В 1829 году казахские старшины и султаны обратились к российским властям с просьбой о строительстве укреплений для защиты населения от набегов воинственных соседей. Что и было исполнено через год полковником Фёдором Шубиным, участником Бородинского сражения. Вскоре возведённый казачий форпост превратился в город Акмолинск. В 1961 году он был переименован в Целиноград, а в 1991-м стал Акмолой. Ещё через несколько лет сюда была перенесена столица страны (из Алма-Аты). В настоящее время Астана (так город называется с 1998 года) известна за пределами Казахстана своим бурным ростом и реализацией интересных архитектурных проектов.
Мой самолёт вылетал из Внуково, куда я и прибыл заранее, вдоволь
исследовав, перед этим, в очередной раз, Москву. Достаточно быстро я обратил внимание, что все рейсы задерживаются, несмотря на хорошую погоду. Вскоре недоумение пассажиров разрешил Интернет, который проинформировал, что во Внуково совершил аварийную посадку частный самолёт, а потому работа аэропорта становится невозможной по техническим причинам. Граждане стали осаждать стойки авиакомпаний. Наконец-то обрёл дар речи местный селектор:
- Аэропорт закрывается на сутки. Пассажиры могут получить талоны на питание и проживание в гостинице.
При возвращении багажа я не обнаружил своего велосипеда. Служба розыска пропавших вещей выразила сочувствие:
- Пишите жалобу. Вам возместят ущерб... - сонная тётенька явно не собиралась ничего делать...
- Но мне не нужно ваше возмещение... Мне необходим велосипед, с которым я еду в отпуск. И так как я никуда не улетал, то он где-то здесь!... Сразу предупреждаю, что велосипед для очень важен, а потому я не остановлюсь ни перед чем, чтобы его найти!... Берите трубку, сначала звоним грузчикам, которые его приняли первыми!...
Начались бесконечные разговоры по телефону и встречи с должностными лицами. Какое-то время вместе со мной пыталась найти свой багаж девушка с ребёнком на руках:
- Там коляска детская была... Прозрачной лентой перевязана...
Ночь ушла на безрезультатные поиски, при этом я понимал, что велосипед где-то рядом... Службы Внуково оказались абсолютно не готовы к нештатной ситуации. На все вопросы следовал один ответ:
- Вам ответят в окне своей авиакомпании...
Когда я пробился к стойке "Трансаэро", то на обращение к сидящей там сотруднице у меня было только мгновение, т.к. со всех сторон звучало:
- Вы нарушаете Варшавские соглашения! Я их читал!... Как мы узнаем, что можно лететь?... Когда нас начнут кормить?... - в тот момент, когда я излагал своё дело, выкрики стали чуть тише, но почти сразу же децибеллы вернулись на прежний уровень. - Куда пройти на посадку в автобусы?... Где...?... Кто...?... Когда...?...
Девушка в окошке оказалась отличным переговорщиком, она не оставляла без ответа никого, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. При этом, когда становилось ясно, что ей больше нечего сказать, она мягко говорила собеседнику:
- Подождите, секунду, - и поворачивалась к следующему говорившему, чтобы и с ним закончить также...
Позже, несмотря на то, что она мне не помогла, я, встретив её, сдавшую смену, выразил своё восхищение:
- А Вы молодец... Сдерживали огромную разъярённую толпу и при этом ни разу не потеряли самообладания... Далеко пойдёте...
Девушка согласно улыбнулась и устало пошла дальше...
Уже утром, в ответ на мои не слишком лестные слова в свой адрес, одна высокопоставленная дама произнесла:
- Как Вы со мной разговариваете! А ведь это я выяснила, что Ваш велосипед улетел в Атырау!... (Оказывается, несколько рейсов отправили).
- Что!!!... - Возможно, люди бывают красивы в гневе, но в тот момент, скорее всего, я был страшен... Незадолго до этого мне стало понятно, что ответственность в здании аэропорта делится между его службами и структурами авиакомпаний. И тут в поле моего зрения попала вывеска "Трансаэро", находящаяся этажом выше. "Это же офис! Зачем тратить время на балбесов из Внуково (моя оценка их работе в эту ночь), нужно скорее идти туда!". В помещении оказалось несколько человек.
- Здравствуйте! Кто старший?...
Откликнулся уставший мужчина, разговаривавший по телефону. После пары минут общения стало ясно, что подсказывать ему ничего не нужно (работникам аэропорта я постоянно говорил куда идти и звонить).
- Когда самолёт из Атырау возвращается назад?
- Борт уже должен быть здесь, но сегодня никто не может ничего сказать точно... Сейчас выясним...
Он подключил девушку из бюро розыска вещей компании "Трансаэро", чем ещё раз убедил меня, что потеря багажа при авиаперелётах случается часто.
- Она сделает всю техническую работу, но я буду рядом. Вы же видите, что творится... - звонки на его телефон, действительно, шли один за другим, а потому я согласился. Сразу выяснилось, что самолёт, находящийся в Атырау, уже готовится к обратному рейсу. Пришлось напомнить работнице розыска:
- Думаю, Вы понимаете, что самолёт не может вернуться в Москву без моего велосипеда...
- Конечно... Сходите, попейте пока чаю, пожалуйста, - видимо, девушке не хотелось, чтобы я услышал приводимые ею аргументы.
Когда я вернулся, всё уже было решено:
- Погрузили... Лётчик сильно ругался...
В середине дня я получил свой велосипед. В камере забытых вещей рядом с ним лежала детская коляска, перевязанная прозрачной лентой... Просто внуковский грузчик, взяв велосипед в одну руку, а коляску в другую, отправил их не в тот аэропорт... Название которого также начиналось с буквы А.
Специалисты из "Трансаэро" сами не понимали, почему сажать терпящий бедствие борт, возвращавшийся из увеселительной прогулки в Азию, стали во Внуково:
- Здесь же одна ВПП (т.к.. полосу, при аварийной посадке, заливают пеной, то она, какое-то время, не пригодна для дальнейшей работы). А в Домодедово три...
Спустя ровно сутки я вылетел в Астану. От аэропорта ехал на такси и вышел на самой окраине:
- Мне здесь остановите, пожалуйста... Что в этом огромном здании находится, не знаете?
- Какие-то силовые структуры, вроде бы... Вы тут с фотоаппаратом поаккуратней...
Я уже бывал в Астане в 2007 году. С того времени у меня осталась карта города. Но определить своего нынешнего местоположения по ней не получилось. Ясность внёс прохожий, который сказал, что этого места на моей карте просто нет. Время-то летит... Определив, наконец, в какой точке пространства я нахожусь, и узнав у жителя города, что есть интересного поблизости, я двинулся в путь. Ровная, без каких-либо подъёмов, местность идеально подходило для велосипедной прогулки. Подумалось "Строить здесь, конечно, удобно...". Правильность моих мыслей подтверждали несколько очагов нового строительства... Триумфальная арка сооружена в честь успехов Казахстана, ко дню двадцатилетия его независимости (её высота тоже 20 метров). Судя по эскизам с информационных щитов, стоять она будет посередине огромной площади.
Новые жилые жома рядом с парком.
Сам парк ещё достаточно молод, а потому не обзавёлся густыми и раскидистыми кронами деревьев. Но непохоже, что какие-либо обстоятельства помешают ему сделать это в будущем. Посмотрим на сооружения поблизости.
Т.к. добираться до показанных ранее зданий было неблизко, то узнать об их предназначении решил у прохожих по пути, и поехал по дороге, у поребрика. Неожиданно на мою скромную персону обратил внимание местный гаишник и стал махать палкой, показывая, чтобы я покинул проезжую часть. Подчинившись, я собрался выяснить у него причину его поведения, но в этот момент мимо меня проехал кортеж дорогих автомобилей, провозя внутри себя не менее дорогих господ. Гаишник опять стал махать "Можешь ехать дальше...". Но я уже остановился возле раскрашенной лошади.
Эта часть города оказалась такой комфортной (я знал, что не везде будет так), что мне показалось правильным поездить сначала по ней, чтобы более плавно войти в возможную суровую реальность астанинского велобытия... Жилой комплекс "Атырау".
Отель "Астана". Неподалёку увидел дворника русской наружности, поговорили, хотя, он делал это без особого желания. Оказалось, что передо мной уроженец Казахстана, всю жизнь прожил здесь. Зарплата где-то 10 тысяч рублей (в переводе на наши деньги).
- Переезжайте в Петербург, там дворник получает в два раза больше...
- Да мне хватает... - видно было, что его мечты о счастливой жизни не обладают такой дальностью полёта...
- То, что Вы русский создаёт какие-либо трудности в жизни?
- Нет...
На перекрёстке осмотрелся и решил опять повернуть к окраине (уже другой). Т.к. там виднелось что-то необычное. Оказалось, что в этом месте построено несколько спортивных сооружений.
Велотрек "Сарыарка". В комплекс входят площадки для других видов спорта.
Футбольный стадион "Астана Арена" с раздвижной кровлей, которая полностью открывается или закрывается за 20 минут. Открыт в 2009 году. Первый удар по мячу нанёс президент Назарбаев.
Конькобежный стадион "Алау". Кругом много занимающихся спортом детей, видимо, здесь проводят уроки физкультуры. Информацию о специализации данных сооружений я получил у преподавателя, находящегося с детьми. Кстати, общение школьников с ним происходило на русском языке, независимо от того, какой национальности были ребята. Качество речи было таким, что становилось понятно: по русски они говорят часто и много.
Проехав ещё немного понял, что именно привлекло моё внимание. Это купол Университета Назарбаева (пишут, правда, Назарбаев университет, но это не соответствует правилам русского языка, т.к. тогда нужно будет понимать, что это университет Назарбая). Он основан в 2009 году, и назывался сначала "Новый университет Астаны", но потом Нурсултан Абишевич дал согласие на его переименование. Университет выведен из Министерства образования и имеет собственные учебные программы и финансирование. В принципе, в богатой природными ресурсами стране за двадцать лет вполне могла сложиться прослойка граждан, дети которых должны быть не такими, как все остальные. Появление подобных заведений только констатирует существующий факт. Хотел сфотографировать его подробнее, но из будки охраны выскочили двое юношей и замахали руками:
- Нельзя!...
- А в чём дело? Здесь расположено что-то секретное? (Я, в тот момент, ещё не прочитал вывески).
- Нельзя... - и далее последовал небольшой рассказ о том, что находится за забором.
- А вы сами-то студенты, наверное?
- Вы что, у нас нет таких денег...
Разворачиваюсь, т.к. впереди не видно ничего стоящего. Снова возвращение к "конной теме" на перекрёстке.
Стоит закончить авиационный раздел сегодняшнего рассказа для полной ясности. Практически все пассажиры нашего, отложенного на сутки рейса, вылетали на следующий день. Но на это время уже были пассажиры с другими билетами... В "Трансаэро" заверили "Ничего страшного, полетит самолёт в два раза больше. Никто не останется...". Так и случилось. Но когда мы, после приземления, катились по полю аэропорта Астаны, начался выход пассажиров из самолёта, прилетевшего перед нами. Только наш борт причалил к аэровокзалу, как на ВПП сел ещё один лайнер. И вскоре следующий. В здании почти сразу образовалась давка, даже лётчики не смоги пройти, постояли, развернулись, и исчезли куда-то. В течение часа негодующая толпа двигалась по корридору, видя впереди дверь и рассчитывая обрести за ней облегчение. Но когда эта дверь открылась передо мной, то мир померк в глазах. Предстояло войти в большой зал, полностью забитый стоящими людьми... Во время пути в Москву из Петербурга на поезде я почти не спал. Следующую ночь искал велосипед во Внуково. И третью летел в Астану. Честно говоря, у меня были серьёзные сомнения в том, что я смогу простоять в этой давке пару часов, чтобы выбраться наружу. Поэтому стал пробираться к боковой двери, чтобы выйти на улицу и сесть или лечь поспать где-нибудь, в расчёте переждать столпотворение. Вышел, но ничего подходящего не было, и я пошёл дальше. Навстречу встала женщина в форме:
- Туда нельзя! Пройдите в зал...
- Куда пройти???... Вы что, не видите, что там творится? Устроили загон для скота!... Кто старший смены? Давайте его сюда! Почему на выходе у вас работают всего двое сотрудников? Где остальные?...
Дама поспешно удалилась, а я немного взбодрился. Через некоторое время сотрудники заняли почти все стоявшие будочки для проверки документов и движение очереди чуть ускорилось. Но всё равно пришлось простоять в жуткой давке два часа. Теперь, в Астане, бессонные ночи сказывались. Я стал клевать носом во время езды. Несколько раз ловил себя на том, что движусь во сне. Не хотелось бы становиться героем местной хроники происшествий "...пострадавший велосипедист из России заснул за рулём". Сфотографировав данную архитектурную композицию, напоминающую стайку опят возле пенька, я отыскал подходящую скамейку и откинулся на её спинку, предварительно пристегнув велосипед и намотав лямки рюкзака на руку. Примерно полчаса мне хватило, т.к. проснувшись от вопрошающего взгляда какой-то дамы я уже чувствовал себя вполне бодрым и этот вопрос был снят с повестки дня.
Здоровый сон всегда благотворно влияет на аппетит. Поэтому, сфотографировав очередную порцию высоток, я отправился в магазин и выбрал что-то подходящее. Но когда услышал стоимость в местной валюте - тенге, вспомнил, что я не в России, и кроме рублей у меня ничего нет (ими же я рассчитывался с таксистом). Предложил их продавщице, но та отказалась. Пришлось оставить покупки и идти, искать банкомат. Зато в ближайшем крупном торговом центре устроил себе праздник желудка. Цены показались ниже петербургских.
Впереди был огромный торгово-развлекательный комплекс "Ханский шатёр" ("Хан-шатыр). Его шпиль вознёсся на высоту 150 метров.
Внутри шатра много всякой всячины, в том числе, пляж с тропическим климатом и растениями.
Кроме главного зала в нём много боковых галерей. Площадь помещений 127 тысяч кв. м.
Основой конструкции служат стальные ванты, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие. Сооружение грандиозное...
От Ханского шатра повернул в сторону центра. На противоположной стороне улицы разбит парк. Тоже пока молодой. Но тоже перспективный... Несмотря на то, что Казахстан выходит к Каспийскому морю, его флот пока ещё мало известен в мире. Чего не скажешь о кораблях пустыни... (На заднем плане неровное сочленение двух плакатов, а не дефект фотографии...)
Памятник молодости.
И ещё чему-то прекрасному. Возможно, конкретному лицу, но надписи я не нашёл.
Штаб-квартира национальной нефтяной компании "КазМунайГаз".
Что изображает фигура в центре фонтана, сказать трудно. Мне кажется, что цветок.
Театр оперы и балета "Астана опера" был открыт в 2012 году по инициативе президента страны. (А если бы Нурсултан Абишевич из-за занятости забыл подсказать?...).
Встанем спиной к комплексу Хан-шатыр. Эту ось можно считать главной улицей города, называется она бульвар Норжол.
Немного похоже на арку Главного штаба. Только вид из неё иной, да и астанинская повыше петербургской будет...
Пройдём сквозь арку. Боковая часть здания "КазМунайГаз".
Для любителей экзотики юрта. По-моему, кафе.
Обернёмся назад. Хан-шатыр также хорошо просматривается в арку. Проектировал бульвар Норжол, также, как и генеральный план Астаны, известный японский архитектор Кисё Курокава.
Посмотрим ближе склон с фонтанами.
Памятник туристке.
Уйдём в сторону по перпендикулярной улице, чтобы потом сюда не возвращаться.
39-этажный жилой комплекс "Триумф Астаны". Именно комплекс, т.к. можно неплохо жить, не выходя за его пределы. Высота здания 142,5 метра.
На одной из городских лужаек.
Возвращаемся на бульвар Норжол. Внизу целый табун лошадей из металла.
Чуть дальше гигантский фонтан.
Теперь мы попали в царство небоскрёбов.
Глянем, что происходит на соседних улицах.
Здание Министерства Обороны.
Деловой центр "Москва-парк".
Небоскрёб в китайском стиле (или китайский?).
Ешё немного Астаны.
Взглянем издалека. Большое видится на расстоянии...
А внизу скульптурная группа всадников. Наверное, любители охоты.
Назад Вперёд Перейти к другим рассказам