Закончив прогулку первого дня я оказался в хостеле. Народу внутри было много, т.к. значительная часть туристов уже вернулась и старалась успеть разместится в гостиной, которая, несмотря на внушительные размеры, с трудом вмещала всех желающих. Кухня находилась в отдельном помещении, там только готовили. Неутомимые латиноамериканцы расселись даже в коридорах и негромко пели под гитару что-то страстное. В распахнутую дверь их огромной комнаты можно было видеть валяющиеся на полу рюкзаки, одежду на кроватях и обувь под ними (позже, возможно, всё уже было наоборот). В моей голове пронеслась мысль облегчения: "Хорошо!... Что я поселился в другой комнате...". Вильнюс, вообще, оказался куда более шумным местом, чем Каунас. Данное обстоятельство показалось мне вполне объяснимым и даже логичным. Некоторая строгость и даже аскетичность облика Каунаса не располагала к громкому смеху или вызывающему поведению. В центре Вильнюса я достаточно часто слышал громкие разговоры туристов, которых здесь было значительно больше. (Например: "Тише ты!... Мы же в храме!"...). Большинство улиц оказались изогнутыми, с хаотично возведёнными домами. Которые привлекали к себе внимание роскошным декором или интересным обликом. Вечер в хостеле не самое удачное время для отдыха (зато можно найти интересного собеседника). Для этого лучше подойдёт день, когда основная часть постояльцев гуляет, или ночь, при условии, что рядом никто не храпит. В каунасском хостеле я разговорился с соседом-англичанином, который ездит по странам Европы и останавливается в подобных заведениях. Данный гражданин объехал уже почти всю Европу. Днём он находился в комнате и смотрел в ноутбук. Вечером уходил ненадолго, а вернувшись, опять ложился на свою кровать и открывал Интернет.
- Не пойму, что ему нужно в этих поездках? - вопрошал хозяин гостиницы, - уже раз десять приезжал. Говорит, что как только узнаёт, что где-то поблизости открылся новый хостел, то едет пожить в нём...
Наверное, скоро мы узнаем о новой нервной болезни цивилизованных граждан - хостеломании (я даже к себе стал с тревогой присматриваться).
Утром я собрался не торопясь и покинул место своего ночлега. Сегодня к багажнику моего велосипеда будет прикреплён рюкзак (вечером мне на поезд). У этого обстоятельства есть и минусы (велосипед становится тяжелее и существует вероятность того, что рюкзак украдут, пока велосипед стоит пристёгнутым), и плюсы (термос с чаем, провизия и вещи с собой).
Первым делом я решил посмотреть старый город севернее железнодорожного вокзала. Это район, примыкающий к парадному центру.
Памятник Т. Г. Шевченко. Именно здесь юный Тарас впервые начал приобщаться к живописи. Полтора года его обучал преподаватель Виленского университета Ян Рустем.
Необычный памятник заставил задуматься над его смыслом. Обратился за помощью к проходящей мимо женщине.
- Это две женщины писали одну книгу... - дама с трудом подбирала нужные слова.
- А псевдоним или имя у них было одно, - постарался я закончить за неё и угадал.
Две сестры, София и Мария, подписывали свои произведения, как Лаздину Пеледа. Работали они не совместно над одной книгой, а каждая творила самостоятельно.
Пасхальное яйцо стояло ранее в Ужуписе на главной площади. Позднее на его место установили фигуру трубящего ангела.
Где-то здесь, до Великой Отечественной войны, располагался еврейский квартал.
Тогда в Вильнюсе насчитывалось около 100 синагог. В настоящее время осталась одна, открытая в 1903 году. Её, наверное, вполне достаточно, т.к. евреев в городе немного.
В сентябре 1941 года в городе были созданы два гетто, "Большое" и "Малое". Они разделялись улицей. В первом находилось 30 тысяч узников, во втором 10 тысяч. Уже в октябре Малое гетто было ликвидировано. Но значительная часть евреев была уничтожена ещё до сооружения гетто, сразу после начала войны. Большую активность проявило в этом деле местное население.
Памятник Цемаху Шабаду на площади Жертв Гетто. Который является прототипом знаменитого доктора Айболита. С ним дружил К. И. Чуковский и останавливался у него в доме, когда приезжал в Вильнюс.
Мне стало интересно посмотреть бывший еврейский квартал. О минувшей трагедии практически ничто не напоминало, только на одном здании встретились старые фотографии с длинными перечнями еврейских фамилий. В которых были указаны только даты рождения, видимо, смерть пришла за ними в одно и то же время.
Никакой понятной мне информации не было, пришлось походить вокруг, прежде чем попался пожилой мужчина, что-то ремонтировавший в окне дома, поэтому явно здешний житель.
- Вы не подскажете, те фотографии, что висят на стене, они относятся к жившим здесь ранее евреям? Которые были уничтожены во время войны?
- Не знаю. Меня не интересует жизнь евреев, - голос собеседника звучал жёстко. Было понятно, что продолжать разговор на данную тему он не собирается. Может быть, и меня принял за еврея, копающегося в прошлом.
Трудолюбивый человек, возможно, хороший семьянин, а к евреям относится холодно (как минимум). Скорее всего, именно такие и стали убивать их, как только появилась возможность. В чём же дело? Откуда такая ненависть? Сейчас некоторые граждане склонны считать, что её причиной стал кратковременный советский период перед войной. Якобы литовцы стали связывать евреев с репрессиями, которые обрушились на противников новой власти. Данная гипотеза - обычная попытка обелить преступников. И верхушка советской власти, и руководство органов НКВД были интернациональны. Фамилии людей, держащих в своих руках общесоюзный карающий меч, были хорошо известны во всём мире, так что литовцы не могли их не знать, и не понимать, что они не евреи. За что же не любили евреев литовцы? А немцы? Другие народы? А они были и есть, т.к. антисемитизм - это явление мирового масштаба и отрицать данный факт глупо. Я, бывало, думал над этим. И всегда вспоминал такой случай из своей жизни. К нам, на строительный участок, был назначен новый начальник, еврей по национальности (да и внешне). После того, как народ разъехался на объекты, он расположился поудобней и стал названивать по телефону. Я находился в соседней комнате и был свидетелем разговора. Новый начальник связывался с людьми из руководства треста и управления, представлялся и обещал:
- Обращайтесь, если что. Помогу... - концовка фразы была по понятным причинам, опущена, но каждый взрослый человек догадывается, что "долг платежом красен", то есть, помощь не может быть безответной.
После того, как он закончил обзвон, у меня возникло ощущение, что что-то здесь не так. Прошло немного времени, и я понял, в чём дело. Он звонил только евреям! Хотя в руководстве были люди и других национальностей. Не хочу сказать, что это обязательная практика для всех евреев, но она существовала и существует. Это одна из причин того, что евреи смогли сохранить свою идентичность в течение тысячелетий, тогда как почти все остальные народы перемешались в историческом котле. Также, у евреев есть черты характера и традиции, которые часто делают их более успешными в делах (обычно не связанных с тяжёлым физическим трудом). Всё это и многое другое, конечно, вызывает зависть. А от неё один шаг до ненависти, хотя самый правильный вариант - просто перенимать то, что успешно опробовано другими. История показывает, что не всегда, и не всем удавалось с этой завистью справиться. И конечно, не всегда удастся и в будущем, к сожалению...
Самый древний в Вильнюсе костёл Святого Николая вступил в строй в 1387 году. После этого неоднократно перестраивался. Во время польской оккупации XX века здесь располагался центр литовской культуры.
Здание интересно, но сфотографировать его непросто.
Во дворе установлен памятник (1957 г) святому Христофору с младенцем Иисусом на руках. Покровителю Вильнюса, изображённому на его гербе. На постаменте обращение к святому "Опекай наш город!".
В этом месте передвигаться крайне сложно из-за путаной схемы городских улиц Я видел вдали колокольню и старался добраться до неё. Ездил вперёд-назад, но так и не смог её найти.
Выскочил даже на одну из центральных аллей, но решил: "Это будем смотреть позже".
Костёл Всех Святых монастыря обутых кармелитов возведён в 1631 году, а колокольня пристроена в 1743 году. На вводном снимке он показан с другой стороны.
Достаточно долго я кружил вокруг монастыря францисканцев, который занимает целый квартал.
Образован он был в 1387 году, после этого несколько раз разрушался и горел, отстраиваясь заново. Каменный костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии был сооружён в 1421 году.
В сквере памятник банкиру и меценату Юзефу Монтвилле.
Откуда-то с улицы послышался дикий хохот. Мне стало интересно, да и посмеяться хотелось. Я обнаружил группу людей, молодых и среднего возраста, неестественно хохотавших на всю округу. Когда я подъехал, один из них вдруг побежал, предлагая мне, велосипедисту, посоревноваться. Пришлось принять предложение и "сделать" этого парня. Всё это сопровождалось сильным смехом окружающих. Меня же пока хватало только на слабую улыбку. Со стороны казалось, что группа умалишённых потеряла своего санитара. Наконец, один из них успокоился и пояснил мне, что это флешмоб. Хотелось предложить им тему следующей акции: "Уборка территории центра города", но вся группа уже отдалилась, вызывая недоуменные взгляды прохожих.
Кафе, устроенное в узком проходе между домами.
Пора было собираться в дальнюю дорогу. Сегодня это была западная часть города. Сразу стало понятно, что она строилась гораздо позднее.
Памятник "Мальчик с галошей" установлен в честь героя романа "Обещание на рассвете" французского писателя Романа Гари (уроженца Вильнюса Романа Кацева). Мальчик готов, в знак любви к девочке Валентине, съесть галошу, которую держит в руке. Вероятно сюжет данного произведения навеян книгами Корнея Ивановича Чуковского.
Здание Русского драматического театра (1914 г) было построено на средства польской общественности города. В феврале 1922 года здесь собирался Виленский сейм, принявший решение о присоединении Виленского края к Польше.
Немного покатавшись по данному району, убедился, что интересных зданий здесь хватает.
Оценив динамику расходования времени, понял, что его у меня масса. Поэтому решил съездить в находящийся поблизости (для велосипедиста) крупнейший городской парк Вингис. В этом месте стоит несколько корпусов университета с небольшим зданием обсерватории. Я же обратил внимание на современные сооружения. Кроме ВУЗа здесь расположен ряд посольств. (Принадлежность данных зданий не помню).
Тут же деревянный терем.
Парк Вингис расположен в излучине реки Нярис. Его площадь 160 га. В настоящее время из существовавших ранее строений остались эстрада и часовня. Сразу у входа расположено воинское кладбище. Видны католические, православные и иудейские памятники. Больше, конечно, католических.
Может показаться странным, но кладбище мне понравилось. Отсутствием помпезности, строгостью и лаконизмом. Думаю, что так и должна сохраняться память о павших воинах (это же не эстрадные артисты).
Долго здесь я не пробыл, хотя, конечно, часть парка объехал. Всё-таки, находиться в тишине, среди деревьев, приятно. На обратном пути остановился на виадуке над какой-то магистралью. Подумал немного, спускаться на неё или нет, и не стал. Там хоть и дорога короче, зато некомфортно. Да и что снимать-то? Деревья?
Когда появилась возможность, сразу свернул на боковую улицу, чтобы не двигаться пройденным ранее путём.
По-моему, снова та же магистраль. Ныряет под землю?
Уже достаточно долго надо мной кружили тучи. И когда, наконец, я оказался у широкого моста через Нярис, то решил, что сейчас самое удачное время для дождя, т.к. здесь его можно было переждать без последствий. Собрав все внутренние силы, я стал требовательно смотреть в небо: "Ну что ты тянешь? Начинайся!... Пора!...". Не скажу, что всё получилось сразу, но вскоре первая туча пролилась на землю. Затем ещё одна. Я же выглядывал из-под моста и просил: "Вон там ещё тучка есть, давай и её!..." Где-то за час я очистил небосвод полностью. При этом опорожнил термос с чаем и съел всю выпечку. То ли данный процесс потребовал большого притока энергии, то ли просто пришла пора перекусить...
На другой стороне Няриса находится район Жверинас, в котором, столетие назад, жило много православных граждан. Знаменская церковь вступила в строй в 1903 году, службы в ней не прерывались ни во время войн, ни в советский период.
В Жверинас мы и направимся. После сильного дождя он выглядел вполне достойно. Какой прозрачный воздух!
Строительство каменной караимской кенассы на месте деревянной, началось в 1908 году. Работы были прерваны Первой Мировой войной. Сдано сооружение было в 1923 году, а вступило в строй в 1928 году. В советское время не работала.
В этом месте река Нярис описывает что-то вроде небольшой синусоиды. В одной излучине расположен парк Вингис, а в соседней район Жверинас. В котором велика доля частной застройки, а среди неё - деревянных строений. В конце концов, я выехал к красивому водоёму и решил оглядеться, чтобы порадоваться за проживающих здесь людей.
Оказалось, что здесь расположилось и российское посольство (немного дальше посольство Китая).
Двигаться дальше на север я не стал, а решил вернуться к Знаменской церкви, чтобы перебраться на противоположный берег Няриса. (Как всегда, новым путём). В этот раз попалось больше новой застройки. Как многоэтажных домов, так и частной.
Встречались и симпатичные старички.
Иногда (там, где было можно) выбирался на берег реки. Здание пединститута.
Новостройка на левом берегу.
А мы направимся туда. В этом месте к реке выходит проспект Гедимина.
Здание литовского сейма. Рядом проходила репетиция какого-то празднования.
- Шагом марш!... Левой!...Левой!...
Стрелковое оружие НАТОвское. Что вовсе не означает, что в реальных условиях оно окажется лучше, чем автомат Калашникова.
- Стой!... Раз-два!...
Здание Национальной библиотеки построено в советское время.
Бросилась в глаза карта Европы. На ней Литва имеет отличающиеся от современных очертания. Несколько раз просил прокомментировать данное обстоятельство прохожих, но никто ничего не ответил. Как следует из данной карты, Литва может претендовать на часть Беларуси и России. Так что, если эти чаяния сбудутся, то жители западных районов Псковской и Смоленской областей смогут стать полноценными европейцами...
Тут же скульптура. Ещё раз Святой Христофор с ранним Иисусом. Напомню легенду о нём. Однажды маленький мальчик попросил сильного мужчину по имени Репрев перенести его на противоположный берег реки. Когда они вошли в воду, то Репрев поразился, насколько тяжела его ноша, на что мальчик (а это был Христос) ответил, что держит в себе все тяготы мира. После успешного преодоления водной преграды Иисус крестил Репрева, который получил имя Христофор, что значит "Несущий Христа".
Дама, посылает стрелу вдоль проспекта Гедимина, то есть, на восток. Что на ней прикреплено, отравленный наконечник или пожелание дружбы, покажет будущее. Хотя очевидным является тот факт, что глупо поворачиваться спиной к расположившемуся рядом большому соседу на основании надуманных подозрений и старых обид.
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам