Конеспирология-3 и Пушкин

Jun 24, 2021 10:24

Пришёл в голову ещё один интересный пример ( Read more... )

СССР, Российская Империя, Конспирология

Leave a comment

Comments 192

fat_crocodile June 24 2021, 09:04:43 UTC
Мне кажется, тут прямо очень сильные выводы из одной строчки художественного произведения.

Reply

boldogg June 24 2021, 09:11:51 UTC
Я поэтому и задаю вопрос тем, кто учился в советское время.
Всё же транслируемое на уроках литературы в школе по этому вопросу можно считать пусть упрощённой, но всё же официальной версией.

Reply

fat_crocodile June 24 2021, 09:21:20 UTC
Ага, и получили уже три разных ответа.

Из чего можно сделать вывод, что "идеологический контроль на высоте" либо не относится к этому вопросу, либо его вообще нужно понимать как-то иначе.

Например можно так попробовать: контролируется высоко-тиражная продукция. Следить за каждым учителем литературы и каждым экскурсоводом да ещё и по таким мелким вопросом никакого КГБ не хватит. Поэтому все рассказывают кто во что горазд.

Или так: контролируются отдельные моменты. По каким-то вопросам может не быть никакой официально утвержденной партией версии. По ним может быть научная дискуссия. Поэтому про Ленина и про Маркса все учителя рассказывают одинаково. А вот про Пушкина мнения могут расходиться.

Reply

boldogg June 24 2021, 09:26:22 UTC
Три - это всё же мало. Вот если будет хоть десятка полтора.

Что не уследишь за каждым - конечно. Учитель вообще может довольно много отсебятины гнать, особенно в доинтернетное время.
Но всё же если в советском литературоведении была основной некая версия X, то скорее всего в большинстве случаев её до школьников учителя и доносили.

Reply


ext_4076395 June 24 2021, 09:05:37 UTC
Прямо не говорили, но в эту сторону подталкивали - см. стих Лермонтова

Reply

trittonjuice June 24 2021, 12:22:16 UTC
Не говорили ничего такого, я в школу в '85 пошел, да и факты, вещь упрямая - царь после смерти Пушкина вроде как его долги выплатил и содержание семье назначил.
Пушкин - первая рок-звезда!
А Дантес - пидарас!

Reply

ext_4076395 June 25 2021, 03:58:24 UTC
> царь после смерти Пушкина вроде как его долги выплатил и содержание семье назначил.

Вот про это вообще не говорили в советской школе

Reply


nicksakva June 24 2021, 09:06:21 UTC
Кстати, аналогичные версии ходили в СССР и про Лермонтова.
Вплоть до "скрывавшегося в кустах во время дуэли снайпера".
Они никогда не выходили в "официал" и оставались в рамках "отвязной конспирологии".
Экскурсоводы изредка их озвучивали.

Но против Лермонтова было достаточно и вполне документированных действий со стороны самодержавия и лично Николая.

Reply

orangtua June 24 2021, 09:33:23 UTC
Точно! про снайпера было время от времени...

Reply

niktoinikak June 29 2021, 04:20:01 UTC
В случае Лермонтова было чистое самоубийство, замаскированное под дуэль. Оскорбления Лермонтова не оставляли Мартынову выбора, а сам Лермонтов не стрелял.

Reply

nicksakva June 29 2021, 05:30:52 UTC
Видимо у самого Лермонтова была другая точка зрения на возможности выбора человека, которого он считал своим другом.

Reply


slobin June 24 2021, 09:14:20 UTC

В первый раз вот сейчас вообще слышу эту версию, подозреваю, что это розыгрыш и попытка нести полную дичь под соусом чего-то общеизвестного. Конечно, в школе я ни историей, ни литературой не интересовался, но вроде бы всю жизнь считалось, что Пушкина, конечно, сгубило самодержавие, но только в том смысле, что оно вообще во всём виновато, по определению. То есть, персонального в этой формулировке не больше, чем "виноват капитализм" (или "социализм", или "феодализм"). Вот объясняю это и спрашиваю себя, а надо ли объяснять, не кормлю ли я этим тролля. Хотя, с другой стороны, я отличаюсь особым даром не знать общеизвестного...

P.S. Год рождения 1967

... А потом Ктулху уколола палец веретеном ...

Reply

boldogg June 24 2021, 09:18:24 UTC
Тролля - это меня что ли в данном случае?
Вот сейчас было обидно!

Нет, мне в самом деле доводилось слышать о версиях, обвиняющих Николая довольно персонально. Другое дело, что возможно они совсем маргинальны. Я, собственно, затем и спрашиваю.

Reply

nicksakva June 24 2021, 12:38:38 UTC
Персонально Николаю вменяют любовную связь с Натальей. Собственно, с этой версии, о которой Пушкину намекнул аноним в своем послании, и началась цепь событий, приведшая к дуэли.

С одной стороны эта версия - "чистая конспирология", причем еще "от современников". Так что она была, есть и будет.

С другой стороны в советской школе эту версию, как правило, не озвучивали.
Возможно потому, что она противоречит "духу" официальной лермонтовской версии.
Хотя фанаты Пушкина видимо с ней вполне были знакомы и тогда.

Reply

et0neja June 24 2021, 20:27:28 UTC
только муж и сам об этом знал распрекрасно, как и все такие мужья были в курсе, потому и беленился направо и налево.
но это говорить было нельзя, да и сейчас не очень. наше всё, и чтоб с рогами, да вы что

Reply


baby_lyaliko June 24 2021, 09:19:50 UTC
Прям подробно не помню, но кажется царя не винили.

Reply


Leave a comment

Up