СПЕЦОПЕРАЦИЯ

Jul 02, 2013 12:20



Ирина Александровна Антонова, человек-легенда, директор ГМИИ им Пушкина уволена Минкультом. Это было ожидаемо. Если начать поддерживать шансон, то рано или поздно придется уволить Антонову. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Не уволен Иксанов, пустивший в Большой театр порнографа с дружками, устроивший в театре спектакли, с которых в слезах бежала мировая примадонна Г.Вишневская и, в результате, уничтоживший театр. Не уволен Захаров, превративший «Ленком» (даже по отзывам актеров) в что-то невозможное. Не уволен Серебрянников, загадивший матом и перформансами МХАТ, а теперь разрушающий еще один театр. Уволена Антонова.

Для того, чтобы все выглядело пристойно, И.А.Антоновой изобрели должность «Президента» и объявили это повышением. Неискушенному в таких вещах человеку может показаться, что все именно так. На самом деле, ход очень старый и опробованный давно. Много лет назад слушал рассказ преподавателя из педагогического ВУЗа о том, как на одной из кафедр ВУЗа торжественно перевели старого «ветхого денми» профессора в «почетные консультанты» кафедры (за точность титула, за давностью лет, не ручаюсь, но что-то типа того). Все профессора поздравляли, жали ему руку, говорили о раскрывающихся теперь перспективах, тот благодарил и даже прослезился. А позже, в прокуренных кулуарах под лестницей, похохатывая, обсуждали ловкую спецоперацию руководства кафедры по нейтрализации хоть и старого, но крепкого противника, каковая (операция) завершилась блестящим успехом. Все хорошо знают, сколько таких «президентов», «почетных таких-то и таких-то» сидит в ВУЗах, музеях, академиях и прочих богоугодных местах, а те, кто в теме, могут рассказать, каково в реальности влияние и значение этих «президентов» и слушает ли их кто-нибудь вообще.

ГМИИ слишком знаковое место, чтобы оставить его без активного попечения Минкульта. Попечение выразилось в Лошак. Конечно, сейчас И.А.Антонова говорит о том, что кандидатуру «согласовывали», что кандидатура была выбрана давно, что именно она, Антонова, выбрала Лошак, но почему бы не предположить, что Ирина Александровна, как человек честный и интеллигентный, просто соблюдает договоренности и говорит то, что нужно сказать. Тем более, что при близком знакомстве с деталями выясняется, что не все эти детали сходятся. Так, в разговоре с «Лентой.ру» Лошак, якобы выбранная давно, признается, что назначение стало для нее «в достаточной степени неожиданным событием»: «все очень быстро произошло, сейчас буду все узнавать». «Разошлись старый и новый директора Пушкинского и в рассказах о том, как произошла смена директора. По словам Лошак, первыми ей позвонили не представители Минкульта, а сама Антонова: «Первой была Ирина Александровна, которая сказала мне, что единственный преемник, которого она видит, это я». Вопреки этому, Антонова сказала, что имя ее преемника «дискутировалось», а в списке были несколько кандидатов. И прежний, и новый директор заявили, что решение об уходе Антоновой было осознанное и самостоятельное. Сама Антонова даже заявила, что уже «полтора года как я объявила, что я ухожу», однако если это и так, то объявила это директор ГМИИ как-то тихо: ее решение прошло мимо новостных лент, сознания музейщиков, которые продолжали воспринимать главу Пушкинского как действующего игрока, а не «хромую утку»». Мало того, «когда публике предложили задавать вопросы, единственное, что спросили сотрудники - как же именно звучит имя-отчество их нового директора». http://lenta.ru/articles/2013/07/01/gmii/ Я лично знаю И.А.Антонову давно (мы с ней в одной комиссии), много общались и могу подтвердить правоту этого предположения. То есть налицо спецоперация по захвату нового плацдарма.

Захвата кем? То, что Лошак это кандидатура Минкульта, а не музея, нет никакого сомнения. Стремительная передача власти (пресс-конференция была по спартански кратка, сотрудников позвали буквально за 15 минут до начала, то есть налицо кавалерийский наскок), «инаугурационная» речь Лошак о том, что ««будущее нашего любимого музея будет прекрасным», что все будут относиться друг к другу «без предубеждения», «дружески и ответственно» делая общее дело» без прямых обращений к работникам музея (http://lenta.ru/articles/2013/07/01/gmii/) свидетельствуют о том, что в музее о ней не знают вообще, зато ее хорошо знает руководство Минкульта. Она также не знает ГМИИ, ибо пообещала начать «пристальное знакомство с музеем» (!) Пора. Не менее важная и гораздо более говорящая деталь, по которой явно видны контуры будущего это то, что Лошак «куратор», «искусствовед», «знаток авангарда» (то есть не искусства, а общественно политических акций) и, главное, основатель винзаводовской галереи «Проун». Последнее - диагноз, говорящий о том, что где-то рядом там соратник Гельман, друг и коллега Ерофеев и прочий передовой отряд «концептуалистов» и ниспровергателей всего ветхого и отжившего, которые сегодня не у дел, но скоро, очевидно, появятся в новом пространстве.

Косвенным подтверждением этому является восторженная рекомендация Швыдкого, который поставил Иксанова на пост директора Большого Театра и поддерживал там порнографические постановки, для которого без мата нет русского языка, а Пушкин безнадежно устарел. «Я думаю, что это очень правильный кадровый шаг министерства культуры… Марина Лошак за последние почти 30 лет ее работы в Москве показала себя удивительно креативной личностью. Она умеет сочинять художественные явления, иногда используя явления, в которых только она может разглядеть художественную ценность. То время, которое она работала как частный галерист, и то, как она работала в "Манеже", показывает, что она - человек с большой творческой фантазией. Для ГМИИ это очень важно». http://ria.ru/culture/20130701/946837421.html#ixzz2XjkiiseH Не будем комментировать слова о том, что для ГМИИ важны «фантазии» - в наше время сплошных фантазий и креативов должны оставаться места, свободные от них. Дело в другом. Рекомендация Швыдкого это примерно то же самое, что рекомендация Геббельса желающему занять пост главного редактора «Правды» в годы войны. То есть Швыдкой и Лошак это тоже одна команда, которая добилась реванша.

Плоды его мы увидим очень скоро. Лошак уже заявила, что Пушкинский музей это «глубоко либеральное учреждение, чьи ценности идут внутри либерального коридора», а сама она намерена этот коридор расширять. Что такое «либеральный», «либерал», «либерализм» сегодня в нашей стране - похвала или оскорбление, каждый может понять сам. Судя по «кураторствам» и «Винзаводу» Лошак понимает слово «либеральный» именно так, как его понимают на антироссийском «Эхе Москвы» (кстати, сейчас посмотрим, что запоют все эти рупоры по поводу нового назначения. Если начнутся восторги - пиши пропало). Но это ничего. Опыт работы в «Манеже» есть - справится и с музеем. Именно справится. Зарубежных связей, как призналась И.А.Антонова, у Лошак нет (а на этом держался ГМИИ с его уникальными выставками) - справится. Если за спиной и нынешний Минкульт и прошлый (Швыдкой), то есть аж два Минкульта - она справится с чем угодно. Даже с ГМИИ. И с кем угодно. Побольше креатива, фантазии, искрометной выдумки, перформансов, акционистов, концептуалистов - и все получится.

В Москве умножается число мест, в которые больше нельзя ходить. Это Большой театр, МХАТ, изуродованное Лужковым Царицыно, симулякр Коломенкого дворца. Нужно успеть еще хоть несколько раз посетить ГМИИ, ибо, не исключено, что он пополнит трагический мартиролог эпохи, за который, без сомнения, потомки с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом» выпишут всем нам тяжелый и разорительный счет.
Previous post Next post
Up