В сети появилось так называемое "утерянное интервью со Стивеном Кингом".
Весьма примечательный текст. В 1983 году, когда состоялась эта беседа, писатель был уже очень известным и много работал над экранизациями своих романов и повестей. В частности очень интересные мысли Кинг высказывает насчет "Сияния" и режиссерской трактовки текста Стенли Кубриком. Вот отрывок.
"Знаю, что это звучит… не только претенциозно, но и прямо-таки высокомерно с моей стороны, [но меня удивляют] решения, принятые Кубриком… Например, когда Венди наконец-таки читает рукопись, и там только и говорится “Сплошная работа и никаких игр - это печалит мальчика Джека” - снова и снова… Это придумал Стэнли Кубрик, и это великолепно. Это замечательная, замечательная, замечательная сцена! Ужас Венди растет, когда она переворачивает страницу за страницей и понимает, что там написано одно и то же, может в разных формах или падежах… А мы мечемся между ней и книгой, между ней и книгой, и ситуация столь же древняя, как в сказке о Синей Бороде, столь же старая, как миф про Ящик Пандоры - кто-то видит нечто, чего видеть нельзя, запрещено. У нее не было причины смотреть, что там написано, но она на свою беду заглядывает в этот текст, и мы знаем что быть беде, и чего мы боимся больше всего, так это что муж застукает ее. Это детский страх. “Меня застукают. Мама придет домой и застукает меня”.
И Кубрик снимает это отлично. Но затем почему-то, почему, я совершенно не понимаю, камера отъезжает назад, и мы видим, что Николсон подошел к Венди со спины. И его реплика великолепна; он просто смотрит на нее и говорит (Кинг изображает Николсона): “Как тебе это?”. И вы понимаете сейчас, если еще раньше этого не поняли, что мужик-то совершенно свихнулся. Но почему, ради всего святого, почему режиссер решил отодвинуть камеру, чтобы мы увидели Джека раньше, чем его видит Венди, я не понимаю. Это ошибка, которую не сделает даже молодой режиссер; уж конечно, Кубрик не снял бы так эту сцену лет двадцать назад".
Вот эта сцена:
Сияние. Сцена с рукописью Мое мнение следующее.
Я несколько раз пересмотрел этот яркий, почти хрестоматийный фрагмент, где и ракурсы камеры, и музыка, и адский текст об этом печальном мальчике Джеке, - все сбалансировано практически идеально для идеального саспенса и зрительского напряжения. Что же предлагает Стивен Кинг? Какой свой писательский вариант? Видимо, Кинг хотел увидеть и услышать в этой сцене: банальный голос мужа за кадром, может быть, шаги или скрип половицы, затем Венди поднимает глаза, видит мужа и пугается. Потом смена кадра, и мы тоже видим сумасшедшего героя. Есть еще второй вариант, который скорее всего бы выбрал любой современный режиссер хорроров, а именно... Венди стоит к нам лицом, сзади на ее плечо кладется рука Джека. Она вздрагивает, оборачивается. Возможно до этого вставить еще момент с героем, долго приближающимся из тьмы коридора.... Но Кубрик выбрал свой третий вариант, лаконичный, с минимум ненужного саспенса, в котором герой появляется черным силуэтом, почти тенью, и мы не видим сразу его адского выражения лица.
При всем уважении к Стивену Кингу, его негодование может объясняться лишь своим уникальным гениальным взглядом на кино...ну или тем обилием тяжелой наркоты, которую он принимал в те годы. Вы же решайте сами. В следующий раз обсудим сцену самоубийства из "Мертвой зоны" Д.Кроненберга и его трактовку мистером Кингом. Полностью ознакомиться с интервью можно
здесь.