СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КРЫМА

Mar 05, 2014 01:52

Из Манифеста Императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России, 1783 год, 8 апреля.

Божiею Милостiю Мы Екатерина Вторая Императрица и Самодержица Всероссiйская, и прочая, и прочая, и прочая.

«Решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону. Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых Наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностью, усердием и благонравием уподобиться древним Нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую Нашу милость и щедроту.

В связи с неожиданным поворотом крымской истории в сторону России интересно было бы рассмотреть исторические и культурные связи России и Крыма, ибо факты - лучшее средство от инсинуаций на тему «Крым - неотъемлемая часть незалежной Украины». Прежде всего, необходимо помнить, что разделить раннюю историю Украины и России невозможно - один из центров русской государственности находился в Киеве, там же и утвердилась первая «столица» Русской церкви.

Крым с древности играл огромную роль в истории и культуре России. Христианство на земли Крыма пришло еще в I веке, когда апостол Андрей Первозванный, согласно «Повести Временных лет» побывал в Киеве и Новгороде. Так Крым стал одним из древнейших центров христианства. Там возникают православные епархии. В Крыму проповедовал и мученически погиб один из величайших святых Христианской Церкви - Климент, папа Римский. Святой Иоанн Готский во времена иконоборчества способствовал распространению в Крыму монашества. Именно в Крым бежали от преследований иконоборцев тысячи христиан, именно они создавали пещерные монастыри и храмы, являющиеся до сих пор памятниками первых веков христианства. В 860-е гг. в Крыму побывали создали славянской азбуки святые Кирилл и Мефодий. Неудивительно, что в 980-х годах именно в Крыму, в Корсуни (Херсонесе) крестился князь Владимир, сделавший христианство государственной религией Руси. Сохранились остатки храма, где он принял крещение. Именно князь Владимир во время походов 981-988 годов включил Крым в состав Киевской Руси в виде Тмутараканского княжества. В период позднего средневековья в Крыму возникает удивительный цивилизационный феномен - княжество Феодоро, хранившее и распространявшее византийские культурные традиции. В 1475 году великий московский князь Иван Третий сватал своего сына за дочь владетеля Феодоро. Любопытно православное предание XVII века, показывающее, что в христианском сознании Крым всегда оставался Русью, даже после того, как там установился ислам. В 1634 году прибывший с русским посольством в Крым священник Иаков узнал о мощах неизвестного по имени православного святого, хранившихся в древнем Инкерманском монастыре. Иаков решил забрать их с собой, так как монастырь был в ужасном состоянии. Но ночью накануне отъезда святой явился во сне одному из членов посольства и сказал: «Вы хотите забрать мои мощи на Русь, я же хочу по-прежнему учинить здесь Русь». Впоследствии эти мощи бесследно исчезли.

В XIII веке на полуострове появились татары и Крым стал частью Золотой Орды. Когда Орда в XIV веке стала распадаться на несколько государств, в Крыму начинает складываться Крымское ханство. И с этих пор крымские татары на протяжении нескольких сотен лет совершают набеги на Русь и Россию. После падения Византии в 1453 году Крым попал под власть турок. С этого момента борьба Руси с набегами крымцев неразрывно связана с антитурецкой борьбой. Правители Русского государства никогда не забывали о значении Крыма в истории христианства и Русской Церкви и стремились освободить его, так как в эпоху русского средневековья свобода человека заключалась не в возможности выражать те или иные политические взгляды, а свободно исповедовать Православие. Именно поэтому Русь в эпоху владычества монголов не считала себя несвободной. Монголы не притесняли Русскую церковь и не вводили Ислам, так как сами были язычниками. Поэтому борьба за духовную свободу Крыма была борьбой за часть России.

В XVIII веке борьба за Крым разгорелась с новой силой. Используя противоречия между Россией и Польшей, Турция в конце 1760-х годов спровоцировала очередную войну с Россией, в которой активно использовала силы крымского правителя Крым Гирея. В 1769 году в ходе войны состоялся последний в истории набег крымцев на Россию. В знаменитых сражениях при Ларге и Кагуле турки были разгромлены, а в ходе Чесменского сражения был уничтожен турецкий флот. В конце 1770 года началось присоединение (возвращение) Крыма. Примечательно, что Австрия, Англия и Франция, не хотевшие усиления России за счет Турции, делали все возможное для того, чтобы не допустить полного разгрома Турции. В 1774 году между Россией и Турцией был подписан известный Кучук-Кайнарджийский мир, по которому к России отходили земли от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Черное море. Керченский пролив стал российским. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции.

Однако последняя продолжала явно и тайно подталкивать крымское ханство к войне с Россией и поэтому присоединение Крыма растянулось почти на 10 лет. В борьбе за Крым блестяще проявили себя выдающиеся полководцы А.Суворов и М.Кутузов. Последний именно в крымских событиях был тяжело ранен и потерял глаз. Только 8 апреля 1783 года Крым окончательно вернулся в состав Российской империи. Г.А.Потемкин издал распоряжение, согласно которому «воля ее императорского величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры». 10 февраля 1784 года Екатерина Вторая повелела основать в Крыму «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале 1784 года состоялось основание крепости, названной Екатериной II Севастополем («Величественным городом»). Однако бывшие вельможи крымского ханства не пострадали - из них было создано «земское правительство» Крыма, а 22 февраля 1784 года указом Екатерины II высшему сословию Крыма были предоставлены все права и льготы российского дворянства. Единственное ограничение было следующим - дворяне мусульманского исповедания не могли владеть православными крепостными. В тот же день Севастополь, Феодосия и Херсон были объявлены открытыми городами для всех народов, дружественных Российской империи. Иностранцы могли свободно приезжать и жить в этих городах, принимать российское гражданство. В Крыму, кстати, не было крепостного права. В следующем году все крымские порты были освобождены от уплаты таможенных пошлин сроком на 5 лет. В 1787 году императрица Екатерина II побывала в Крыму, посетив, среди прочих городов, Севастополь.

В Крым в массовом порядке начали переселяться люди из центральной России и Украины. Уже через двадцать лет оборот русской черноморской торговли вырос в несколько тысяч раз. К середине XIX столетия городское население Крыма выросло в десять раз, а все население Крыма в шесть раз. Темпы освоения земель Новороссии и Крыма превосходили аналогичные и одновременные с ними темпы колонизации американского Запада. Как отмечает современный исследователь «при этом в отличие от судьбы индейских племен, частью уничтоженных полностью, частью загнанных в резервации, в ходе новороссийской колонизации ни один из причерноморских этносов не исчез. Этническая карта Северного Причерноморья наоборот, даже пополнилась за счет колонистов - выходцев из различных стран Европы».

В Крым поехало много образованных людей, которые начали изучать эту землю и людей, ее населяющих. Крымская тема активно «поселяется» в русской науке, искусстве, литературе. Так очень быстро начинает формироваться русский Крым. Возрождается православная жизнь, строятся храмы, возвращаются к жизни древние пещерные монастыри. О том, что Крым уже к середине XIX столетия был неразрывно в общественном сознании связан с Россией, свидетельствует Крымская война 1853-1856 годов. Десятки тысяч русских людей погибли за то, чтобы Крым остался в составе России.

В XIX - начале XX-го веков Крым становится одним из центров русской культурной жизни. С ним связаны имена А.Пушкина, А.Грина, А.Чехова, К.Тренева, С.Сергеева-Ценского, М.Волошина, К.Паустовского, И.Шмелева, М.Цветаевой, А.Аверченко, И.Сельвинского, О.Мандельштама и многих других. Именно эти культурные связи навсегда сделали Крым неразрывной и очень своеобразной частью России.

В 1920-е годы именно через Крым прошла последняя волна русской эмиграции, за Крым, как за последний оплот России (а не Украины) сражался барон Врангель. Гибель тысяч людей - офицеров, гимназистов, служащих - еще крепче связала исторические, трагические судьбы Крыма и России в единое целое так же, как раньше эти связи установились в культуре. Символично, но именно в Крыму родился, вырос и закончил свои дни один из самых стойких исповедников Православия в ХХ столетии - святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), выдающийся хирург, архиепископ, получивший в советское время (случай беспрецедентный) сталинскую премию за свою работу по гнойной хирургии. Сегодня его мощи лежат в Симферополе. В годы Великой Отечественной войны Крым стал отдельным бастионом борьбы с фашизмом. Героическая оборона Севастополя, трагедия Крымского фронта, штурм Сапун-горы навсегда останутся в истории России. Именно в Крыму на Ялтинской конференции была определена дальнейшая судьба послевоенного мира.

Это только отдельные страницы истории Крыма. Можно ли выделить из этих страниц отдельную «украинскую» тему? Безусловно, нет. Крым всегда - прежде всего в ментальном, а затем и в территориальном плане был частью России. Уже говорилось о том, что разделить историю Украины и России на ранних этапах (а это несколько столетий) особенно в связи с Крымом невозможно. Либо сомнительные украинские власти обязаны признавать свое право делить (в чем-то) с Россией историю Крыма, либо, отказываясь от этого, они немедленно лишаются любой возможности говорить о Крыме, как о своей территории. Так что в любом случае именно Россия имеет полное право определять историческую судьбу Крыма на современном этапе. Что она и делает.
Previous post Next post
Up