Утром, выселяясь из Ibis, мы позвонили в отель L'esperance и узнали, что наш чемодан прибыл и ждет на ресепшене. Сказали, что заберем его вечером.
План на сегодня был такой - весь день гуляем по Парижу, а потом ночным автобусом едем в Бордо.
Автобус фирмы
Flixbus уходил в 23:30 с набережной Берси. Если покупать билет на сайте заблаговременно (за месяц или недели за две), то можно потратить на него всего 18 или даже 9 евро (в день отправления стоимость около 80 евро), в то время как билет на поезд стоит 90-120 евро, а за блаблакар с вас возьмут не меньше 20-ти. Получается, автобус - самый дешевый способ путешествия по Франции и Европе на длинные расстояния, а учитывая, что мы до Бордо едем ночью (время прибытия 7:30), то выходит еще и дополнительная экономия на ночлеге. Раньше мы ни разу не пользовались этим видом транспорта, а значит, было вдвойне интересно попробовать. Все впечатления, подробности, плюсы и минусы - в конце поста.
Днем мы решили посетить наши самые любимые места Парижа. На второй строчке рейтинга после кафе Au Trappiste находится
Музей градостроительства и архитектуры (boulevard Morland,21).
Во-первых, потому что это бесплатный музей. Во-вторых, это очень крутое пространство с интересным контентом.
Расположен музей в так называемом Павильоне Арсенал - здание внешне напоминающее железнодорожное депо. На самом деле здесь раньше была пороховая мануфактура, потом картинная галерея и разные магазинные склады, а в 1988 году открылся Музей градостроительства.
На первом этаже находится постоянная выставка, рассказывающая о становлении Парижа как города. Все этапы его развития от небольшого поселения на острове Сите до современного состояния и планов на будущее. Экспозиция хорошо, по-современному оформлена, тут есть разные встроенные экраны с наушниками, можно сидеть, смотреть и слушать целый день напролет. Даже стульчики специальные для этого предусмотрены - раскладные и удобные (думаю, в качестве приставных стульчиков в театре будет круто такие же использовать).
Складные стульчики скромно прислонили к колонне
А вот так стул выглядит в раскрытом виде. Очень удобно сидеть, кстати.
Еще на первом этаже есть хороший магазинчик с архитектурной литературой, а с этого года поставили еще и столики - можно принести с собой что-то съестное и перекусить.
На втором этаже - пространство для временной экспозиции, обычно на тему современной архитектуры. Вот, например, механизированный макет реконструкции магазина Samaritainе.
Click to view
Еще на втором этаже есть большая абсолютно бесплатная архитектурная библиотека. А в этом году в центе музея поставили скалодром, где дети могут бесплатно поползать под присмотрам инструктора.
После павильона Аресенал мы пошли на виадук Искусств. Это еще одно наше любимое место в Париже, про которое, кстати, мало кто знает. Почти секретный парк-променад идущий от центра Парижа и растянувшийся на целых 4 километра от площади Бастилии до Венсенского леса.
История виадука такая. Раньше здесь проходила ветка железной дороги приподнятая над уровнем улиц метров на 10. Она вела к станции, находящейся на месте современной Оперы Бастиль. В 69 году движение по ветке прекратилось и она была долгое время в заброшенном состоянии, пока в восьмидесятых годах, французы не придумали переоборудовать заброшенную железную дорогу в парк, а пространство под сводами виадука отдать под художественные галереи и магазины (именно поэтому, виадук называют Виадуком Искусств). Парк-променад открыли в 1993 году. Над ним поработали множество крутых архитекторов, инженеров, ландшафтных дизайнеров и агрономов.
Заметить вход в него, если не искать специально, очень сложно (на фотографии слева небольшая лестница, ведущая на виадук из красного кирпича):
В арках - галереи и магазины.
Виадук Искусств тянется на несколько километров.
Главный вход находится в начале улицы rue de Lyon (в гугл-картах наберите «Coulée Verte René Dumont»).
Гулять здесь одно удовольствие: разнообразные ландшафты, от розариев и оросительных бассейнов до бамбуковых рощ и навесных мостов над улицами Парижа. Иногда променад пересекает парки (например, Gare de Reuilly, кстати с отличным бесплатным вай-фаем). В этом парке мы и поужинали, по обыкновению вином, сыром, хумусом и прочими вкусняшками из Карефура.
С высоты парка-поменада улицы Парижа особенно хороши. К тому же подобный вид и ракурс на них не найдешь больше нигде.
Оросительные каналы
Скамеечки в парке-променад и их обитатели
А вечером, забрав, наконец, свой чемодан из отеля «Надежда» отправились на автовокзал.
Разыскать автовокзал фирмы Flixbus оказалось не просто, хотя находится он совсем не на задворках - недалеко от Национальной французской синиматеки, прямо в парке Берси (весь парк заклеен листочками с указателями Flixbus). Возле входа на мост Симоны де Бовуар скрывается подземная стоянка, откуда и отправляются автобусы.
Это платформа Flixbus в Мюнхене (нашел в сети), пишут то же самое, что можно сказать и про парижскую: "Bus station in Munich. No directions at all. Goodluck finding your Flixbus."
Честно говоря, трудно представить, что так плохо организованный сервис можно встретить в самом центре Парижа. Это скорее напоминает автовокзалы в странах третьего мира, хотя контингент пассажиров в основном - белые европейцы. Если когда-то решите ехать из Парижа на Flixbus, то вам пригодятся крепкие нервы и непробиваемое самообладание.
Огромная, не особо чистая подземная стоянка, на которой стоит с десяток автобусов. Возле каждого толпится народ с чемоданами. Кое-кто спит по углам прямо на багаже. Шум, суета. При этом на станции нет никаких объявлений и отсутствует маркировка автобусных платформ с информацией какой автобус откуда и когда отправляется. Служба информации почему-то работает только до 20.00. До ее закрытия я успел только уточнить, возможно ли сесть в автобус без распечатки электронного билета. Ответив, что достаточно предъявить паспорт, девушка-негритянка закрыла лавочку. Вместе со своим коллегой в желто-зеленой жилетке, они побросали в большую картонную коробку ноутбук, какие-то папки, степлеры, принтер, и отправились к выходу, игнорируя вопросы озабоченных пассажиров. Все это было похоже на бегство разорившейся конторы. Они даже не закрыли комнатку, где работали, оставив в ней только ресепшн-стойку. Какая-то негритянка устроилась там на полу чтобы накормить грудью ребенка.
Мы стали расспрашивать других пассажиров, как найти платформу нашего отправления. Случайно нашли датчанку тоже ждущую автобус в Бордо. Она рассказала нам, что нужно стоять у въезда на станцию и внимательно смотреть на маркировку автобусов на светодиодном экране над лобовым стеклом. Как увидите, что написано «Бордо» - следите, где он паркуется и вставайте в очередь на посадку. Вообще, автобусы тут нередко опаздывают, рассказала девушка. Однажды ей пришлось ждать прибытие своего рейса два с половиной часа…
Наш автобус приехал почти во время, но потом минут тридцать не мог въехать на станцию из-за заклинившего шлагбаум. Наконец он проехал внутрь и занял свободную парковку. Тут же у входа собралась беспорядочная толпа. В первый раз мы видели, чтобы французы вели себя подобным образом, а не вставали в очередь, вежливо друг друга пропуская вперед.
Датчанка намекнула, что места в салоне лучше занимать друг для друга. Мы договорились, что займем ей место, если проберемся в салон раньше нее. Я закинул чемодан в багажный отсек. Какой-то парень спросил меня на английском, идет ли этот автобус в Лондон. Я ответил, что нет, он едет в Бордо. Парень округлил глаза, горячо поблагодарил меня и стал поспешно доставать свой чемодан из-под кучи уже наваленных сверху.
Пока я возился с багажом, мы оказались чуть ли не в самом конце очереди, а наша знакомая датчанка пробралась внутрь и стойко удерживала два места до самого конца. И это было очень кстати. Когда мы протиснулись и заняли охраняемые для нас кресла - оказалось, что мест на всех не хватает. Часть людей так и осталась стоять в проходе. Судя по всему, подобный овербукинг случается в Flixbus. Водитель попросил всех занять свободные мести и стал еще раз проверять паспорта. Всех усадить так и не удалось. Двое пассажиров остались стоять. Помощник водителя попросил выйти их из автобуса. Я, честно, говоря, так и не понял, чем разрешилась ситуация, но те двое в салон так и не вернулись.
Потом водитель завел мотор. Двери закрылись, а стюард в микрофон стал рассказывать о правилах на борту. Кроме прочего он сообщил, что если вдруг у кого-то не откидывается спинка кресла, то так и должно быть, он не знает, почему она не откидывается и ничего с этим поделать нельзя. Все грустно и без удивления посмеялись над этой информацией, и автобус поехал по ночным улицам Парижа. Тут же оказалось, что и обещанный на сайте вай-фай тоже не работает. Я не стал спрашивать у стюарда почему.
В целом, ночную дорогу продолжительностью в восемь часов можно вполне спокойно вынести. Особенно, если ваша главная цель - сэкономить деньги. Но пользоваться фирмой Flixbus я бы вам не рекомендовал. Бардак тут ужасный. Что очень странно, потому как, судя по сайту, это немецкая фирма. На обратном пути мы воспользовались французским автоперевозчиком Ouibus, чей сервис разительно отличается в лучшую сторону. Вай-фай работает, нет неразберихи при посадке, да и автобусы более комфортабельные. И кстати, водитель и стюард у Flixbusa были Джамаль и Ахмед, а в Ouibuse - Жан-Люк и Пьер.
В пути была одна остановка у ночного магазина на заправке. Сонные пассажиры стояли вокруг автобуса в холодном свете неоновых ламп. Кто-то курил, кто-то просто зевал, почесывая затекшие мышцы.
Когда рассвело, мы по длинному Каменному мосту с 17-тю красивыми арками пересекли Гарону и въехали в пустынный, еще не проснувшийся Бордо.
Предыдущие серии:
1.Екатеринбург 2.Операция "Увидеть Париж" 3.Второй день в Париже