Любите вы доктора Лектера так же, как я, агент Старлинг и писатель Томас Харрис? Если да, то вперед за нами! Я продолжаю обзор "ганнибалиады", начатый
публикацией о романе "Красный дракон" и его двух экранизациях. Под катом вы найдете отрывки из книги, вырезанные из сценария фильма, а также несколько очаровательных видеофраментов, в том числе из довольно свежего сериала "Ганнибал".
1. СМЕРТЬ ПАЦЦИ
You can watch this video on www.livejournal.com
Убийству флорентийского полицейского Пацци в книге отведено приличное и весьма значимое место. Дело в том, что синьора Пацци сгубила алчность: сдал бы он Лектора властям и остался бы жив. Но он захотел действовать в одиночку и заработать денег. Ганнибал сравнивает его с Иудой и готовит ему иудовскую смерть. В фильме (см.фрагмент) доктор Лектер режет ему живот, чтобы вывались кишки, однако в книге автор делает отдельный акцент на том, что у висельников в подобном случае кишки сами вываливаются через задний проход. И все это на фоне непроизвольной эрекции... Что тут говорить, Томас Харрис всегда любил натурализм.
"Смотреть вниз было для него ужасно, но, раз взглянув, он не мог себя заставить отвести взгляд и все глядел туда, где ожидала его смерть, в бессмысленной надежде, что лучи прожекторов могут придать воздуху какую-то плотность, что они каким-то образом поддержат его, что он сможет как-то за них зацепиться. Оранжевая резина оплетки кабеля холодит шею, доктор Лектер стоит рядом.
- Arrivederchi, Commendatore.
Лезвие "гарпии" мелькнуло вдоль тела Пацци, потом еще один взмах распорол веревки, которыми он был привязан к тележке, и вот его толкают, и он переваливается через перила, таща за собой оранжевый кабель, земля стремительно надвигается снизу, рот теперь свободен, можно закричать, а в салоне тяжелый полотер уже поехал через все помещение и, с грохотом ударившись об ограждение балкона, остановился. Пацци дернулся, задирая вверх голову, шея сломалась и внутренности вывалились наружу.
Пацци и его кишки крутятся и извиваются, ударяясь о грубую каменную стену освещенного прожекторами дворца, он еще дергается в последних конвульсиях, но не задыхается, он уже мертв, и его тень, огромная в свете прожекторов, крутится на стене, крутится, крутится, а его внутренности крутятся под ним более короткими и более быстрыми взмахами, его мужское достоинство торчит из прорезанных брюк в посмертной эрекции".
P/S/ - КСТАТИ! кто смотрел и смотрит сериал "Демоны Да Винчи", тот должен помнить гадкого героя Пацци в первом сезоне. Именно он и есть предок Пацци из "Ганнибала" Томаса Харриса.
2. ВИЗИТ К МЕЙСОНУ ВЕРДЖЕРУ
Агент Кларис Старлинг приезжает на встречу к миллионеру-извращенцу Мэйсону Верджеру. В фильме перед нами удивительная роль великолепного Гари Олдмана в жутком гриме. Казалось бы, что там играть, однако если смотреть внимательно, то вы обнаружите довольно знакомую мимику и ужимки Олдмана из "Леона", "Сида и Ненси" и даже "Гарри Поттера". Что касается литературного текста, то масштаб уродства Мэйсона в книге, конечно, значительнее. Он общается с гостями и прислугой при помощи трубок, на единственном глазе сложная система увлажнения зрачка, а все это дополняется длинной косой (!) из черных волос. Мистер Верджер ведь довольно молодой человек. В фильме грим упростили, а косу убрали.
"Когда он включил свет, она оказалась гораздо ближе к кровати, чем думала. Старлинг не изменилась в лице. Но рука, державшая микрофон, дернулась назад, может, на дюйм. Ее первая мысль возникла отдельно от ощущения в груди и в желудке; это была мысль о том, что аномалии его дикции объясняются полным отсутствием губ. Вторая мысль - что он вовсе не слеп. Его единственный голубой глаз смотрел на нее через устройство вроде монокля с приделанной к нему трубочкой, с помощью которой поддерживалась нужная влажность слизистой, поскольку веко тоже отсутствовало. Что же до всего остального, то хирурги многие годы назад сделали все, что могли, с помощью пересадок и растяжки кожи.
Мэйсон Вержер, безносый и безгубый, с полным отсутствием мягких тканей на лице, представлял собой сплошные зубы, как некоторые странные создания, обитающие в глубинах океана. Шок возникает вместе с пониманием того, что это все-таки человеческое лицо, а за ним прячется ум. Все внутри переворачивается, когда видишь его мимику, движения челюсти, поворот глаза, устремленного на тебя. На твое нормальное лицо.
У Мэйсона Вержера были очень красивые волосы, и самое странное было в том, что именно на них было тяжелее всего смотреть. Черные с проседью, они были заплетены в косу, достаточно длинную, почти до полу, если ее сбросить с подушки. А сейчас коса была свернута в толстый жгут на груди, вернее, на похожей на панцирь черепахи крышке аппарата искусственного дыхания. Нормальные человеческие волосы над развалинами цвета прокисшего молока, коса отсвечивает как рыбья чешуя... А под простыней на приподнятой больничной кровати - давно парализованное тело, истончающееся, переходящее в ничто".
КСТАТИ! Томас Харрис очень любит творчество поэта и художника Уильяма Блейка. В "Красном драконе" фигурировала
картина "Красный дракон и женщина, одетая в солнце". В спальне же Мэйсона висит картина "Древние дни". На ней Бог, измеряющий циркулем Землю.
3. МЕЙСОН ВЕРДЖЕР И СЛЕЗЫ РЕБЕНКА
You can watch this video on www.livejournal.com
Ридли Скотт в своем фильме создал довольно жуткий образ Мэйсона, сосредоточившись в основном на его жажде мести доктору Лектеру за изувеченное лицо. Однако в книге есть еще кое-что. И эту деталь воплотили на экране авторы сериала "Ганнибал" (см. видеофрамент выше). Здесь Мэйсона играет талантливейший Майкл Питт ("Мечтатели", "Забавные игры", "Подпольная империя"). Причем мне показалось, что Питт играет не просто еще здорового Верджера, но и копирует актерскую манеру молодого Гари Олдмана. Ну а извращенная черточка героя заключается в том, что он любит доводить до слез маленьких детей, а потом пить их слезы. В фильме Ридли Скотта этой сцены нет.
"Маленький мальчик стоял один в углу под ярким светом, падавшим сверху,
и, щурясь, смотрел в темноту.
Раздался звучный голос:
- Тебя зовут Франклин?
- Франклин, - ответил мальчик.
- С кем ты живешь, Франклин?
- С мамой, и с Ширли, и со Стрингом.
- Мама ведь не настоящая твоя мама, Франклин?
- Приемная.
- И не первая приемная мать, у которой ты живешь?
- Ага.
- Тебе нравится там жить, Франклин?
Мальчик заулыбался:
- У нас там кошка, Китти-Кэт. Мама делает пироги в духовке.
- Ты давно там живешь, с мамой?
- Не знаю.
- А они тебе устраивали праздник на день рожденья?
- Один раз устраивали. Ширли вкусный сок приготовила, из порошка.
- И ты хочешь и дальше там жить? Когда ты ложишься спать, ты себя чувствуешь в полной безопасности?
- Ага. Я сплю в комнате с Ширли. Ширли, она уже большая.
- Франклин, ты больше не сможешь жить с мамой, и с Ширли, и с Китти-Кэт. Тебе придется уехать.
- Кто велел?
- Власти велели. Мама потеряла работу и разрешение на воспитание приемных детей. Полиция нашла у вас дома сигарету с марихуаной. Ты маму больше не увидишь. И Ширли тоже, и Китти-Кэт.
- Нет! - вырвалось у Франклина.
- А может, они просто сами не хотят тебя видеть, Франклин. Может, у тебя что-нибудь не в порядке? Болячки какие-нибудь или еще что-нибудь такое? А может, у тебя кожа слишком черная, и они тебя поэтому не любят?
Франклин задрал подол рубашки и посмотрел на свой животик. И замотал головой. Он уже плакал.
- А знаешь, что будет с Китти-Кэт? Кстати, ее так и зовут?
- Так и зовут, Китти-Кэт. Имя такое.
- Так вот, знаешь, что будет с Китти-Кэт? Придет полицейский и заберет Китти-Кэт в приемник для бродячих кошек, а там доктор сделает ей укол. Тебе ведь делали уколы в детском садике? Медсестра делала тебе уколы? Такой блестящей иголкой? Вот и Китти-Кэт сделают укол. Она очень испугается, когда увидит иголку. А они всадят ей эту иголку, и ей будет очень больно. И она умрет.
Франклин еще больше задрал подол рубашки и закрыл им лицо.
- Подойди сюда, - продолжал голос из темноты. - Подойди, и я расскажу тебе, как можно спасти Китти-Кэт от укола. Ты ведь не хочешь, чтоб Китти-Кэт сделали укол, а, Франклин? Тогда подойди сюда, Франклин.
Франклин медленно двинулся вперед, в темноту. Из глаз его продолжали течь слезы, и он сосал большой палец. Он стоял и смотрел Мэйсону в лицо. /.../
Корделл внимательно следил, когда он заплачет. И когда увидел, что плечи мальчика вздрагивают, он подошел к нему и осторожно вытер слезы стерильными тампонами. Потом положил тампоны в стакан с мартини, который охлаждался для Мэйсона в холодильнике рядом с апельсиновым соком и кока-колой".
4. СМЕРТЬ МЕЙСОНА ВЕРДЖЕРА
В книге Мэйсон Верджер НЕ погибает в свинарнике. Слуга не скидывает Мэйсона свиньям, а те его не сжирают. В фильме Ридли Скотта это смотрится эффектно, спору нет. В сериале до этого сюжет пока не дошел. Ну а в книге - Мэйсона убивает его сестра Марго. Да-да. У нашего калеки была родная сестра, просто из фильма ее вырезали. А убийство, между прочим, получилось весьма изящное.
"Здоровенный угорь бился в ее руке, он был огромен - длиной с Марго, и очень толст, его празднично окрашенная шкура сверкала. Ей пришлось держать его обеими руками и, когда он извивался, она могла лишь с трудом удерживать его колючими перчатками - их колючки впивались в его тело. Осторожно спустившись со стула, она вернулась к Мэйсону с извивающимся угрем в руках; голова угря формой напоминала мощные кусачки, зубы, загнутые назад, страшные зубы, из которых никогда не могла вырваться ни одна рыба, щелкали, словно телеграфный ключ. Марго швырнула извивающегося угря Мэйсону на грудь, прямо на респиратор и, придерживая угря одной рукой, обмотала его мэйсоновой косой - раз, и еще раз, и еще...
- Крутись, вертись, Мэйсон! - сказала она.
Держа угря пониже головы одной рукой, другой она раскрыла Мэйсону рот, всем своим весом надавив ему на подбородок, он напрягся изо всех сил, что у него еще оставались, но рот его, с каким-то странным скрипом, с хрустом, широко раскрылся.
- Зря ты не ел шоколада, - сказала Марго, и сунула угря раскрытой пастью прямо в рот Мэйсону; угорь впился острыми, как бритва, зубами ему в язык, схватив его, точно рыбу, и не отпускал, не отпускал ни на мгновение, а его змеиное тело билось и извивалось, опутанное мэйсоновой косой. Из носового отверстия Мэйсона хлынула кровь. Он захлебывался, он тонул..."
P/S/ - а вот и сама Марго Верджер из сериала "Ганнибал". Если в книге она является типичной пародией на активных лесбиянок - большая и накаченная, то в сериале ее сделали более женственной и утонченной. Полагаю, что в третьем сезоне Марго все-таки достанет угря из аквариума и убьет-таки ненавистного братца.
5. КРОВАВЫЙ ОРЕЛ
Этой сцены нет в фильме. Агент Старлинг находит новую жертву Лектера, изувеченную на манер обычая древних викингов.
"Глаза убитого человека были открыты, несколько капель крови вытекли из слезных проток, словно он плакал.
- Странно видеть их вместе, - сказал доктор Холлингзворт. - Их сердца весили совершенно одинаково. - Он взглянул на Старлинг - убедиться, что с ней все в порядке. - Разница между оленем и человеком - видите? - вот здесь, где короткие ребра отделены от позвоночника и легкие извлечены со стороны спины. Выглядят прямо как крылья, правда?
- Кровавый орел! - пробормотала Старлинг после минутного раздумья.
- Я такого никогда не видел.
- Я тоже.
- Какой-то термин существует для этого, правда? Как вы это назвали?
- Кровавый орел. Об этом в материалах Квонтико есть литература. Это такой древнеисландский обычай жертвоприношения. Прорубиться через короткие ребра и вытащить легкие наружу из спины, распластать их, как в этом случае, чтобы они походили на крылья. В Миннесоте был такой неовикинг, занимался этим в тридцатых годах".
P/S/ - Не нужно путать "кровавого орла" с ангелами, которых "мастерил" один из убийц в первом сезоне сериала "Ганнибал".
6. УЖИН ДОКТОРА ЛЕКТЕРА В САМОЛЕТЕ
Шикарный финал у Ридли Скотта - чистая фантазия сценаристов и режиссера. В книге все иначе. В фильме доктор Лектер летит в самолете, ест мозги Пола Крендлера, потом кормит ими маленького мальчика. Титры. Зрители в шоке. В книге эта сцена имеет место, но в середине романа, когда Лектер летит из Флоренции в США.
7. ФИНАЛЬНЫЙ УЖИН С ПОЛОМ КРЕНДЛЕРОМ
Напомню финал фильма. Старлинг просыпается в доме, спускается вниз по лестнице и находит за столом Ганнибала и ненавистного ей работника департамента юстиции Пола Крендлера. Доктор Лектер отомстил ему за Кларису, вскрыл ему череп и скормил ему часть мозга.
"Серо-розовый купол мозга Пола Крендлера возвышался над обрезом его черепа. Став над Крендлером, доктор Лектер с помощью инструмента, похожего на тот, которым удаляют гланды, отделил от пред-лобной доли мозга вначале один тонкий ломтик, затем второй, третий и четвертый. Крендлер поднял взгляд, словно наблюдал за тем, что происходит. Кулинар погрузил ломтики в ледяную воду, немного сдобренную лимонным соком. Это было сделано для того, чтобы придать кусочкам мозга нужную твердость".
В фильме агент Старлинг пытается задержать доктора Лектера, но тот сбегает... В книге же они мило ужинают, беседуют, Пол Крендлер отдает богу душу, однако Старлинг на столько опоена наркотиками из запасника Лектера, что сперва оголяется...
"Клэрис Старлинг запустила руку в вырез платья и извлекла на свет грудь с твердым торчащим соском.
- Теперь вам не придется этим жертвовать, - сказала она. Глядя в его глаза, девушка мизинцем захватила немного теплого "Шато-Икем" из своего рта, и на кончике соска повисла большая, сладкая, похожая на золотой кабошон капля. Капля чуть дрожала от дыхания".
...а затем и вовсе решает остаться с доктором. Финал книги рисует идиллию совместной жизни Кларисы и Ганнибала в жарких странах! Когда я первый раз читал, то недоумевал ЧТО ЭТО ЗА БРЕД????? Но позже начал осознавать, что Томас Харрис просто-напросто хотел закрыть эту тему (заметьте, позже он написал не продолжение, а предысторию Ганнибала). Авторы же фильма все же решили оставить возможность для сиквела. Ну и повторюсь: финал фильма - шедевр.
------> "КРАСНЫЙ ДРАКОН", читать сравнительный анализ книги и двух экранизаций
ЗДЕСЬ