Роберт Криз - "Призма и маятник. Десять самых красивых экспериментов в истории науки" (2014 г.)

Jun 04, 2014 12:57



Призма и маятник из заголовка - это тот самый маятник Фуко, с помощью которого можно показать, как вращается земля в течение суток и призма Ньютона: вспомните обложку самого знаменитого альбома «Pink Floyd», - «The Dark Side of the Moon», там как раз изображена призма, разлагающая луч света на радугу спектра. Таких же запоминающихся экспериментов в книге собрано на десять глав: вспомним работы Галилея, Резерфорда, Кавендиша, Милликена, Фейнмана и так далее.

Хорошо, с призмой и маятником всё понятно, с примерным содержанием тоже, но вот слово «красота» в отношении научных экспериментов выглядит немного неуместно, вроде бы. Те, кто говорит, что разговоры о красоте эксперимента бессмысленны, обычно имеет в виду, что красота ассоциируется с такими понятиями, как субъективность, мнения и эмоции, в то время как наука связана с понятиями объективности, факта и рационального разума. Красота - это не какая-то волшебная сила, существующая независимо от процесса раскрытия истины, она сопровождает его, она в каком-то смысле бессознательный побочный продукт науки. Платон вообще называл красоту проявлением идеального в сфере зримого.



Как-то Вернер Гейзенберг Хайзенберг (для тех, кто смотрит сериал «Во все тяжкие», именно его фамилию взял себе в качестве псевдонима главный герой), закончив исполнение фортепианной сонаты Бетховена в кругу друзей, сказал, обращаясь к восхищенной аудитории: «Если бы меня не было, скорее всего, кто-нибудь другой сформулировал бы принцип неопределенности. Если бы не было Бетховена, никто бы не написал ”Тридцать вторую сонату”». Сравнение Ньютона и Бетховена элегантно характеризует соотношение между естественными науками и искусством, которые принято противопоставлять.

Принято считать, что научные открытия рано или поздно обязательно будут сделаны, чего нельзя сказать о произведениях искусства: им подобная неизбежность несвойственна. И вроде бы только художники могут по-настоящему оценить красоту цветка, а учёные лишь могут разложить цветок на безжизненные составляющие. Но такое утверждение ошибочно: ведь, например, знание законов акустики не мешает ощущать красоту исполнения произведений Вивальди. Роберт Криз, автор книги, отлично примиряет «физиков и лириков» на страницах своей познавательной книги.

«Те, кто говорят, что разговоры о красоте научного эксперимента отдают снобизмом, подчёркивают, что красота воспринимается интуитивно и непосредственно: только представьте, что вы должны оценить красоту картины Ван Гога или концерта Моцарта по описанию. Если принять такой подход, то красота научного эксперимента может быть доступна только самому экспериментатору».


Читать: http://flibusta.net/b/363317
Купить: http://www.ozon.ru/context/detail/id/25129569/

Что ещё интересного?
Читайте больше хороших книг о науке:
1) Леонард Млодинов - (Не)совершенная случайность (2010 г.)
2) Ася Казанцева - "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости" (2014 г.)
3) Аркадий Локерман - Рассказ о самых стойких (1982 г.)
4) Джаред Даймонд - Ружья, микробы и сталь (2009 г.)
5) Стивен Хокинг - Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр (2000 г.)
6) Ричард Филлипс Фейнман - «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (2008 г.)

точные науки, +РЕКОМЕНДУЮ, научная, иностранная, США, нон-фикшн, 2014, учебная, лёгкая

Previous post Next post
Up