СПЕЦОПЕРАЦИЯ 3 (ДЕТАЛИ)

Jul 10, 2013 00:17



Изгнанный директор.


Нынешний директор. С оригинальностью.

Постепенно «дорисовывается недорисованный портет» увольнения (изгнания) Минкультом легендарного руководителя ГМИИ им. Пушкина И.А.Антоновой. Сначала вес было видно «словно сквозь тусклое стекло, гадательно» («Спецоперация» http://boris-yakemenko.livejournal.com/356472.html), потом выяснилось, что гадание было недалеко от истины (Спецоперация 2. Совпадения. http://boris-yakemenko.livejournal.com/357992.html), ну, а теперь становятся видны даже мелкие детали, о которых говорит Ирина Александровна в интервью «Известиям» (http://izvestia.ru/news/553161#ixzz2Xjtf0Lz2). (И вновь искренне благодарю http://suphix.livejournal.com/ за наводку и поддержку).



Искусство И.А.Антоновой


Искусство Лошак

Главный вопрос, разумеется, как выбирали преемника. Сначала была популярна версия о том, что выбрала сама И.А.Антонова. Теперь уже ясно, что это неправда, что эта версия позволяет Минкульту затушевать спецоперацию по устранению главного препятствия к захвату ГМИИ либеральными концептуальными кураторами т.н. «современного искусства» в самом худшем смысле этого словосочетания.
«- Правда ли, что вы сами выбрали госпожу Лошак своей преемницей?
- Я объясню. Наш музей - дитя университета. Здесь живет университетский ген, так же как имперский - в Эрмитаже и купеческий - в Третьяковке. И потому я мечтала выбрать в преемники кого-то из среды ученых, испытывающих интерес к просветительству. Я сделала министерству некоторые предложения - это были люди из МГУ и РГГУ. К сожалению, их не приняли, потому что есть такое понятие, как известность. Министерству нужна была какая-то известная фигура. Когда я возглавила музей, меня никто не знал, я была просто старшим научным сотрудником. Но сейчас мир так заторопился, что уже, видимо, не может позволить себе вырастить специалиста до обретения так называемой публичности. Когда мои кандидатуры отклонили, мне был предложен не очень широкий, но все-таки круг людей, подобранных министерством. Я сочла, что наиболее возможная фигура из этого списка - Марина Лошак».



Искусство И.А.Антоновой.


Искусство Лошак.

Итак, пришлось выбирать лучшую из худших. Можно только догадываться, кто там был еще кроме Лошак, что пришлось остановиться на ней. Думаю, все бы ужаснулись. Но интересно не только это. Интересно, что не подошли специалисты из университетов, потому что они «неизвестны». А разве в ГМИИ директору нужно плясать и петь? Но критерии - минуточку - Министерства культуры (sic!) абсолютно те же, которыми руководствуются при выборе эстрадников (о чем уже приходилось писать). Какая там специализация, какие там знания, какой там профессионализм? Известное лицо и звонкая фамилия, затрепанная в «МК», вот и все. В таком случае директором ГМИИ нужно было назначить Урганта или Светлакова. Возможно, они даже были в списке (все таки имеют отношение к «культурке»). Но если и были, то, думаю, назначили Лошак просто потому, что И.А.Антонова просто не знала эти две фамилии, а про Лошак слышала.



Искусство И.А.Антоновой


Искусство Лошак.

Деликатность Ирины Александровны раскрывает нам еще одну подробность.
«- Кто представил вам список кандидатов? Владимир Мединский?
- Кто конкретно работал над этим списком, откуда выросла та или иная фигура, мне сказать трудно. Я не возражаю против кандидатуры Марины Девовны, у меня нет отторжения. А как будет - посмотрим. Мне говорят, она галеристка».
«Я не возражаю». То есть она не выбирала. Ей перечислили и назвали предпочтения. И.А.Антонова могла только «не возражать». А последняя фраза вообще свидетельствует о том, что легендарный директор ГМИИ вообще не очень в курсе того, чем Лошак занята. Очень интересно.
Интересны оттенки отношения Минкульта к И.А.Антоновой. «Я считаю, что собрание, которое устроило Министерство культуры, было просто неприличным. Начиная с того, что на него не позвали меня. Когда я позвонила начальнику департамента культурного наследия Наталье Юрьевне Самойленко, она заявила, что мое появление там нежелательно, поскольку это «создаст эмоциональный фон». Я сказала: «А чего вы боитесь? Вы хотите, чтобы все дудели в одну дуду?» Позвонила министру - отдаю ему должное, он распорядился меня пригласить. Но ни один из наших сотрудников не мог туда прийти. Там были в основном люди из когорты «я Пастернака не читал, но осуждаю». У них нет верной информации. Никто из них не видел музей, в отличие от меня. Я там была, поэтому имею право говорить о нем как об огромном, уникальном явлении художественной культуры ХХ столетия». Напомню, речь идет о музее нового западного искусства, на возрождении которого настаивает И.А.Антонова. То есть ее, инициатора, пытались с самого начала устранить от процесса. Красиво. И культурно.


Искусство И.А.Антоновой


Искусство Лошак (благодарю http://pravdoiskatel77.livejournal.com/7135417.html)

« - Что это за должность, на которую вас назначили в апреле - куратор всех российских музеев?
« - Это вообще безумие чистой воды. Кто придумал эту должность, что она означает? Я узнала о своем назначении из газет. И там же прочитала, что теперь отвечаю за госзаказы на 240 млн рублей в год. Что это такое? Я попросила прислать положение о моей должности. Оказалось, что его не существует… Видимо, это неуклюжие попытки оправдать или сгладить мой уход. Вообще-то, наверное, кто-то очень рад, что я ушла. Когда об этом узнали, сразу началось большое оживление. Я не говорю о музее - не думаю, что здесь есть такие, судя по тому, как меня провожали. За 52 года коллеги не написали на меня ни одного доноса или жалобы». А сколько писали об этом кураторстве. А что касается тех, кто «очень рад», что Ирина Александровна ушла, то, в принципе, любой человек, находящийся в теме, понимает, где были в день ухода Антоновой накрыты торжественные столы. В большом административном здании недалеко от метро «Китай-город».

Вот такие интересные и показательные детали. Думаю, мы узнаем еще много всего. Достаточно много, чтобы, услышав слово «руководство Минкульта», схватиться пусть не за пистолет, но хоть за что-нибудь твердое. В 1990-е очень многие школьники и школьницы хотели быть бандитами и проститутками. Потом времена изменились, но, как оказалось, не для всех. Некоторые и сейчас хотят быть геростратами. Что же, им это удается вполне, в отличие, очевидно, от тех самых мальчиков и девочек 1990-х, большинство из которых стали вполне приличными людьми.
Previous post Next post
Up