Первый письменные упоминания о Варшаве относятся к XIV веку. В 1596 году она становится столицей Речи Посполитой (глава государства продолжал короноваться в Кракове). Во время Второй Мировой войны город был сильно разрушен.
Из Петербурга я отправился на поезде до Бреста. Сосед по купе, гражданин Беларуси, недавно вышедший на пенсию, постоянно ругал своего президента Лукашенко:
- Линии у него нет!... Хочет и вашим, и нашим... Но перехитрит, в итоге, сам себя. И нас, жителей страны, заодно... В международных делах постоянно мечется между двух стульев, а уровень жизни людей постоянно падает. То ли дело ваш Путин!...
В соседнем купе ехала богомольная бабушка. Постоянно крестилась и всё время заглядывала в какую-то потрёпанную книгу. Поклажи у неё было много. При взгляде на вещи, завёрнутые в какие-то одеяла и платки, перевязанные бечёвкой, вспоминались фильмы о первых годах советской власти, когда часть жителей нашей огромной страны снялась с обжитых мест и поехала (пошла, поплыла) навстречу новой жизни, схватив с собой лишь то, что можно было унести...
- К нам, наверное, едет, - прошипел сосед, и, видя, что я не понял, пояснил, - я в монастыре охранником работаю. Туда, знаешь, таких сколько приходит?... Несут в церковь последние деньги, а тем всё мало... Зарплату мне обещали одну, а платят другую... Уволюсь, к чёртовой матери...
Подключившиеся к обсуждению насущных жизненных проблем другие жители Беларуси также высказывали сильное разочарование своим президентом. Т.к. я раньше такого резкого неприятия Лукашенко не встречал, то поинтересовался:
- За кого голосовать будете на следующих выборах?
И все недовольные выдали одинаковый ответ:
- Да за него и будем... За кого ещё-то?...
Из Бреста в польский пограничный городок Тересполь ходит электричка. Из него мне пришлось добираться до Варшавы с двумя пересадками. Это фотография сделана на одной из них. Видно, что велосипед здесь активно используется, как средство передвижения.
Поезда (или электрички), на которых я ехал внешне выглядели не всегда привлекательно. Но внутри был полный порядок: чистые туалеты, под столиками небольшие ящички для мусора со свежими пакетами.
Впервые, за всё время путешествий, у меня была принимающая сторона. Мой польский друг Анджей, с которым мы знакомы более четверти века, пригласил меня, обещая показать родной город. Т.к. добираться до Варшавы мне предстояло примерно 5 часов, я зашёл в магазин. Интересно было проверить услышанную в поезде информацию о том, что теперь из Бреста ездят за продуктами в Тересполь. Потому что там цены ниже. Оказалось, что колбаса, действительно, стоила дешевле, чем в России (хлеб примерно так же или дороже). Если учесть, что белорусские цены вплотную приблизились к российским, то, возможно, что и ездят. Но, с учётом стоимости билетов, бизнес этот навряд ли рентабелен. Может быть, просто хочется поесть польской колбаски (мне понравилась). Выйти из поезда я решил на Варшаве Восточной ( в городе несколько вокзалов), чтобы доехать до дома Анджея на велосипеде. Т.к. уже был вечер, то фотографировал быстро, с колёс. Не останавливаясь для получения какой-либо информации.
Небольшой костёл.
Магазин при шоколадной фабрике. На противоположной стороне улицы похожий особнячок (не сфотографировал из-за плохого освещения).
В начале 1990-х годов я часто приезжал в Польшу торговать. Сюда везли любой советский товар - электроприборы, инструмент, посуду и многое другое. Отсюда одежду и ширпотреб. Здесь шоковая терапия началась раньше, поэтому между ценами на многие товары в наших странах образовалась большая разница. Думаю, что тогда отечественные предприятия были загружены под завязку. В Варшаве самый крупный рынок располагался на центральном стадионе. Помню ощущение некоего сюрреализма, когда на трибунах шумел многотысячный базар, а на спортивном поле бегали несколько человек. Сейчас это всё в прошлом... В 1990-х в Польше можно было без проблем объясняться на русском. Теперь сложнее. После пары попыток я решил стараться к молодым людям не обращаться. Рядом со стадионом было людно. Я выбрал собеседников постарше:
- Скажите пожалуйста, здесь был рынок 25 лет назад? (Конечно, пришлось неоднократно повторять сложные слова, искать синонимы и т.д.).
- Да...
- А Чемпионат Европы по футболу проходил на этом стадионе?
- Да... Его реконструировали...
То-то я его не сразу узнал. Солидно выглядит. А тогда, четверть века назад, здесь было неспокойно. На рынке теснились продавцы и покупатели, погуливал криминал. И местный, и наш, отечественный. Как-то у меня потянули небольшую сумку в толпе, только я попытался среагировать, как с другой стороны уцепились за более крупную. Главное, всё это прикрыто спинами сообщников так, что непосредственного исполнителя практически не видно. Стало ясно, что нужно чем-то жертвовать, и я отпустил меньшую... Рэкетиры собирали дань с торгующих. Суммы были небольшие, но могли подойти ещё раз другие. Поэтому ограбившие первыми давали клочок бумаги, например: "Получил Сеня ". Точных имён я уже не помню, только через несколько лет после завершения моей польской эпопеи увидел в сводке МВД информацию о том, что одного из лидеров преступности убили неподалёку.
Городской пляж на берегу Вислы заполнен одетыми людьми (начало мая). Интересуюсь:
- Почему там много народу?...
- Завтра вольный (нерабочий) день...
Комбинация из двух мостов. На переднем плане видны фермы железнодорожного, а за ним ванты автомобильного, Свентокшиского (2000 г).
Противоположный берег.
Я перебирался через Вислу по мосту Понятовского. Он был сооружён в 1914 году и носил имя императора Николая II. Строился 10 лет. С моста несколько спусков вниз. Мне нужно было попасть на набережную, чтобы по ней добираться к месту назначения. Но я проскочил нужную лестницу, а когда понял это (мост длинный), то уже уехал далеко, да и не было уверенности, что я этот спуск найду со второй попытки, поэтому решил ехать через центр. Тем более, что уже стемнело.
Такая колоннада обрамляет лестницу, ведущую вниз..
В этот раз у меня был с собой планшет с подробными картами европейских стран. Но, всё равно, время от времени приходилось уточнять маршрут движения у прохожих. Заодно нужно было проверить, как поляки реагируют на русское. Несколько раз мне ответили достаточно доброжелательно, но один гражданин, оказавшийся изрядно выпившим, стал разговаривать на повышенных тонах, высказывая претензии в адрес России и русских. Не знаю, как бы развивались события дальше (я не могу долго молча выслушивать подобные вещи), но его потащила за руку спутница, извинившись передо мной на ходу. К Анджею я прибыл уже затемно. Встреча затянулась до середины ночи, и утром я с нетерпением вышел на балкон. Напротив возвышался огромный костёл. Я не забыл, что в Польше конца XX века меня поразила набожность местного населения.
- Неплохо ты устроился. Рядом с костёлом...
- Я в него не хожу. Но католицизм поддерживаю. Потому что это одна из граней польской души. Наша История и традиции...
- Давно он возведён?
- Лет двадцать, наверное...
Мне предстояло следовать серьёзно проработанному (без моего участия) плану по плавному погружению в польскую действительность. Но я сумел вытребовать возможность заглянуть внутрь этого громадного сооружения. Когда я пересёк порог, служба заканчивалась. Вскоре прихожане во главе с ксендзом прошли во двор и оттуда послышались песнопения. Посетители, кстати, были, в основном, уже в годах. Знакомая картина...
Первым пунктом моего нынешнего знакомства с Варшавой было посещение Музея Варшавского восстания. Это меня не удивило, потому что ранее Анджей в разговорах обязательно спрашивал:
- Почему Советская армия не помогла восставшим?...
Варшавскому восстанию посвящены горы литературы. Мнения высказываются самые различные. Я позволю себе вкратце изложить суть дела. 1 августа 1944 года в Варшаве началось восстание против немцев, организованное Лондонским правительством Польши. Советская армия находилась, в это время, недалеко от восточных предместий города. Задачей "лондонских" поляков было захватить власть в столице до её освобождения нашими войсками. Чтобы встретить их от лица сформированной законной власти. Подобная тактика: заполнения разрыва между отступившими немецкими войсками и ещё не появившимися советскими была ими использована ранее в Вильнюсе и Львове, но польские вооружённые формирования, в тех случаях, были вскоре разоружены. Что, в общем-то, понятно: наша армия ценой миллионов жизней громит, в течение нескольких лет, сильнейшего врага, заходит в очередной освобождённый город, а там её встречают:
- Здрасьте! Мы тут уже власть в свои руки взяли... Но ничего, вы тут проходите, садитесь с краю...
Конечно, подобные вещи во время войн не практикуются... Сопротивление немцев продвижению советских войск было отчаянным, и нашим командирам виднее, когда бросать в бой своих солдат. В конце, концов, союзники по антигитлеровской коалиции не один год обещали Сталину открыть второй фронт, но не делали этого, исходя из собственных интересов. Такова жизнь...
30 июля 1944 года в Москву, для переговоров со Сталиным, прибыл премьер правительства в эмиграции (в Лондоне) С. Миколайчик. И успех восстания был бы сильным козырем в его руках. Но переговоры провалились, подавлено было и восстание. Погибли десятки тысяч жителей и военных с обоих сторон. Значительная часть центра Варшавы оказалась разрушенной (часть зданий в назидание, по приказу Гитлера).
В настоящее время этому событию посвящён огромный музей. На башне символ Армии Крайовой (ориентированной на лондонское правительство).
Внутри музея оказалось темно, поэтому фотографий я не делал. Надо сказать, что сама экспозиция построена интересно, нет однообразия в подаче материала (среди экспонатов даже самолёт). Соответственно, и посетителей много. Я получил в руки устройство, именуемое "Аудиогид" (русскоязычный). Значительная часть материалов посвящена вооружению, изготовленному в подпольных мастерских. На улице тоже установлен подобный броневик.
Бросилось в глаза, что создаётся впечатление, будто всю борьбу вели только члены Армии Крайовой.
- А почему практически не отражена помощь Армии Людовой и других военных образований, которые также участвовали в восстании? Их же посылало советское командование?
- Их было очень мало...
По ком ты звучишь, колокол?... Уж ты-то не забываешь о тех поляках, которые освобождали страну с востока?... Не считаешь их ренегатами и предателями интересов Польши?...
У меня сразу возник вопрос:
- А правильно ли поступили руководители восстания, призвав жителей к вооружённой борьбе?... Может быть, нужно было подождать, пока Советские войска войдут в Варшаву?... Да и стоило ли не согласовывать свои действия с мощной союзной армией, которая стоит недалеко...
- Армия Крайова пыталась договориться с СССР, но её не стали слушать.
Тогда я не знал истории вопроса, а потому не стал развивать обсуждение. Но чувствовал, что дело было не так. Потом Википедия подсказала, что дата начала восстания была важной для политических переговоров, проходивших в Москве. Поэтому людей вывели на улицы именно в это время. Я отдаю должное мужеству поляков, боровшихся с немцами, но так и не смог решить для себя - можно ли записать восстание в разряд великих нужных дел или это великая трагедия Польши, виновные в которой хорошо известны?...
Задаваться этим вопросом в музее было неуместно, всё-таки, он посвящён героическим действиям людей, не пожалевших своих жизней для освобождения родной страны (часть европейских народов сосуществовала с оккупационными германскими войсками совершенно спокойно). Видно, что Варшавское восстание стало неким символом польского героизма во Второй Мировой войне. Известно, что армия Польши продержалась против Германии чуть больше месяца, но она, всё-таки, сражалась, в отличие, опять же, от некоторых других европейских армий.
Мне кажется, что история этого события показывается здесь однобоко. Коротко она выглядит так: поляки восстали против немцев, но Советская армия, узнав об этом, прекратила продвижение, чтобы германские войска смогли подавить народное выступление. То есть, вина в его провале лежит на СССР. Один из недавних министров иностранных дел Польши требовал даже извинений от России за этот эпизод войны. (В общем-то, ни на что не влияющий в стратегическом плане). Не располагая местом для дискуссий по этому вопросу, просто хочу привести одну фотографию. На ней командующий восстанием
Т. Коморовский (прочитайте о нём, там много интересного) капитулирует перед немецким командованием. Замечу только, что подобные вещи на оккупированных территориях СССР заканчивались без рукопожатий.
Повинную голову меч не сечёт... По условиям капитуляции участники восстания из Армии Крайовой приравнивались к военнопленным, но это положение не распространялось на членов Армии Людовой (просоветской).
Далее мы поехали в парк Лазенки. Заложен он был в XVII веке для коронного гетмана Станислава Любомирского. Навание "Лазенки", то есть, бани, было дано из-за располагавшегося на территории купального павильона.
В 1764 году парк приобрёл Станислав Август Понятовский, после своего избрания королём Польши. Именно он придал территории нынешний вид. Во время войны парк сильно пострадал, и был реконструирован.
Оказалось, что мне заказан русскоговорящий экскурсовод. Пришлось его немного подождать (видимо, пользуется спросом), и я сделал несколько фотографий.
Вид на дворец.
И скульптура поблизости. (Вводное фото также сделано здесь).
Павлины вышагивали прямо-таки по-царски.
Нашим гидом оказался мужчина средних лет, выходец из СССР. Он был энергичным и быстрым. Эти качества сильнее всего проявлялись в его речи и скорости ходьбы. Первым делом мы прошли во дворец, и началось представление мне польских королей и вельмож. Скажу честно, что они меня не очень интересовали. Да и слишком много их было.
Скульптура процветающей Польши.
И кто-то поблизости. Что не удивительно, т.к. рядом с процветающими субъектами не бывает пустоты.
Немного классики жанра.
Чёрт оказался весьма симпатичным дядькой. Может быть, и вправду не так он страшен, как его малюют?
Экскурсовод своё дело знал назубок. Информация вылетала из него, как из пулемёта. А именно это обстоятельство меня никогда не привлекало. Куда лучше спокойный рассказ, лучше покороче, но чтобы можно было переспросить, обсудить, пропустить что-нибудь... Вот и в этой комнате кто-то из известных людей жил, но я не запомнил. Знаю только, что человек он был достойный.
Зала на первом этаже.
Осмотр дворца закончился, и я добился права выкроить несколько минут на его обход с фотоаппаратом. Вообще-то он называется Дворцом на воде.
Мы движемся дальше, и я вспоминаю, что всю жизнь не любил экскурсоводов... Следующее сооружение, которому мы должны отдать кусочек своей короткой жизни закрыто на замок, и у меня появляется надежда, что на этом наша компания распадётся, и я получу возможность походить спокойно по парку. Но гид честно предлагает взамен показать нечто другое, и мы движемся дальше. Анджей доволен: его российский друг не только увидит замечательное место, но и узнает о нём много интересного. А российский друг в печали... Я пытаюсь объяснить воё желание:
- Вообще-то, главной моей задачей является фотографирование достопримечательностей...
- Да потом пробежитесь быстренько, - это уже экскурсовод предлагает выход из положения, считая, конечно, что его рассказ куда важнее всего остального...
Мы заходим ещё куда-то, я выслушиваю информацию о неких известных поляках. В моей голове всё отчётливей кристаллизуется вопрос: "Это когда-нибудь закончится?". Вскоре эта мысль остаётся у меня единственной...
Кажется, что грустный лев солидарен со мной: "Как надоели эти экскурсоводы!...".
В Польше есть свой Высоцкий. Участник национально-освободительной борьбы против России. Даты на постаменте не относятся к годам его жизни, хотя она была достаточно длинной. Это отмечено столетие Ноябрьского восстания 1930 года.
Я позволяю себе иногда не соглашаться с гидом, но внутренне отмечаю, что, когда речь идёт на отвлечённые темы, слушать его интересно, т.к. он, прожив в Польше пару десятилетий, отзывается о ней и её истории без особого пиетета. Некоторые из его высказываний даже мне кажутся чрезмерно резкими. Анджей молчит, но я вижу, что кое-что ему не нравится.
Продолжение скульптурной темы.
Памятник Шопену был открыт в 1926 году. Т.к. он сидит под ивой, то рядом был создан пруд.
Ф. Лист был другом Ф. Шопена и даже написал о нём книгу.
Бельведерский дворец. Первое здание здесь появилось в 1662 году, но по распоряжению Российского правительства, в 1818 году, он был разобран, а на его месте возведено нынешнее здание (1824 г). Во дворце стал жить великий князь Константин Павлович. Впоследствии дворец служил резиденцией российскому императору во время его пребывания в Варшаве.
После восстановления польской независимости в 1918 году дворец стал местонахождением главы Польши Пилсудского, который умер там в 1935 году. Во время немецкой оккупации Польши здание было перестроено для генерал-губернатора Ганса Франка. В настоящее время дворец является одной из резиденций президента Польши.
Памятник Пилсудскому.
Наконец-то экскурсовод счёл свою миссию законченной и удалился, доставив нам великую радость. Мы сели на скамейку и какое-то время просто наслаждались спокойствием и тишиной. Затем пошли по улице.
Ботанический сад.
Президента Рейгана в Польше уважают, считая сильным и жёстким политиком. А именно такие и должны стоять на защите свободного мира...
Музыкант, государственный деятель и Рыцарь Большого Креста Игнаций Падеревский. В 1919 году он занимал пост премьер-министра Польши.
Это уже Уяздовский парк.
Скульптура Евы. После этого мы зашли перекусить в итальянский ресторанчик. "Перекусить" состояло из 5 мясных блюд. То ли это было польское гостеприимство, то ли проверка русского друга на прочность. Если так, то испытание я выдержал достойно...
Вперёд Перейти к другим рассказам