"Красный дракон". Анализ текста и двух экранизаций

Oct 20, 2014 13:02




"Красный дракон" - первая книга из тетралогии Томаса Харриса о серийных убийцах и докторе Ганнибале Лекторе. Однако в "драконе" Лектор лишь эпизодическая фигура. Главный герой - Уилл Грэм, консультант ФБР по особо сложным психопатам.

Книга о безумном убийце, олицетворяющего себя с Красным Драконом с картины Уильяма Блейка, вышла в 1981 году и сразу стала бестселлером. Напряженный сюжет, психические паталогии, множество точных и ужасающих деталей, которые Харрис собирал на протяжении долгого сотрудничества с криминалистами и полицией, - все это стало фирменным стилем автора. Следующие три книги Харриса ("Молчание ягнят", "Ганнибал", "Ганнибал. Восхождение") только подтвердили это качество писателя.

Но начнем мы с "Красного дракона". Книга получила две экранизации. Первая вышла в 1986 году стараниями легендарного продюсера Дино де Лаурентиса и еще молодого тогда режиссера Майкла Манна. Незадолго до премьеры в прокате провалилась картина "Год дракона", а потому авторы перестраховались и назвали свой фильм "Охотник на людей" (Manhunter). Это не особо помогло. Фильм при бюджете $15 млн. собрал около $9 млн.

Как известно, в 1991 году триумфатором стала картина-сиквел Джоннатана Демме "Молчание ягнят". Потом неплохо вышел "Ганнибал" и только в 2002 году Дино де Лаурентис решил войти в реку дважды и переснять "дракона". Так на свет появилась вторая экранизация - "Красный дракон" Бретта Ратнера. При сотне миллионов бюджета сборы составили более 200 миллионов. Удачный проект. Однако не спешите ставить крест на первой экранизации. Что говорить, если финальная схватка в книге отличается от таковых в обоих фильмах.

Кто жаждет окунуться в сравнительный анализ текста и двух картин вперед!

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И АКТЕРЫ

УИЛЛ ГРЭМ
(Уильям Питерсен и Эдвард Нортон)
Лично мне больше нравится Нортон, но это скорее из-за того, что в 1986 году я только пошел в школу. Что касается актерской игры, то Питерсен более жесткий и прямолинейный, что ли. Финальная перестрелка с убийцей тому явный пример. Нортон сыграл мягкого, более интеллектуального и рефлексирующего Грэма, любящего отца и мужа.









Что интересно.
В итоге к книжному образу ближе всех - роль Хью Денси из сериала "Ганнибал".



ФРЕНСИС ДОЛАРХАЙД, убийца
(Том Нунан и Ральф Файнс)
Специфическая и ужасающая внешность Нунана против "волан-де-морто-подобной" игры замечательного Ральфа Файнса. Выбирать сложно. Нунан отлично сыграл в постельной сцене со слепой девушкой Ребой, когда он строго по тексту прослезился и символично закрыл свое лицо рукой девушки... Ральф Файнс прекрасен в своем перевоплощении в демонического дракона, а также в сцене с тигром - возбуждение на его лице очень точное, как мне кажется.









РЕБА, слепая девушка Долархайда
(Джоан Аллен и Эмили Уотсон)
Первая - очень академичная. Вторая - как тихий омут с чертями. Эротическая сцена с ней почти в точности соответствует книге. Сексуальный чертенок, живущий в ней, отлично показал себя (видео чуть ниже). А вот Джоан Аллен все-таки более чопорная, что ли.









ФРЕДДИ ЛАУНДС, бульварный журналист, жертва Долархайда
(Стивен Ланг и Филипп Сеймур Хоффман)
Оба хороши. Но гениальность второго затаптывает в асфальт будущего полковника-злодея из камероновского "Аватара".





ГАННИБАЛ ЛЕКТОР
(Брайан Кокс и Энтони Хопкинс)
Без комментариев, хотя в 1986 году, казалось, лучше Кокса никто это не сыграет.





* * * * * * * * * * *

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕХ ФРАГМЕНТОВ

Сцена 01. ПЫТКА ФРЕДДИ ЛАУНДСА

Надо отметить, что существенная разница здесь лишь в одном. Ральф Файнс, как и его герой в книге, демонстрирует Лаундсу свою татуировку дракона на спине. В 1986 году подобное тату рисовали актеру несколько часов, но в итоге режиссер Майкл Манн решил, что можно обойтись и без нее. Также можно отметить в обеих сценах киноприем "отраженное действие". Мы не видим жуткие фотографии, которые Дракон показывает своей жертве, но реакция актеров говорит нам о многом. В целом же сцена, которую разыграли Файнс и Хоффман, все-таки сделана круче! Даже чисто по-актерски. Плюс атмосферная режиссерская и операторская работа. Музыка, ракурсы, планы. Кстати, оператор у обоих фильмов один - великолепный Данте Спинотти.

image Click to view





ПРЯМАЯ ССЫЛКА НА ВИДЕОФРАГМЕНТ

Сцена 02. НОЧЬ С ДЕВУШКОЙ

Герой смотрит пленку с убитыми им женщинами, а в этом время слепая девушка ласкает его. В этой сцене важен литературный текст, так как сцена выполнена почти без слов, то все чувства, эмоции и мысли актерам приходилось передавать лишь мимикой. Лично от меня - пять баллов Файнсу за передачу возбуждения. Пять баллов Нунану за финал эпизода со слезами и рукой. Этой детали в 2002 году места не нашлось.

Голова Ребы лежала на его бедре. Она просунула руку под его рубашку и коснулась татуированной груди.
- Надеюсь, я тебя не шокировала, - пробормотала она.
Этот звук живого голоса потряс его. Он ощутил потребность убедиться, что ее сердце на самом деле бьется. Сердце билось. Она осторожно прижала к нему его ладонь. Живая женщина. Как странно. Полный силы, своей или Дракона, Долархайд легко поднял ее с кушетки. Она была гибкой и упругой - нести такую было приятно. Только не наверх. Не наверх. Быстрее. Куда-нибудь, быстро. Бабушкина кровать. Стеганое сатиновое одеяло скользило под ними.
- О, подожди, я сама сниму. Порвалось.., а, наплевать. Иди ко мне. О Боже, как сладко… Мой, мой мужчина. Не хочу внизу… Пожалуйста, лучше я сверху.
Обнимая Рибу, свою единственную живую женщину, он впервые почувствовал, что все идет как: надо: он выпустил на свободу свою жизнь и отвернулся от смерти, зашвырнул ее во мрак космоса, подальше от этой несчастной планеты, подарив земле мир и обещание покоя. Лежа в темноте, он положил свою ладонь на ее руку и осторожно прижал, словно утверждая свою власть, преграждая путь назад. Риба заснула, а Долархайд, проклятый Богом убийца одиннадцати человек, снова и снова с беспокойством прислушивался к биению ее сердца. Видения… Причудливые жемчужины в праздничном небе. Ракетница Бери, из которой он стрелял по луне. Большой фейерверк, виденный им в Гонконге, назывался "Дракон разбрасывает свои жемчужины". Дракон. Он вдруг почувствовал себя оглушенным, разбитым на куски. И всю долгую ночь, полный страха Долархайд прислушивался: не спускается ли он сам, одетый в кимоно, по лестнице.
Один раз Риба зашевелилась, начала шарить рукой по полу возле кровати и наткнулась на стоявший там стакан. О стенки стакана звякнули бабушкины зубы. Долархайд принес ей воды. Она обняла его в темноте. Когда она снова уснула, он снял ее руку со своей большой татуировки и положил себе на лицо.

image Click to view





ПРЯМАЯ ССЫЛКА НА ВИДЕОФРАГМЕНТ

Сцена 03. СТОЛКНОВЕНИЕ С УБИЙЦЕЙ И ФИНАЛ - осторожно, спойлеры!

В финале "Красного дракона" убийца находит-таки Уилла Грэма и пытается расправиться со всей его семьей. Удивительно, но финал книги у Томаса Харриса получился несколько сумбурным. Надо отметить бесспорно отличный ход с имитацией Долархайдом своей гибели и последующим воскрешением у дома Грэма. Однако затем создается ощущение, что автор не знал как продолжить и закончить книгу, да так, чтобы было "Уау!" Возможно, по этой причине сценаристы обеих картин вообще отказались следовать литературному источнику. И если Тэд Телли в 2002 году хотя бы оставил саспенс с участием семьи Уилла Грэма, то Майкл Манн, будучи автором сценария в 1986 году, вообще "забил" на подобное заострение ситуации. В итоге мы имеем три финала. Выбирайте себе по вкусу.

Приближаясь к зарослям, Грэхем услышал странный шипящий звук. Цепким взглядом обшарил землю вокруг. Не змея ли? За кустами мелькнули носки ботинок, остро сверкнул оптический прицел. Прямо перед собой он увидел желтые зрачки Фрэнсисе Долархайда. Смертельный страх сжал его сердце. Щелкнул взведенный курок. Грэхем бросился вперед и выбил пистолет из рук Долархайда. Блеснула неярко вспышка, показавшаяся белесой в ослепительных солнечных лучах, и пистолет полетел в кусты. Грэхем упал, завалившись на спину, резкая боль обожгла левую сторону груди.
Долархайд высоко подпрыгнул и обеими ногами наступил Грэхему на живот. В руке он сжимал нож. Со стороны моря раздался пронзительный вопль, но для Долархайда больше не существовало ничего. Коленями пригвоздив к земле беспомощно распластанного Грэхема, он обеими руками занес над ним нож и издал безумный вопль, когда острое лезвие глубоко вошло в щеку Грэхема, не задев глаза. В следующее мгновение Долархайд качнулся вперед, готовясь всем своим весом налечь на нож и рассечь жертве голову. Что-то просвистело совсем рядом, и удочка, с размаху заброшенная Молли, впилась в лицо Долархайда всеми своими тремя крючками. Леска с отвратительным скрежетом наматывалась на катушку. Это Молли тянула крючки на себя, чтобы повторить удар. Крючки впились ему в руку, которой он непроизвольно схватился за щеку. Он взвыл от боли и, сжимая нож в другой руке, пошел на Молли.
Грэхем перевалился на бок, встал на колени. Шатаясь, выпрямился и побежал. Глаза его были готовы выскочить из орбит, он захлебывался собственной кровью и бежал, бежал прочь, пока силы не оставили его.
Молли летела к дюнам, не чувствуя под собой ног, подгоняя маленького Уилли, мчавшегося впереди. Долархайд нагнал бы их, если бы не удочка, которая тянулась за ним. Леска запуталась в кустах. Он не сразу догадался перерезать ее.
- Беги, малыш, беги! Не оглядывайся, - задыхаясь, кричала она сыну и подталкивала его. Полоса дюн кончилась, они опережали его почти на сто ярдов. Расстояние между ними сократилось до семидесяти ярдов, когда они очутились возле дома. Перескакивая через несколько ступенек, они взобрались наверх. Молли втолкнула мальчика в комнату Уилла.
- Сиди здесь!
И снова - вниз, навстречу убийце. Она ждала его в кухне с пистолетом в руках. В безумной спешке она уже не помнила ни о чем: ни о прицеле, ни о правильном положении оружия. Она крепко сжимала пистолет обеими руками и ждала. Дверь дрогнула от страшного удара. Первым выстрелом Молли продырявила ему бедро.
- Ма-а-а! - замычал он, и она разрядила пистолет ему в лицо.
Она стреляла, когда он сползал вниз, цепляясь за дверную раму. Стреляла, когда он опустился на пол, привалившись к стене. Подошла к нему вплотную и дважды выстрелила в упор. Пока от его лица не осталось сплошное месиво, пока не загорелись волосы на голове.

image Click to view





ПРЯМАЯ ССЫЛКА НА ВИДЕОФРАГМЕНТ

СМОТРИТЕ КИНО!
НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЧИТАТЬ КНИГИ! :)

Также смотрите мои посты про "Молчание ягнят" здесь, здесь и тут

экранизация, актерыактрисы, Прием Саспенс, литература, хорроры, сцены из фильмов, кино

Previous post Next post
Up