Ереван. Часть 2. Велосипедная прогулка по городу. Архитектура. Достопримечательности. 2014 г.

Feb 04, 2016 10:09




Поездка в Гарни и Гегард заняла, как и предполагалось, полдня. К обеду я уже вернулся в хостел. Дверь в квартиру закрывали только на ночь (да и то я в этом не уверен). В остальное время она стояла нараспашку. Окна  были постоянно открыты полностью, и таким образом компенсировалось отсутствие кондиционера. В соседней квартире, где жила обычная семья, всё, что можно, также было открыто. Когда я прибыл обедать, никого из постояльцев не было. Хозяйка составила мне компанию (выпила чашку кофе), и мы не торопясь поговорили. Я поинтересовался:
 - Постираться у вас можно?
 - Да. Несите одежду, я всё сделаю...
 - Только я завтра могу уехать рано. Успеет ли бельё высохнуть?
 - Высохнет за час. Я стираю по несколько раз в день...
 Выяснилось, что мои соседи по комнате съехали, и я тут же перебрался на нижнюю кровать. Появился сын хозяйки. Вспомнив, что я из Петербурга, сообщил:
 - А я у вас в городе тоже хостел открываю...
 Видимо, дело выгодное, несмотря на невысокую стоимость ночлега.
 Вскоре я уже катился по улицам Еревана. Чтобы немного переждать полуденный зной, направился сначала на Бульварное кольцо.
 Памятник философу, литератору и общественному деятелю Микаэлу Налбандяну (1829 - 1866).




Каменное сердце. В окружении журавлей. Наверное, сюжет скульптуры интересен, но о нём можно только гадать. Дело в том, что после обретения независимости, в Армении все надписи стали выполнять на армянском языке. То есть, они стали доступны исключительно армянам. Знающим армянский язык, но я не уверен, что армяне, проживающие в других странах, поголовно его знают. Почему дело обстоит таким образом? Можно же было продублировать информацию на русском языке, в конце концов, на английском. И тем самым сделать информацию о стране и её культуре доступной значительно большему числу людей. Но это как-то не вписывается в стратегию развития Армении и её народа.




Монумент в память о массовых убийствах ассирийцев турками в 1915 году. Речь идёт о потомках тех самых ассирийцев, которыми была основана одна из самых древних великих держав.




Памятник, посвящённый дружбе Армении и России. В её основе, как видно, должна лежать общая принадлежность к христианской цивилизации. Мне кажется, что очень слабое связующее сегодня. Достаточно оглянуться вокруг...




К этому времени я уже успел в Ереване кое-что узнать (всё-таки, второй день катался по городу, да и на нескольких маршрутках по нему проехал). Поэтому движусь почти осознанно. Обратил внимание, что климат здесь, действительно, очень сухой. Во время езды на велосипеде потею не сильно, зато постоянно хочется промочить горло. Именно не попить, а подержать во рту воду. Сушит здорово. Показалось, что даже в Узбекистане было не так. К счастью на улицах полно питьевых фонтанчиков. Приноровился делать остановку у каждого и сразу ощутил себя комфортно. Да здравствует ереванский климат!













Знаменитый художник-маринист Ованес Айвазян. Он же Иван Айвазовский.




Барельеф советского времени на стене здания. Все дружно смотрят в будущее.




Вместе с ними Владимир Ильич.




И неопознанный мною мужчина кавказской национальности. Видно, что его профиль появился на месте другого, сбитого позже. Скорее всего, это был портрет И. В. Сталина.




Кинотеатр "Москва" был построен в 1936 году и, после этого, неоднократно перестраивался. Перед ним разбита небольшая площадь Шарля Азнавура. К площади выходит Русский драматический театр им. Станиславского.




Вокруг фонтана расположены армянские знаки Зодиака.




А у входа в кинотеатр фигуры паука




и быка.




Очередной дом с элементами национального архитектурного орнамента.




Мужчина без штанов и головы. Возможно, человек будущего. Когда все насущные проблемы будут решены и думать будет не о чем...




С XIII века была известна церковь Св. Богородицы. В XVII веке она была разрушена землетрясением, и на её месте возвели храм Св. Катогике. В 1936 году его снесли, осталась только небольшая часовня. В 2014 году рядом с ней построили церковь Св. Анны. Часовня совсем потерялась на её фоне.




Рядом находится ереванская резиденция католикоса. Здесь я, в очередной раз, убедился, что велосипед считается в Армении чем-то недостойным. Торговка, сидящая у двери под зонтом (видна на предыдущем фото), громко закричала и побежала в мою сторону. Когда она приблизилась, стало ясно, что её ярость вызвал вид велосипеда, который я катил рядом с собой.




Я не стал с ней спорить, т.к. она практически не понимала по-русски, и ретировался, мысленно обращаясь к Христу:
 - Почему Господи, армяне так не любят велосипедистов? Им-то, как раз, и нужно переходить на данный вид транспорта. В стране сложности с экономикой, зарплаты невысокие, казалось бы - крути педали и не думай о деньгах!... Видишь ли Ты, каким гонениям я подвергаюсь на этой земле? Пошли мне мысль о том, что я мог бы попросить у Тебя в качестве компенсации за моральные издержки!...
 Вдруг мне показалось, что я поймал на себе пристальный взгляд. Повернувшись, прочёл в глазах напротив: "Не будет у тебя проколов колеса в Армении. Катайся спокойно..."




Памятник Александру Манташянцу (1842 - 1911). Благотворителю, меценату и промышленнику.




Только подумал, что в Ереване не хватает памятников дамам, как вскоре встретил эту незнакомку (для русского человека) на газоне.




Продолжаем смотреть архитектуру Еревана. Не сказал бы, что она слишком разнообразна. Но всё же...













Монумент Мать-Армения установлен в честь победы СССР в Великой Отечественной войне (1967 г). Его высота 54 метра. В основании памятника расположен музей. Ранее на этом пьедестале находился памятник Сталину, демонтированный в 1962 году.




Оттенков у местного туфа много. Когда-то из него строили стены, теперь, думаю, он идёт только на облицовку.







Институт древних рукописей Матенадаран. Одно из крупнейших подобных хранилищ в мире. Здание построено в 1959 году. В центре фигура сидящего Месропа Маштоца (362 - 440), создателя армянского алфавита и письменности, литератора и просветителя.




По обе стороны от входа установлены статуи известных деятелей армянской культуры.




Площадку у фасада окаймляют портики.




Ереванский Каскад начинался в 1960 году с одного искусственного фонтана-водопада. С 1971 года стал реализовываться более масштабный проект. К моменту распада СССР и обретения независимости Арменией работы остановились, затем были продолжены при активном участии зарубежных спонсоров: бизнесменов с армянскими корнями.




Т.к. подъём предстоял нешуточный, я сначала решил осмотреть сквер у подножия сооружения. Он был наполнен различной скульптурой. Широко представлены зайцы (или кролики).







Акробаты-зайцы на спинах слонов.
















Чёрная кошка колумбийского скульптора Фернандо Ботеро появилась здесь одной из первых - в 2002 году.




По-моему, парочка.




И две дамы.




Памятник величайшему армянскому архитектору всех времён Александру Таманяну.




Пристёгиваю велосипед и начинаю подъём наверх. Все элементы Каскада выполнены отличающимися друг от друга. При общем единстве стиля.













Много скульптуры. Разной. Например, это...




Хачкар.




Конечно, здесь многие фотографируются на память.







С Каскада открывается прекрасный вид на весь город. Я бы не сказал, что Ереван с высоты впечатляет...
















Завершение Каскада было, на тот момент, не готово. Венчает его монумент в честь независимости страны.




Поднимаюсь на самый верх. И почти достигаю уровня строительного крана, стоящего не слишком далеко отсюда.




Посмотрим вниз. Задумывается что-то грандиозное.




Отсюда самый лучший вид на Арарат (вдали, в дымке). И именно отсюда лучше всего осознаётся его величие.




Фигуры людей помогают оценить высоту монумента.




Рядом музей Шарля Азнавура.




Как я понял, памятник одноногому Сильверу из "Острова сокровищ".




Дальше видны новостройки. Здесь я развернулся назад.




Спустившись с Каскада, обнаружил, что уже стемнело. Наконец-то увидел двух парней на велосипедах. Они с нескрываемым интересом посмотрели на меня. Может быть, тут все велосипедисты друг друга знают из-за немногочисленности? И новые лица сразу бросаются в глаза?
 Площадь Шарля Азнавура вечером.




Люблю ночные витрины.




Вот и площадь Республики.










На площади собралась масса народу. Опять увидел парочку велосипедистов. Мелькнули девушка и парень в шортах. Возможно, здесь то место, в котором допускаются некоторые вольности? А может быть, дело в том, что вокруг темно. Темнота же, как известно, друг молодёжи...
 Цветомузыкальный фонтан у Национального музея.




Назад                                                                                           Вперёд

Перейти к другим рассказам

города Армении

Previous post Next post
Up