ИСТОРИЯ СУВЕРЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКАРПАТСКАЯ УКРАИНА
(ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ)
ДЛЯ НАРОДА
ЧАСТЬ 4/1, продолжение:
Часть 1, Начало «Славянские народности Великой Моравии»
http://boris-brudnjak.livejournal.com/8078.htmlЧасть 2. «Захват Великой Моравии мадьярами»
Часть 3. «Независимые княжества Чехия и Польша»
продолжение:
http://boris-brudnjak.livejournal.com/8613.html «Історія республіки Закарпатська Україна (Подкарпатська Русь) для народу» висвітлює становлення та розвиток найдавнішої слов'янської нації «Русини» з ІХ ст. та її державності до сучасності. На жаль, суверенна Україна продовжує започатковане Радянським Союзом замовчування цього незаперечного історичного процесу стосовно русинів сучасної Закарпатської області України, про що стисло йдеться у цій книжці.
***
«История республики Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь)» для народа» освещает становление и развитие древнейшей славянской нации «Русины» с IX в. и ее государственности до современности. К сожалению, суверенная Украина продолжает начатое Советским Союзом замалчивание этого исторического процесса относительно русинов современной Закарпатской области Украины, который вкратце изложен в этой книге.
***
Издана благодаря финансовой поддержке спонсоров: Безык В. М., Борискин А. Ф., Дерда И. Д., Маковийчук И. И., Мокану В. Д., Полушкин В. П., Уласевич С. В., Шимоняк В. Н.
Петр Годьмаш
«Історія суверенної республіки Закарпатська Україна (Подкарпатська Русь) для народу» (Ужгород, ВАТ «Патент», 2015. - 312 с.).
СОДЕРЖАНИЕ
1.Славянские народности Великой Моравии ___________ 4
2.Захват Великой Моравии мадьярами _______________ 12
3.Независимые княжества Чехия и Польша ___________ 17
4.Русины и народности «Русской Земли» _____________ 22
5.Русины в составе Венгрии, а затем в Австрии ________ 40
6.Русины в составе Австро-Венгрии _________________ 60
7.Русины в Первой мировой войне __________________ 69
8.Миф о присоединении Подкарпатской Руси к Соборной Украине ___ 79
9.Автономная республика русинов «Руська Держава» ______________ 99
10.Проблема русинской нации на Парижской мирной конференции ___ 134
11.Автономная республика русинов «Подкарпатская Русь» ___________ 159
12.Республика Подкарпатская Русь - жертва фашистской Германии ___ 210
13.Фиаско «Карпатской Сечи» __________________________________ 231
14.Суверенная республика «Карпатская Украина» __________________ 260
15.Вторая мировая война и русины суверенной «Карпатской Украины» _ 268
16.Переименование «Карпатской Украины в Закарпатскую Украину» ___ 273
17.Аннексия суверенной республики «Закарпатская Украина _________ 295
18.Современные законные требования русинов Украины ____________ 301
ЧАСТЬ 4/1. «Русины и народности «Русской земли»»
История древнейшей славянской народности Великой Моравии под названием «русины» мало изучена. Однако о ней немало достоверных упоминаний, в том числе в трактате «Об управлении империей» византийского императора К. Багрянородного (905 - 959). Упоминая в этом трактате о государствах, соседствующих с Византией, К. Багрянородный называет земли Великой Хорватии, которые заселены народностью под названием «хорваты». Они входили в состав Великой Моравии, однако были захвачены турками, то есть венграми. К. Багрянородный назвал заселенные «хорватами» земли «Великая Хорватия» потому, что они простирались от Западных Карпат вплоть до Адриатического моря.
В 1-й главе упоминалось, что по инициативе византийского императора Ираклия часть дружинников народности русинов из удельного Ужгородского княжества Великой Моравии переселилась в Иллирийскую провинцию Византии, где их стали называть хорватами. Со временем местных иллирийцев тоже стали называть хорватами. С помощью русинов-хорватов иллирийцы приобрели независимость и тоже стали называть себя хорватами. В результате самоназвание «русины» было заменено на «хорваты». Поэтому К. Багрянородный в своем трактате написал, что после захвата турками (венграми) земель народности «русины» на востоке от венгров и западнее от Карпат проживают хорваты. Поэтому К. Багрянородный занимаемые русинами большие просторы от Карпат до Адриатического моря назвал Великой Хорватией.
В 1-й главе упоминалось, что Кирилл и Мефодий в 863 году начали распространение христианства в Великой Моравии среди русинов удельного Ужгородского княжества. Однако через двадцать два года, в 885 году, князь Великой Моравии Святополк запретил распространение христианства и ввел католицизм. В результате русины удельного Краковского княжества, как проживавшие вдали от Ужгородского княжества и центральной части Великой Моравии, просто не успели принять христианство, и остались некрещеными. Чтобы отличить крещеных русинов от их некрещеных собратьев, К. Багрянородный первых назвал «белые хорваты», а вторых - просто «хорваты». Упомянул он и восточные народности так: «... славянский народ на Земле Руссов: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане».
Впервые наиболее всесторонне о восточных славянах написал киевский игумен (монах) Нестор (1056-1114) в летописи под названием «Повесть временных лет». Современный историк-ученый с мировым именем П. Толочко, директор Института археологии Национальной академии наук Украины (сокращенно НАН Украины) и член ее Президиума, специализирующийся на истории Русской Земли, очень высоко оценивает «Повесть временных лет» (далее сокращенно «Повесть»). Он утверждает, что Нестор в «Повести» к началу XII в. написал русскую историю «настолько полно, что ни одна нация не может похвастаться таким сокровищем».
Нестор в «Повести» о Великом переселении народов написал, что славяне «разошлися по Земли и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя сели на реке Морава, так прозвались мораванами, а другие чехи. А вот те же славяне: белые хорваты и сербы, и хорваты. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти, придя сели на Висле и прозвались ляхами, а от ляхов тех пошли поляки. Так же эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесу, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами. (…) и так разошелся славянский народ. (…) И живяху в мире и поляне, и древляне, и северяне, и хорваты». (см. «Повесть временных лет» в переводе Андриановой-Перетц и Д. Лихачева, в 1950 г. изданную Академией наук СССР в Москве).
При этом Нестор упоминает тех хорватов, которые вначале входили в состав удельного Краковского княжества Великой Моравии, а затем вошли в состав независимого княжества Чехия, хотя фактическое их самоназвание было «русины». Следует отметить, что с XVIII в. историки и этнографы начали фальсифицировать происхождение названий народностей и наций в интересах своих государств. Так, кочевавшие по просторам современной Украины племена под названием «мадьяры» входили в тюркоязычный племенной союз под названием «угры». В связи с этим историки Украины называют их «угры», историки России называют их «венгры», а историки других стран называют их «гунгары». В связи с этим их государство ныне называется соответственно «Угорщина», «Венгрия», «Гунгария». Хотя автохтонные «мадьяры» и поныне называют себя «мадьярами». Однако это не является поводом для спора о том, существовала ли народность под названием «мадьяры».
Совсем иная ситуация с самоназванием «русины» в XVIII в. сложилась в России, а ныне и в Украине. Если историки-ученые стран Европы самоназвание «русин» и ныне называют «Rutheni», то есть «рутены», что является производным от «русины», то историки-ученые России и Украины вместо названия «русин/русины» употребляют терминологические наименования К. Багрянородного и Нестора - «белые хорваты» и просто «хорваты». Подражая К. Багрянородному, Нестор тоже отнес «белых хорватов» и просто «хорватов» к западной группе славян. А в отношении восточных славян Нестор написал, что они «сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами (...) другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами». Следовательно, входившие в состав Великой Моравии «белые хорваты» Ужгородского удельного княжества и «хорваты» удельного Краковского княжества являются «западными» славянами.
Далее Нестор в «Повести» написал, что князьки восточных славянских народностей хотели возглавить княжеский престол, что было причиной междоусобиц. Поэтому они решили: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву», - сказано в «Повести». В те времена жители побережья Балтийского моря занимались рыбной ловлей, и европейцы называли их «викингами», а восточные славяне - «варягами» (водный путь «из варяг в греки»). Однако многие из них занимались грабежами как на море, так на побережье, и европейцы их боялись. Больше всего варяг-грабителей было среди народности под названием Ruotsi, проживавших на территории современной Дании. Их административным центром была морская крепость-городище Rosskilde, ставшей современным городом Roosendaal. Выделялась среди них народность под названием Ruotsi, а в русском варианте «русь».
Возле Дании находится остров «Ross-laden», по-современному Рюген. Во времена варяг-викингов на нем проживали восточные славяне поморские. Они и предложили восточнославянским народностям нанять себе князя и подчиненных лично ему дружинников из числа народности «Ruotsi», то есть «руси». Это, мол, прекратит междоусобицу и грабительские набеги со стороны соседей. Поэтому делегаты восточных славян пошли нанимать князя и дружинников в Rosskilde. «И сказали руси кривичи, славяне (Ильменские - авт. П.Г.), чудь, и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» - написал Нестор в «Повести».
Так восточные славяне в Rosskilde, столице народности «Ruotsi» или «русь», наняли себе князя по имени Рюрик. А в качестве помощников наняли ему двух его братьев, а также немало и дружинников. Об этом Нестор в «Повести» написал так: «Те варяги назывались русью, как и другие назывались шведы, а иные - норманны и англы, а еще - готландцы, вот как и эти назывались русь. (...) И сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от этих варягов прозвались новгородцы - Русская Земля». Следовательно, первое княжество восточных славян самоназвалось «Русская Земля» потому, что им управляли выходцы из народности под названием Русь. В “Бертинских анналах” за 839 год упоминается княжество восточных славян под названием “Русь” и утверждается, что его правящей прослойкой были скандинавские викинги, которых восточные славяне называют варягами.
Со временем правящая в России династия князей, а затем царей-рюриковичей и приближенная к ней династия бывших варяжских дружинников в течении IX-XVI вв. настолько разрослась, что им пришлось скрывать от подвластного им народа истину своего варяжского происхождения. Эту правящую в России варяжскую династию рюриковичей в 1613 году сменила царская, а с 1721 года императорская династия романовых тоже родом-ходом из Дании.
Источником существования варяжских дружин в княжестве Русская земля была дань славян и трофеи, добытые в грабительских походах. Поскольку Ингвор (Игорь), с 879 года престолонаследник княжества Русская Земля, был еще молод, то грабительские походы варяжских дружин возглавлял воевода Олаф (Олег). В 885 году он повёл варяжские дружины в поход на земли Хазарского каганата. Овладев городом Самбатас (современный Киев), Олег продолжил насильственное присоединение к Русской Земле племенных союзов восточных славян. Укрепившись ими, он совершил ряд походов на византийскую столицу Константинополь. Об одном из них Нестор за 907 год написал так: «...иде Олгов на греки, Игоря оставив в Киеве, собрал множество варяг, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев».
Из 3-й главы и выше изложенного следует, что называемые Нестором «хорваты» являются русинами удельного Краковского княжества, которые просто не успели принять христианство потому, что проживали вдали за высокими Бескидами. Часть из них в качестве «приданного» Киевскому князю Владимиру в 895 году вошла в состав Русской Земли, а поэтому в 907 году тоже участвовала в походе Олега на греков. Однако кто же такие «тиверцы», в 907 году принимавшие участие в походе Олега на греков, поскольку ни К. Багрянородный в трактате «Об управлении империей», ни Нестор в «Повести» не относят их к варягам или славянам Русской Земли? Ныне однозначно известно, что в те времена тюркоязычные тиверцы проживали в низовьях бассейнов рек Днестр и Прут, где находится современная Молдавия, а поэтому они не входили в состав княжества Русская Земля. Однако Олег совершал грабительский поход на Константинополь через занимаемые тиверцами земли. Поэтому тюркоязычные тиверцы присоединились к участникам этого похода Олега для совместного участия в ограблении византийцев.
Грабительский поход Олега на Константинополь в 907 году описан в византийских летописях и «Повести» Нестора как весьма кровопролитный, сопровождавшийся зверствами над ранеными и пленными византийцами. Особенно отличались в этом тиверцы. Однако поняв, что Константинополь не взять, Олег и вожди варяжских дружин заключили с Византией мирный договор, начинающийся словами: «Мы от рода Руссов, Карл Ингелог, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актутруян, Лидульфост, Стемид, посланные Олафом, великим князем руссов, и всеми сущими под его рукою, к вам, Льву, Александру и Константину, великим царям греческим…». Заканчивается этот мирный договор словами: «Для верного исполнения сих условий между нами, руссами и греками, велели мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь греческий скрепил их своею рукою, (...) а мы, послы русские, дали ему другую и клялися по закону своему, за себя и за всех руссов исполнять утверждённые главы и любви между нами, руссами и греками». Возвращаясь из Византии, Олег сказал грекам: «Сшейте для руссов паруса из шелковых наволок, а славянам полотняные. И было так», - написал Нестор в «Повести».
В 945 году поход на Византию повторил уже взрослый Ингвор (Игорь), князь Русской земли, однако он оказался неудачным, хотя тиверцы и в нем участвовали. Поэтому Игорю пришлось заключать унизительный договор, начинающийся словами: «Мы - от рода руссов, послы и купцы: Ивор, посол Ингвора, Великого князя руссов, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Ингвора; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Ингвора, племянник Ингвора (...) посланцы от Ингвора и от всех людей Русской Земли…». Следовательно, Нестор понимал и потому написал, что руссы - это дружинники варяг, а не славяне. Однако все живущие на Русской земле народности являются руссами потому, что их княжество называется Русская земля.
Князь Русской земли Святослав после неудачного в 971 году похода на Византию возвращался в Киев все же с трофеями и поэтому его на Днепровских порогах ожидали половцы. В результате он был половцами убит, а между его сыновьями началась междоусобица за княжеский престол. Новгородский удельный князь Владимир, внебрачный сын варяга Святослава, ушел в родную для его отца Скандинавию просить помощи. Получив ее, Владимир жестоко расправился с братьями и в 980 году занял в Киеве княжеский престол.
Чтобы расширить владения Русской земли, ее новый князь Владимир в 981 году совершил упомянутый в предыдущей главе поход на удельное Краковское княжество русинов в Чехии, однако неудачно. Поэтому в 982 году совершил поход на вятичей, а в 984 году - на радимичей и дулебов, и присоединил их к Русской земле. Поскольку дулебы проживали в бассейне реки Буг, то их переименовали в бужан. Однако все названия административно-территориальных центров и в Русской земле были производными от названия их столиц. Поскольку столицей бужан оставался город Волынь, то бужан переименовали на волынян.
В 989 году князь Русской земли Владимир совершил успешный поход на византийские города-государства (полисы), находившиеся на побережье Крымского полуострова. В том числе на Феодосию и Корсунь (окраина современного Севастополя). Поэтому византийский император Василий II (976 - 1025) просил Владимира сохранить их независимость. Владимир согласился удовлетворить эту просьбу при условии, что сестра византийского императора по имени Хелена станет его супругой.
Это условие Владимира было принято, однако со встречным условием: вначале Владимир примет христианство византийского обряда, а затем обвенчается с Хеленой в церкви. Поэтому Владимир в пасху 989 года принял в Корсуне христианство византийского обряда под именем Василий (от греческого - царский). А затем обвенчался с принцессой Хеленой, принявшей при венчании имя Анна. После этого Владимир вернулся в Киев, а вместе с ним приехали священники во главе с православными епископами византийского обряда.
Удовлетворенный результатами похода на Византию, Владимир в 992 году повторил поход на удельное Краковское княжество русинов, которое было в составе Чехии. Нестор в «Повести» за 992 год написал: «Иде Владимир на Хорваты, пришлось ему воевати с хорваты». Следовательно, до 902 года хорваты, то есть русины удельного Краковского княжества Чехии, не входили в состав Русской земли. Это подтверждает Нестор в «Повести» за 902 год перечислением народностей, которые входят в состав Русской Земли: «Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели на Бугу, затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, муромы, черемисы, мордва, пермь, чечера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова-ливонцы - эти говорят на своих языках».
Следовательно, не упоминая хорватов в составе Русской земли, уже названной Нестором «Русь», в числе тех народностей, что говорят по-славянски или дающих Руси дань, летописец таким образом подтверждает, что хорваты состоянием на 992 год не входили в состав Русской земли.
После присоединения волынян на их землях было создано удельное Волынское княжество Русской земли, или Руси. А на землях восточной части удельного Краковского княжества русинов, в 995 году присоединенной к Русской земле, было создано удельное княжество под названием Галичина, так как его столицей был город Галич. В результате всех жителей Галичского княжества стали называть галичанами, хотя в монастырских летописях Русской земли их называли «Рутены». Так в истории Русской земли, или Руссии, вместо народности «русины», они же «рутены», «белые хорваты» и просто «хорваты», появилась народность «галичане».
В 996 году Владимир уничтожил «Летописный Свод Руси» и установил запрет на русскую историю до начатой им христианизации. Чтобы не оставить сведений о происхождении княжеского рода Русской земли, своего участия в убийстве родных по отцу братьев ради княжеского престола и других жестокостях, нелицеприятных для истории Русской земли. Перед своей смертью в 1015 году Владимир разделил Русскую землю на двенадцать частей - по княжеству для каждого из двенадцати своих сыновей. С условием, что Киевское княжество будет главным для других удельных княжеств Русской земли. Однако оно не стало препятствием для междоусобицы, а в связи с этим начатая Владимиром христианизация Русской Земли стала второстепенной. Поэтому к христианизации Русской земли подключились русины удельного Галичского княжества. А затем и русины Венгрии, называемые в Руси «угры», которые буквально процессиями ходили от одного населенного пункта к другому, и пропагандировали православие византийского обряда. Польский историограф В. Абрагам утверждает, что из занятых венграми земель Великой Моравии в Киев приходили процессии верующих рутенов, и они даже принимали участие в крещении киевлян князем Владимиром Великим.
Особо отличились в распространении христианства на Русской Земле братья Угрины. Потому Угрины, что родом из Угрии (современной Венгрии): Анфир, Илларий и Григорий. Приняв монашеское имя Ефрем, Анфир построил Борисоглебский монастырь, и его мощи почивают в Новоторжской церкви этого же монастыря. Илларий принял монашеское имя Мойсей. Он упомянут в статье «О преподобном Мойсее Угрине» в «Киево-Печерском патерике», изданном в 1931 году в Киеве. Илларий (Мойсей) помогал заложить Печерскую лавру, в которой поныне почивают его мощи, а некоторые их части с 1996 года почивают на его родине - в Свято-Николаевском монастыре города Мукачево Закарпатской области Украины.
Поэтому закономерно, что киевский князь Ярослав Мудрый в 1051 году утвердил митрополитом Киевским и всея Русской Земли рутена Иллариона, который первым выкопал себе пещеру в нынешнем лабиринте пещер Киево-Печерской лавры. Затем киевский князь Изяслав I в 1072 году утвердил митрополитом Киевским и всея Земли Русской рутена Георгия. А в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях записано, что Изяслав II Мстиславович в 1147 году «утвердил митрополита Клима, калугера (монаха - авт. П. Г.) рутена особъ с семью епископы, месяца июля в 27 на память св. Пантелеймона».
Следовательно, труды русинов или рутенов были высоко оценены князьями Русской земли потому, что они помогали восточным славянам овладевать европейской культурой, исповедовать любовь и уважение друг к другу, и все то, что изложено в общеизвестных 10-ти заповедях христианства. Однако на Русскую землю надвигалось страшное несчастье - в двадцатых годах ХII в. в Приазовье появились кочующие орды татаро-монголов.
Под их давлением из Поднестровья начало переселяться на север объединение тюркоязычных племенных союзов под названием «тиверцы». Поскольку тиверцы участвовали в грабительских походах Олега и Игоря на Византию, они предполагали, что и далее совместно со славянами Русской земли будут совершать грабительские походы. Поскольку в те времена путями сообщений была только вода (река, озеро, море), то тиверцы переселялись по рекам Днестр и Прут на север и селились в их верховьях, где уже было удельное княжество Галичина Русской земли, населенное в основном автохтонными русинами и частично поляками. Однако часть тиверцев все же осталась на землях своего региона, впоследствии названного «Буковина».
Из-за захвата тиверцами обжитых русинами земель миролюбивым русинам пришлось оставлять обжитые места на равнинах и осваивать новые. В основном в долинах горных речушек, выкорчевывая в предгорьях лес под новые поля. Хотя земля на новых местах в предгорьях Восточных Карпат была менее урожайна, а горный климат более суровый, это компенсировалось свободой от нашествия тиверцев и их воинственных вельмож.
Профессор созданного в Чехословакии после Первой мировой войны Украинского свободного университета Р. Лащенко, государственный деятель Украинской Народной Республики 1918-1919 годов, в 30-х годах ХХ в. утверждал следующее. Бояре тиверцев Галичины добились от Киева невероятных уступок: сами выбирали себе князя, а Великому князю Киевскому оставалось утверждать их выбор. «Подобного властвования боярской прослойки в Галичском княжестве мы не находим ни в одной из земель русских. (...) Влияния народа, проявлявшиеся в вече, отодвигались на задний план, а потом совсем исчезали из-за боярской олигархии» тиверцев, - утверждал Р. Лащенко.
Материал для публикации предоставлен М. И. Завадяк.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ...
ЧАСТЬ 4/2:
http://boris-brudnjak.livejournal.com/9469.html