Был ранее текст
Проблеск свободы в зазоре между "до" и "после", и задан вопрос:
togo : Ваше понятие свободы как-нибудь соотносится с широко обсуждаемой проблематикой произвольного действия, типа "вот я хочу поднять руку, я её поднимаю"?
Понятие "свобода" имеет много уровней осмысления: от проблемы "произвольного действия", до вопросов бытово-психологической свободы и далее - политической свободы, заканчивая философской проблемой свободы разумного субъекта (о которой я и писал в том тексте).
Не думаю, что трактовка проблемы "произвольности действия" в терминах свободы может быть особо интересной (с позиции проблемы свободы субъекта).
Во-первых, любое мое сознательное действие (поднял руку, моргнул) в большей степени свидетельствует не о моей свободе, а наоборот - о несвободе, указывает на ограниченность моих действий: я могу выполнить только то, что позволено моей физиологией. Я могу "пробежаться" по имеющимся у меня степеням свободы (как заключенный по своей камере) и не свободен выполнить то, что выходит за границы моей анатомии и психофизики.
Во-вторых, свобода, о которой мы говорим при анализе сознательных действий есть лишь свобода выбора момента времени выполнения этого действия. Я могу сделать это чуть раньше или чуть позже - лишь в этом я свободен - да и то только тогда, когда это позволяют внешние обстоятельства - если кто-то наступил мне на руку, от моей свободы поднять ее не остается и следа (уменьшили размеры камеры:).
Ну и в-третьих, якобы "свободное" действие "поднять руку" находится в полной зависимости от моего мышления: если я предварительно не подумал "сейчас подниму руку", а рука поднялась, то это явно не свобода, а спонтанное нейрофизиологическое действие ("обратитесь за советом к врачу"), а если подумал, то перед нами и подавно не свобода, а каузальная зависимость от мышления. Следовательно, нет самостоятельной проблемы "свободы произвольного действия" - она однозначно подчинена проблеме свободы мышления, свободы сознания, производна от нее.