями и событиями. То есть "молитва о дожде" и "молитва о победе". Мораль в первобытных общинах поддерживалась членами общины без ссылок на богов. "Зажал общественное мясо? Получи общественных пи%дюлей!". Естественно, с развитием цивилизации общественная мораль усложнилась, и людям понадобились судьи, решающие неочевидные проблемы, и правители, могущие наказывать влиятельных преступников. Но и тогда речь шла исключительно о прижизненном наказании.

Лишь на третьем этапе общественного развития возник спрос на потустороннее наказание/поощрение. Что явно было связано с массовым ощущением личной беспомощности и общественной несправедливости. Когда общество предлагает преступникам самоарестовываться в страхе перед загробной карой, оно расписывается в неспособности или нежелании (коррупция!) выдать пи%дюлей всем, кто этого заслуживает.

Конечно, это не обязательно признак недееспособной власти. В Израиле, например, в начале I века н.э. шли бурные споры о том, можно ли наказывать богохульство смертью. Ведь трудно определить, действительно ли преступник хулил Бога, или же он сгоряча произнес несколько необдуманных слов. В итоге, победили "гуманисты", и официальное наказание за богохульство практически умерло. Из-за чего, кстати, заинтересованным товарищам пришлось подписывать Понтия Пилата на распятие Христа.

Также не стоит считать, что подъем буддизма, христианства, ислама был связан исключительно с желанием людей считать, что справедливость когда-нибудь восторжествует. Но это был важный фактор - отказ от некомфортного Царства Земного в пользу комфортного Царства Небесного. Которого можно достичь не с помощью обильных жертв (недоступных беднякам), а с помощью морального совершенствования, доступного всем желающим. При этом правители могли привлекать людей обещанием построить на Земле приблизительную копию Царствия Небесного. И это было убедительнее, чем претензии правителей предшествующих эпох на то, что они и есть боги, и что их Царства - идеальные Царства Божии.

психология, криминал, история, религия

Previous post Next post
Up