Предыдущая часть - Варзуга. Когда вернулся на свою стоянку, была уже середина дня. Приготовил обед с водой, взятой из родника. Это странно, но за всё время, что я здесь находился, никто на родник так и не пошёл. Одежда, развешенная после стирки на верёвке уже высохла. Оставаться дальше на одном месте не хотелось, наверное, пора уезжать дальше. В Куземень? Вот оно, устье Варзуги на карте, его надо увидеть, здесь ещё обозначена дорога вдоль берега моря, по ней оттуда можно будет начать путь домой. Где там ночевать не знаю, вообще ничего не знаю, только что там будет море..
- Ооо а вот и ты!
Алексей обрадовался увидев меня. Я не долго стоял на берегу, ожидая лодку, она подошла быстро. Закинул как раньше велосипед и рюкзак на нос.
- А я уж думал ты с медведями там подружился, и в лесу остался.
Мы быстро двигались на противоположный берег. Опять удивился лёгкости хода этой лодки.
- Ну и куда же ты теперь? В Кузомень? Не, туда не езди, не проедешь, там песок, завязнешь. Хотя.. вдоль берега ещё дорога, можешь там попробовать, только крюк сделать придётся, но так и назад можно уехать.
Да, я так и рассчитываю. Лодка коснулась берега, вышел на уже знакомую сторону, как-то легче стало, вернулся. Рюкзак и велосипед пришлось поднимать по очереди на верх обрывистого склона. Тут рядом ещё магазин, купил тушёнки, бутылку с водой и батончик. Можно попрощаться с Варзугой, остановка, куда я приехал, песчаная дорога. Когда едешь на велосипеде в поход, уже не хочется подолгу оставаться где-то на одном месте, хочется движения, каждый день - что-то новое.
Солнце было впереди, но оно уже склонялось к вечеру. Передо мной опять вилась песчаная грунтовка. Ветер поднимал и уносил с неё пыль. Путь впереди, он продолжался.
Поворот на Куземень, он появился вскоре, после нескольких подъёмов, когда ноги уже привыкли к движению. Налево шла такая же песчаная дорога как и прямо, только узкая. Свернуть? Почему-то все от этого отговаривали.. Постоял немного на этой развилке. Но если ты не собираешься идти до конца, то зачем идёшь вообще?
Колёса весело зашуршали по плотному песку. Да тут же спуск! Красивый хвойный лес, ехалось легко, и, судя по карте, до моря оставалось всего 12 километров. Так что добраться казалось вполне реально. Но потом, когда дорога уже прошла хорошее расстояние по лесу, и повернула несколько раз, количество песка значительно увеличилось, и колёса стали вязнуть. Она теперь расходилась различными путями, иногда по две, три, или четыре колеи шли рядом друг с другом, приходилось выбирать более проходимый участок. Скорость упала до 10 километров в час. Сколько до моря? - ещё восемь километров. Но велосипед - очень проходимая штука, там где не проедет, можно пройти, но всё-таки, большей частью, удавалось ехать, иногда не по дороге, а рядом с ней, хоть и скорость была не велика, расстояние постоянно сокращалось. Не останавливаться. Ещё проход, менее наезженный, там дорога выпрямилась и вышла на свободный участок, лес закончился, открылся горизонт, там, в дали, на нём синела полоса, да, это оно, это Белое море! Вот она, конечная точка путешествия!
Постепенно, по приближению к морю, становилось более влажно, на дороге появлялись лужи, при этом грунт становился более твёрдым, можно уже было ехать нормально. Колея свернула влево, к устью реки.
Дорога привела к берегу. Долгожданный берег, вот он.. Морская гладь, запах моря, небольшие волны обкатывали волнистый песок. Наступал вечер. Вот я и приехал.. Волны и гладкий песок, море..
Ааа.. Где дорога по побережью?? Песок, вода.. Её нет!!! Как? Как же так? Она же на карте нарисована. Вокруг кусты, трава и никакой дороги. Как я вернусь назад? Попытался ехать по песку - невозможно. Вот это.. этого я не ожидал. Всё.. Это прилив? Море плескалось близко, похоже был полный прилив.. Похоже никакой дороги этой не существует.. она там.. под водой.. просто можно пытаться двигаться вдоль берега по отмели.. когда вода уйдёт. Когда уйдёт? Дело шло к вечеру, было уже слишком поздно.
Что делать? В любом случае я хотел увидеть устье Варзуги, зажатое в песках пустынного берега. Дальше в даль, ещё на десять километров растянулись эти пески. Остановиться где нибудь там, у устья? А как остановиться, здесь же нет пресной воды! Только море и пустыня. Но там же всё таки и река..
Дорога двигалась по песку, но она была влажная, и плотная, ехать было возможно. Похоже обилие осадков в этом году пошло теперь на пользу. Справа до горизонта синела морская даль, слева нарастало жёлтое полотно песчаных дюн. Где-то там, далеко в дали, точками, виднелись домики Куземени. На берегу встретились два человека. Подъехал к ним.
- Да сейчас прилив, и вон, вода пока ещё поднимается.
Поднимается!! Ещё хуже. Это значит мне отсюда не выбраться.. 7 часов.. Это ещё значит, что завтра с утра тоже будет прилив, и выехать будет опять невозможно. А где тут воду можно найти?
- Как вариант можно выкопать здесь ямку, Туда соберётся вода. В устье Варзуге тоже пресной воды нет.
А я думал, что сырость, по которой я еду, совсем не питьевая.
- Да, пресная. Но только обязательно надо первую воду, что наберётся, вылить. А то были случаи..
Случаи.. Такой вариант выкапывания воды мне совершенно не нравился. До свидания. Еду дальше к реке по колее. Справа море, большие брёвна выброшенные прибоем. Ещё пять километров прошло вдоль него. Потом устал, вышел на берег и остановился.
Песок, мягкий. Надо бы что-то съесть, достал батончик и ещё.. точно, у меня же есть бутылка с водой, вот хорошо, я её купил ради бутылки, чтобы можно было по дороге воду набирать, а там было пол литра воды с лимонным соком. Оставлю здесь рюкзак, чего его таскать с собой неизвестно куда. Положил рюкзак в куст высокой травы, отыскал колею и поехал дальше вдоль берега. Впереди появился домик, небольшой пустующий деревянный рыбацкий домик, тоня. Ещё дальше и.. вот оно, впереди, среди песков показалась синяя полоска, это текла река, устье, всё таки я доехал до него! Вот она!
Устье у реки здесь узкое, до другого берега совсем недалеко, но глубокое, тут больше пяти метров глубиной, раньше морские суда заходили с моря. На этом берегу стояло несколько машин. На той стороне домики. Людей не было. Никого. Дальше, выше по течению, река разливалась широко, и терялась в тайге. Попробовал воду - солёная. Может быть выше подняться? Я взял велосипед и пошёл вместе с ним вверх по реке, уже без всяких дорог, пешком, по песку. Но там было также, вода все равно солёная. Ладно, что делать, повернул и пошёл примерно по направлению к тому месту где оставил рюкзак, напрямик, по песку, через песчаные дюны.
Солнце было уже не высоко, оно клонилось к закату. Его лучи освещали песчаные дюны. Ветер полетал над ними. Я шёл поперёк через эту пустыню. Безмолвную пустыню. Вокруг никого. Лишь следы одинокого путника оставались за спиной.
Куда забрался? Не слишком ли долго ты здесь скитаешься? Нет, я, бывает, люблю побыть в одиночестве, но здесь это уже зашкаливало, и, наверное, пора уже возвращаться.. Настаёт момент, когда уже тянет в обратный путь, возвращение.. да, вернуться - вот что теперь главное.
Через два дня уходит поезд из Кандалакши.. Нужно уехать. Через два дня.. из Кандалакши.. Ты знаешь, сколько до туда километров? Триста. Три-ста!! И где ты собираешься ехать? Ты видел дорогу? Её нет! Может по тем кустам? Может просто идти по берегу? Ну да, сколько-то пройти сегодня, будет уже не триста.. А если будет дождь? Этот медвежий край нужно пройти вообще без остановок. Это же не реально.. совсем.. Реально-нереально, это не важно, это надо сделать.. Как?
Солнце переместилось на запад, оно освещало дорожку по морю, в сторону дома, путь домой. Рюкзак лежал на берегу.
Море, Белое море, запах солёной и йодированной воды. Оно здесь не такое, каким я его видел на Соловецких островах, это было месяц назад. Там оно было более живым и наполненным, даже белухи ныряли, постоянно фыркая в воде, камбалу видел и морские звёзды, птиц много. Здесь же длинный песчаный берег казался пустынным. Хотя вот, ламинария здесь растёт, довольно много. Посмотрел вдаль, острова, они где-то там, как раз прямо передо мной, напротив, но их не видно, они за горизонтом.
Что ещё остаётся делать? Купаться. Я же так ещё и не искупался. Оставил вещи, пошёл в море, берег опускался очень полого, прошёл довольно большое расстояние, пока стало воды выше пояса, тут и окунулся.
Потом ещё сидел на берегу, и вода, её ведь не стало больше.. мне кажется, её стало меньше! Возможно эти ребята ошиблись, прилив не начинался, он заканчивался. Восемь часов. Пора возвращаться назад. Пока я еду эти десять км по колее, а дальше.. Колея вела назад, следы, здесь проехал велосипедист, это были мои следы, я возвращался к тому месту, где дорога бросила меня, в этом месте выехал опять к морю.
Метр тёмного песка отделял берег от воды! Да, вода отступала, открывая литораль. Всего метр, мне хватит. Мокрый песок на ней был более тёмным, твёрдым, и по нему можно было ехать! Я свободен? Значит отлив, значит завтра с утра, в восемь тоже будет отлив! Я ехал по берегу моря. Скорость 15 км/ч. Ооо, теперь всё преодолимо.
Солнце уже садилось, постепенно темнело. Тёмно-синее море плескалось слева, справа жёлый песок пустыни сменился на бескрайний болотный массив. Ручей?! В море стекал ручей с чистой прозрачной водой. Как так, вроде как из болота, но действительно, вода была прозрачная. Ещё один. Я ехал по твёрдому песку, постоянно пересекая ручьи, иногда они были довольно глубокими, хоть и проезжаемые. Этот болотный массив стекал в море прозрачными ручьями, весело, как в детстве, я проезжал по ним, брызги разлетались в стороны. Вода.. есть вода! Может, действительно это из-за дождей. Можно было останавливаться хоть прямо здесь, но хотелось проехать ещё.
Стемнело. Болота заканчивались, тёмной полосой впереди приближался лес. Но ехать в этот тёмный лес совсем не хотелось. Там уж точно медведи. Ещё приближались деревянные домики, это новая тоня. Даже указатель. Указатель на берегу, обращённый к морю. Тёмным силуэтом он глядел на меня с берега, указывая слева на одну тоню, а справа на другую, другая, это наверное та, что была в конце, у устья. Но домики - это же не для меня. Стоп, поехал назад, подальше от леса, поближе к более глубоким ручьям. Как-то рано стемнело. Солнце здесь садилось существенно раньше. Пора ставить палатку. Здесь, на берегу.
Пришлось поискать место поровнее и пригнуть траву на границе песчаного берега и болота. Болото это широко лежало вдоль моря, тёмная полоса леса полукругом завершала его. Оттуда, постепенно приближаясь, двигалась белая полоса тумана. В этот раз пришлось ночевать в каком-то непонятном месте. Ужинал уже внутри палатки, вода из ручья была действительно на удивление чистая и прозрачная.
Потом позвонил домой, чтобы узнать, есть ли билеты на 23 число.
- Есть даже одно свободное место на нижней полке, вот его и возьмёшь.
Наивные, возьмёшь... Вот, так всё просто, приедешь и возьмёшь, никто не понимает как же я далеко от этого всего. Всё, спать, завтра рано вставать, нужно быть готовому к большому переходу. Завтра нужно пройти первую часть, 150 километров.
Утром небо светло-голубое, солнце уже поднялось над морем и грело хорошо, с моря шёл прохладный ветерок. Действительно, начался отлив, вода отступала, открывая путь. Ночной туман дал сырость на тенте платки, я поворачивал её постепенно к солнцу чтобы подсушить со всех сторон. Решил съесть всё, чтобы легче было ехать, оставив одну банку тушёнки про запас. Девять часов, пора.
Это такое волшебное чувство, ехать по берегу моря, будто летишь по просторам, растянувшемся до горизонта. Берег перемещался мимо меня, и уходил назад. По литорали ехалось легко. Снова я переезжал через эти ручьи, впадающие в море. Указатель почему-то исчез. А вот и деревянные домики тони, и они остались позади. Впереди зеленел лес, он уже не выглядел таким пугающим, как вчера ночью.
Путь домой уже отсчитывал километры. Но тут колёса увязли. Побережье не было однородным, плотный песок сменился какой-то глинистой галькой. Ехать по ней стало невозможно, и даже идти сложно, ноги увязали в этой смеси. Пфф, старт не удался.. Вышел на берег, что же, делать нечего, пойдём по траве и кустам пешком. И тут за высокой травой показалась лесная дорога! Дорога! Прекрасная лесная дорога, ну да, эти деревянные домики.. к ним же должна быть какая нибудь дорога. Ну уж, если она началась, то уже выведет, теперь можно ехать куда угодно.
Дорога шла по ярко-зелёному берегу. Зелёный ковёр устилал землю, можжевеловые кусты, росли по сторонам. Здесь было много ягод, и их очень активно ели медведи, судя по оставленным следам. Да, вчера я этого и боялся. Постучал по велосипеду, на всякий случай. Дальше на протяжении многих километров берег был именно таким - ярко-зелёная земля вокруг и ярко-синее море уходило вдаль с левой стороны. Пару раз пришлось преодолеть лужи, раз переехать вброд небольшую реку.
Дорога поднялась на горку, открывая вид на красоту Терского берега. Отлив усиливался, из под воды уже показывались большие камни. Та точка, откуда я выехал сегодня, была где-то там, на горизонте.
Зелёный ковёр устилал всё побережье.
Отсюда постепенно выехал на трассу, ту трассу, по которой ехал на автобусе. Ближайший указатель показывал 120 километров, до Умбы, но дорога, теперь она есть, и уже ничего не смущало.
На 112 километре мыс Корабль. С дороги к нему вёл резкий спуск. Здесь было много народа, популярное место. Стояли машины, люди сидели большими компаниями. Проехав мимо них сфотографировал берег, он всё был такой же синие-зелёный.
Одинокая скала:
Потом возвращался обратно на дорогу, теперь это был подъем. Целое поле курумника заполняло лес.
Снова дорога, на 109 километре должна быть часовня и родник на противоположной стороне дороги. Как раз на подходе встретился автомобиль, они спросили про часовню, объяснил им где надо искать, но искать они так и не захотели, поехали дальше. А сразу после реки появилась развилка, свернул и доехал прямо до часовни. Всё просто.
Часовня новая, перестроена недавно, и она, конечно выделяется здесь своей новизной. Заглянул внутрь, там три иконы, есть и икона Безымянного инока Терского. Под ней лежит гроб.
От часовни вверх шла тропа, она вышла на дорогу, как раз у 109 столба. Дальше дорожка продолжалась и с другой стороны дороги, поднимаясь ещё выше, к роднику. Родник Безымянного инока Терского. Наполнил здесь две бутылки водой.
Рядом с поворотом текла небольшая но бурная речка. Спустился, чтобы отмыть велосипед, он сильно облип грязью пока ехал по берегу, и солёная вода тоже была нежелательна. Поток воды рядом с мостом был бурный, но на бетонной площадке уместился, отмыл велосипед и смазал. Вымыл ноги, одел новые носки. Теперь я готов собраться с силами и выехать в путь.
Это была светлая дорога, небе синело сверху, вокруг зелёный лес. Путь домой. Прекрасное возвращение. Запел какую-то песню она мне помогала двигаться, скорость держалась ровно. Гравийка шумела под колёсами, она оказалась не такая уж страшная, можно выбрать место где легче проехать, пропуская ямы, машин не было. Ветер немного подгонял вперёд. Я постепенно двигался по краю огромного полуострова.
И тут, впервые за всю поездку, на дороге повстречались мне велотуристы. Это были молодые парень и девушка. Они ехали навстречу мне, в Варзугу, своим ходом. Рюкзаки у них были хорошо упакованы в накидки. Сказали, что ночевали в Оленнице и видели медведя, прямо недалеко от стоянки. Да-да.. Пожелал им удачи. Они поехали, я смотрел им вслед. Им можно только позавидовать, их история только начинается, и начинается очень интересно, в то время как моя подходит к концу. Пока ехал, думал, что есть много людей, которые путешествуют. В одиночку и нет. На велосипеде, автостопом, по разному. Совсем не страшно выехать в путь, не я первый и не я последний. Так будет всегда.
Колёса коснулись асфальта. Ооо, наконец-то. Теперь ещё 70 километров, но уже по асфальту. Время было ещё много и надежда постепенно переходила в уверенность, что всё-таки этот переход получится. В Оленнице нашёл источник, наполнил две бутылки водой. Было довольно жарко, вода уходила быстро. Ещё через 30 километров я пересекал северный полярный круг. Здесь установлен знак.
Вечерело, становилось прохладнее. Оставшиеся 40 километров по асфальту. Когда въехал в Умбу было 7 часов вечера. Ехал с девяти утра до семи, с двумя небольшими остановками. Жутко хотелось есть! Зарулил сразу прямиком в магазин и накупил еды. Здесь же прямо на крыльце сразу набросился на кефир и булку. Потом перебрался опять на тоже место у реки где ночевал прошлый раз. Ужин у реки, знакомое место. Довольный, что всё получилось, ел кашу с тушёнкой. Было не по себе, немного трясло после всей этой нагрузки. Завтра предстоял ещё один большой переход. Причём дорога теперь уже не будет ровной. Поел, лёг спать. Немного бросало то в жар то в холод, уснул.
Встал тоже рано. Собрался, вышел на шоссе. Цифры 120 угрожающе смотрели на меня. Сегодня нужно успеть. Хотя в запасе целый день, и даже больше, поезд уходил в час ночи. Но здесь всё не так просто, совсем не так просто, теперь равнина закончилась, будут сплошные подъёмы и спуски. Подъём, хороший подъем, забираюсь медленно и потея. Они будут всю дорогу?
Главное - питаться. Решил через каждые 30 минут съедать банан. Из было три. Потом сырок. Каждые пол часа останавливался, передышка и перекус. Обочина. Тень леса сползала на дорогу. Дорога виляла, поднималась и опускалась. Километраж постепенно уходил. На пути был только один долгий пологий участок вдоль какого-то огроменного озера. Впрочем, его разглядеть особо мне не удалось из-за леса. Опять подъём. Вдали показались горы. Настало время к ним вернуться. Там где-то должен быть главный перевал, огромный, для которого нужно ещё сохранить силы. Горы теперь постоянно виднелись впереди. Уже перевал? Я не знал, когда он. Но они постепенно перемещаясь вправо, дорога увиливала от них, и пошла по каким-то другим холмистым местам. Большой мост через реку Колвица, означал, что я уже подъезжаю, скоро будет деревня, и это хорошо, поскольку вода уже закончились. Колвицкий водопад находился почти в деревне. Здесь сделал остановку, надо немного отдохнуть перед основным подъёмом.
После деревни река впадала в море, колвицкий залив оставался с левой стороны, вдалеке снова показалось море. Подъём действительно начался, дорога огибала гору и постоянно поднималась. На обочине показался источник. Это было очень кстати, ещё раз наполнил бутылки. Ещё несколько километров можно было ехать, но потом, когда уклон стал совсем резким, пришлось спешиться и подниматься пешком, обливаясь потом. Шёл долго, подъём не прекращался. Одежда от пота вымокла, вообще. По мере подъёма открылся вид на кандалакшский залив.
Ещё подъём и открылась другая сторона перевала. Ветер обдувал вершину горы, я смотрел вниз. Кандалакша лежала внизу, вот она вся, как на ладони. Всё. Всё!!! Поездка закончилась. Всё-таки всё получилось. Всё пройдено! Четыре часа дня..
На перевале всё закончилось. Весь маршрут - и Сейдзеро, и дорога 1000 ручъёв, Хибины и заброска в Варзугу, скитание в пустыне и Возвращение. Всё пройдено, преодолено, маршрут закончился Подъём - это была последняя трудность. Ведь изначально неизвестно было, как это выйдет, что получится, а что - нет. И теперь, стоя на перевале, и смотря на город внизу, было удивительное ощущение того что всё удалось. Дальше можно уже не крутить педали, дорога сама повезёт меня.
Было ещё время съездить за город на озеро помыться и доесть оставшуюся еду. Потом на вокзал.
- Есть одно нижнее место, будете брать?
Я улыбнулся, оно самое, дождалось меня, ведь всё таки так и случилось, что я его купил.
Это был тот самый вокзал в Кандалакше, на который я приезжал из Апатитов. Теперь было время, чтобы его рассмотреть. Небольшой ухоженный и аккуратный. Уютный. На вокзале расположились водники. Но это были уже не те водники, а настоящие, с большими баулами возвращавшиеся с похода. Две группы. Я собрал собственный баул из велосипеда, упаковав его в чехол. Постепенно спустилась ночь. Стало темно. Я вышел на улицу. Темно.. странно, за всю поездку я до сих пор здесь так и не видел ночь, так выходило, что я всегда ложился раньше. А она здесь есть. В конце августа. Как родная тёмная домашняя ночь. На небе звёзды. Я их не видел. Я понял что я хотел увидеть, но так и не увидел здесь - звёзды в горах.
Я рассматривал их в ночной прохладе, пока пути не осветил поезд. Это мой поезд. Вагоны проезжали мимо, постепенно останавливаясь. Ну что же, заканчивается одна дорога, начинается другая.
Андрей тоже ехал в этом поезде, и уже высматривал меня из вагона. Вместе затащили багаж.
Уставший от больших переходов, сразу улёгся спать. Поезд, покачиваясь, ехал домой, на третьей полке лежал велосипед.
P.S.
По поводу травм в пути - была только одна. Пока шёл в воде по дороге 1000 ручъёв натёр водяную мозоль на пальце. Потом в Хибинах проколол её, чтобы не разрослась ещё больше. Потом забыл, и спохватился уже в поезде. Испугавшись, что там уже всё загнило, осмотрел ногу, но - никаких повреждений кожи не обнаружил.