Значение, смысл, понятие (итоговый текст)

Oct 21, 2015 14:20

  1. Размышления по поводу значения
  2. Продолжение про значение, смысл, понятие
  3. Слово и его значение
  4. Смысл значения или значение смысла
  5. Смысл действий
  6. Значение и смысл вещей


Итак, что мы знаем о слове/знаке, значении и смысле? Да практически все, что нам нужно для понимания их отношений. Прежде всего, значением слова является понятие. Именно оно (понятие) возникает у нас в мышлении при столкновении со словом. Именно  понятие мы пытаемся описать, разъяснить, когда нас спрашивают о значении слова. Слово не имеет для нас никакого значения, если оно не связано с имеющимся у нас понятием. Для понимания значения нового для нас слова нам достаточно связать его с одним из наших понятий, или понять содержание нового. Подпадет ли под это понятие какая-либо вещь или не подпадает, не имеет значения. Вещь, так же как и слово, имеет значение -  понятие, под которое она подпадает. Как только мы видим вещь (так же, как и при восприятии слова), у нас в мышлении возникает понятие.

Далее мы высказываем вполне очевидную мысль: если значение слова и значение вещи совпадают, то есть связаны в нашем мышлении с одним понятием, то это является достаточным и необходимым условием для поименования вещи словом. То есть поименование всегда опосредовано понятием: либо услышанное/прочитанное слово вызывает в мышлении понятие, и найдя подпадающую под него вещь, мы указываем на нее пальцем; либо увиденная вещь связывается нами с понятием, и тогда мы называем вещь словом, значением которого является это понятие. И эти акты - восприятие значения слов, вещей и связывание слова и вещи  посредством поименования - мы реализуем автоматически, непосредственно, не нагружая их каким-либо смыслом. При назывании вещи словом, имеющим то же самое значение, что и вещь, никто не спрашивает о смысле.

Итак, в стандартной языковой ситуации,  прагматической целью которой является указание на вещь, слово и вещь соотносятся через свои значения, понятия нашего мышления. Такие связки слов и понятий являются устойчивыми и фиксируются в толковых словарях. Нередко одно слово имеет несколько значений. При этом выбор одного из значений  обычно очевиден из контекста (ситуации) и в стандартной языковой практике не вызывает затруднений.

Однако коммуникация, и в частности языковая, не сводится к актам указания на вещи, не исчерпывается поименованием. Слова, фразы в тексте и речи могут использоваться и для передачи содержания, дополнительного к значению. Они могут нести эмоциональную, ментальную, прагматическую окраску, то есть использоваться для указания на понятия, не связанные непосредственно со значением слов. Вещи также могут использоваться не по прямому своему значению/назначению. И в таких неоднозначных ситуациях, когда отношения слов и понятий, вещей и понятий выходит за рамки фиксированных значений, мы говорим о смыслах: слово указывает на смысл или вещи, используется в смыслах отличных от их значений. То есть о смысле мы говорим тогда, когда происходит связывание слова или вещи не с теми понятиями, которые они означают. Если коротко, то смысл  - это понятие, отличное от значения (слова, вещи).  Смыслов может быть неконечное множество и фиксируются они исключительно и только контекстуально, по ситуации. В отличие от значений, которые устойчивы и определяются вне контекста и число которых обычно не превышает трех-четырех. Значения мы просто знаем, а о смыслах пытаемся догадаться по нюансам речи/текста/действия в рамках предлагаемых обстоятельств.

И осталось сделать последний шаг, чтобы замкнуть логику рассказа о смысле и значении, а именно попытаться зафиксировать механизм формирования значений, которые понимаются нами как устойчивые связки слова и понятия, вещи и понятия. Очевидно, что развитие языка невозможно, когда слова и вещи соотносятся только согласно своим значениям.  В ситуации, когда слово «палка» и сама палка имеют значение «Прямой кусок ветки дерева» или слово «камень» и сам камень используется только для фиксации понятия «Камень», появление новых слов с новыми значениями немыслимо. Но как мы знаем, реальное общение и реальные действия не сводятся к фиксации и обмену значениями. Палка - сначала случайно, а потом и осознанно, воспроизводимо - может использоваться как средство защиты и нападения (в смысле защиты и нападения), а камень как предмет для раскалывания орехов (в смысле разбивателя). И если эти смыслы - смыслы использования вещей - становятся не ситуационными, а устойчивыми, сами задающими, определяющими контекст действий, то можно говорить о формировании новых понятий: в наших примерах, понятий «Копье» (длинное ровное средство защиты и нападения) и «Долото» (средство для разбивания чего-то). По сути, новое понятие это всегда фиксация устойчивого смысла. И ясно, что формирование понятий влечет за собой и необходимость в новых словах, с соответствующими значениями: «копье» и «долото». Кроме того, и сами вещи -  палка и камень - вместо смысла приобретают новые значения, то есть становятся вещами - копье и долото, подпадающими под понятия «Копье» и «Долото».

Итак,  значением слова, вещи является некоторое фиксированное понятие нашего мышления. Смысл слова, вещи  - это понятие, отличное от их значения, транслируемое и улавливаемое мышлением контекстуально, по ситуации. Устойчивые смыслы фиксируются мышлением в новых понятиях, которые становятся значением новых слов и новых вещей.

логика

Previous post Next post
Up