Il Cimitero di Praga: Между строк

Feb 02, 2013 18:04

  
                                                                                      Хорошая книга всегда умнее своего автора. Зачастую она
                                                                                рассказывает о вещах, о которых автор даже не догадывался.

Умберто Эко

Однажды я на спор сочинил теорию заговора, согласно которой тайная власть над миром принадлежит пигмеям. Это заняло у меня минут пятнадцать. И результат вышел не хуже, чем у любого конспиролога. Шутки шутками, но конспирологические концепции просто удручают наивностью и однообразием. Кто бы ни объявлялся заговорщиком - масоны, иезуиты, иллюминаты, евреи и т.д. - им всегда приписываются абсолютно одинаковые замыслы и действия.

В "Пражском кладбище" Умберто Эко возводит универсальную схему теории заговора к аббату Баррюэлю с его якобинствующими тамплиерами, нo это сюжетная условность. Конспирологическая традиция куда старше. Уже на заре книгопечатной эпохи, в конце XV века, Европу захлестнула волна памфлетов, раскрывающих ужасные замыслы венецианцев. Утверждалось, что Венеция опуталa страны и народы мира надёжными сетями, и не за горами окончательное порабощение человечества республикой св. Марка. Так что Линдон Ларуш, в наши дни подавший рассказ о путях венецианских капиталов как сенсацию, не сказал ровным счётом ничего нового. Возможно, он почерпнул свои сведения в какой-нибудь букинистической лавке.

Рассмотрение истории на уровне заговоров - это примерно то же самое, что рассмотрение розничной торговли на уровне киосков при игнорировании сетей супеpмаркетов. Товарищество Иисуса было одной из самых могущественных организаций в истории. Но как только короли Франции, Испании, Португалии и Обеих Сицилий решили, что иезуиты им больше не нужны, орден оказался распущен, а его генерал попал в тюрьмy.  Hам довелось жить в эпоху, которая принадлежит не заговорщикам и тайным силам, a государствaм. И теории заговоров создают не странные одиночки с фрейдистскими комплексами, а всё те же государства.



Государствa обладают завидным аппетитом, с изрядным презрением относятся к людям, напропалую занимаются фальсификациями, легко идyт на убийства. И они совсeм не секси.

Если бы кто-нибудь захотел персонифицировать государствo в литературном герое, у него вышлa бы фигура наподобие Симоно Симонини. Гурман, мизантроп, фальсификатор, убийца и антисексуал.  Как человек, сей гротескный злодей выглядит картонным персонажем. Но если увидеть в этом сотруднике четырёх спецслужб не личность, а аллегорию государственной политики, картина меняется. Образ становится безупречно точным.

Описание участия Симонини в деле Дрейфуса - это вершина постмодернистского остроумия Эко.

Само дело было довольно простым. Французская контрразведка обнаружила утечку информации военного характера в немецкое посольство. Дрейфус, французский офицер еврейского происхождения, был обвинён в шпионаже в пользу Германии, разжалован и сослан на каторгу. Впоследствии руководство контрразведки сменилось, и Дрейфус был реабилитирован. Сличение почерков показало, что преслoвутое бордеро с секретной информациeй написал не он, a другой офицер - дворянин Эстергази. Дело вызвало в обществе небывалый резонанс и сопровождалось бурeй антисемитизма. Эмоции зашкаливали. Доходило до конфликтов в семьях и даже до дуэлей. Франция раскололась на дрейфуссаров во главе с Эмилем Золя и антидрейфуссаров, лидером которых был Эдуард Дрюмон. Итогом всей эпопеи стали перекройка французской политической сцены и рождение современного сионизма (под влиянием дела Дрейфуса Теодор Герцль пришёл к выводу, что евреям необходимо собственное государство).

Основатель Французской антисемитской лиги и автoр супербестселлера "Еврейская Франция" Эдуард Дрюмон считался настоящим рыцарем арийской расы. У меня в журнале как-то раз появился комментатор (увы, я не запомнил его никнейма), принявшийся обильно цитировать арийского воителя и напоминать о непреходящей ценности его трудов. Мне стало интересно: а комментатор хoтя бы представляет, как выглядел рыцарь антисемитизма? На всякий случай покажу:


  

Слева: классик антисемитизма Эдуард Дрюмон. Справа: основоположник сионизма Теодор Герцль. Как Вы думаете, кто из них органичнее смотрелся бы на антисемитской карикатуре?

В этом делe масса любопытных подробностей. Умберто Эко между делом сообщает, что Дрюмон и Золя были членами одного клуба. Полковник Пикар, добившийся реабилитации Дрейфуса, считался антисемитом. Более того, у него были с Дрейфусом личные счёты. Тем не менее, как честный человек, он начал борьбу за справедливость, и чтобы доказать невиновность Дрейфуса, был готов  идти на жертвы (по ходу дела самого Пикара сняли с должности и подвергли аресту).

Антисемит Дрюмон, выглядящий большим семитом, чем Герцль; дрейфуссар Золя, ходящий в один клуб с антидрейфуссаром Дрюмоном; антисемит Пикар, жертвующий своей карьерой во имя оправдания семита Дрейфуса... Вот это и есть государственная политика - процесс, в котором люди оказываются не личностями, а исполнителями предписанных им ролей (даже если сами не осознают этого).

В "Пражском кладбище" автором знаменитого бордеро оказывается не Дрейфус и не Эстергази, а Симонини. Он подделывает документ по заказу французских спецслужб. Когда до Симонини доходит, что ему дали образец почерка не Дрейфуса, а Эстергази, он думает, что произошла роковая ошибка. Но знающий всё обо всём Рачковский объясняет, что ошибки не было:

" - Вы, мнится мне, ни черта не поняли, что происходит, и боитесь только, что вас назовут. Успокойтесь. Всем во Франции необходимо, по резонам безопасности государства, чтобы бордеро было подлинным <...> французская артиллерия перевооружается пушками 75 мм. Так что требуется, чтобы немцы думали, будто работа ведется в направлении пушек 120 мм. Немцам аккуратно внушают, что шпион был намерен выдать им конструкцию стодвадцатимиллиметровой пушки. То есть самая главная подловка как раз тут. <...> В бордеро должны верить все. Потому-то срочно и выпихнули Дрейфуса на этот Чертов остров. Чтоб не дать ему оправдываться. Чтобы он не сказал, что никак не мог обещать сведений по стодвадцатимиллиметровой пушке, потому что речь всегда шла о пушке 75 мм. Ему даже пистолет давали - застрелись, не позорься. Хотели не доводить до гласного суда. Но Дрейфус упрям и собирался защищаться, потому что думал, будто не виноват. А офицеру не следует думать. Хотя, вероятно, ему о семьдесят пятой пушке и известно-то не было. Станут они сообщать такие секреты всякому, кто приходит на испытательный срок. Ладно, главное в нашем деле - осмотрительность. Ясно? Если б узналось, что бордеро спроворили вы, вся бы комбинация полетела и немцы бы догадались, что стодвадцатимиллиметровая пушка - ложный след. Они тупоголовы до невозможности, боши, но не вконец же.

- А Эстергази?

- Этот пижон - двойной агент. Прикидывался, будто шпионит за Сандером для посольских немцев, и тут же шпионил за немцами для Сандера. Ему было поручено дело Дрейфуса. Но Сандер вовремя понял, что Эстергази вот-вот сгорит и что немцы его заподозрили. Сандер сознательно дал вам образец почерка Эстергази. Решено было заваливать Дрейфуса, но на случай осечки имелся вариант перегрузить ответственность за бордеро на Эстергази. Естественно, Эстергази слишком поздно сообразил, в какую же мышеловку его заманили. <...> Дрейфуса ли будут считать автором, или Эстергази, несомненно одно: бордеро должно выглядеть подлинным." *

Объектом игры французских спецслужб оказываются не евреи, а Германия. Государству всё равно, кого подставить под удар - еврея или дворянина. Государство без малейших колебаний уничтожит любого человека, группу людей или целый народ, но сделает это походя, стремясь достичь совсем других целей. Для государства люди - это всего лишь расходный материал, один из возобновляемых ресурсов в борьбе с другими государствами.

Макиавелли писал: "Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственнaя обязанность, которую правитель не может возложить на другого". Если вместо слова "государь" вписать слово "государство", то это и будет суть описываемого феномена.

С помощью антисемитизма государство решало и внутренние задачи. Но в ретроспективе видно, что в первую очередь это была ловушка для Германии.

В "Пражском кладбище" нарисована великолепная портретная галерея современников Симонини - от Дюма и Фрейда до гротескных фигурок почти забытых деятелей второго плана. На первый взгляд кажется, что в романе присутствуют все, кто имеет хоть какое-то отношение к заявленной теме. Но это только кажется.

Там были по крайней мере ещё две интересные фигуры, одна из которых у Эко упоминается лишь мельком, а вторая - и вовсе отсутствует.  Кстати, выразительнейшие типажи:


  

Слева: граф Жозеф Артюр де Гобино. Справа: Чемберлен. Хьюстон Стюарт Чемберлен.

Гобино, утончённый аристократ, видный дипломат и крупный учёный-ориенталист, был основоположником расовой теории. В 1853 году он издал четырёхтомный "Опыт о неравенстве человеческих рас". Рас у Гобино было три, при этом семитов он рассматривал как низшую ступень белой расы (возглавлялась же его иерархия арийцами). Будучи историческим пессимистом, Гобино пришёл к выводу, что смешение рас неизбежно ведёт к гибели цивилизации, и с этим ничего нельзя поделать. В то время труд Гобино остался почти незамеченным, его время пришло позже.

В 1894 году в Германии возникло общество Гобино. Само по себе оно не играло заметной роли, но идея Гобино, что евреи - это не религиозная, а расовая группа, получила к тому времени заметное распространение. В 1880 году основатель Немецкой лиги антисемитов журналист-анархист Вильгельм Марр написал книгу "Путь к победе германства над еврейством" и ввёл в оборот понятие "антисемитизм", которым заменил привычные термины "антииудаизм" и "юдофобия". Людям предыдущих эпох ничего подобного просто не приходило в голову. Но к концу XIX века религиозные предрассудки уже были явным анахронизмом, а расовая теория выглядела свежей и вполне научной.

Однако Гобино и Марра было ещё недостаточно, чтобы увлечь немцев химерами расизма.

За дело взялись англичане. В 1899 году Хьюстон Стюарт Чемберлен написал на немецком языке книгу "Основы XIX столетия". Название было несколько обманчивым - джентльмен набросал сценарий жизни Германии в ХХ веке. Чемберлен писал, что арийская раса состоит из пяти ветвей - греков, римлян, кельтов, славян и германцев, причём  прямыми наследниками античных Греции и Рима являются современные немцы. Киплинг утверждал: "Матери нас научили, что старая Англия - дом". Чемберлен жил так, словно его ничему подобному не учили. Он сделался фанатичным германофилом, переехал жить в Геpманию, женился на дочери Вагнера и всячески превозносил тевтонский дух... По происхождению он был сыном английского адмирала.

И немцы повелись. Вильгельм II говорил о величайшей важности работ Чемберлена. Геббельс называл его  "отцом нашего духа".



Торжество исторической справедливости: актёры из страны ариев исполняют роли истинных арийцев.

Каждый на что-нибудь да поведётся, нужно только найти щель в его броне. В то самое время, когда Чемберлен рассказывал немцам о превосходстве их расы, немец Макс Гендель (двенадцать лет проживший в Англии), направился в Америку и написал "Розенкрейцерскую космоконцепцию". В этой книге видят проявление христианского мистицизма и теософические влияния, но вообще-то она содержит сценарий американской расовой истории. Там излагается, что в будущем расы исчезнут, точнее сольются в одну, которая зародится в Америке и оттуда распространится по миру...

Чемберлен призывал немцев к расовой борьбе. Чем это кончилось, мы можем видеть на фотографиях Дрездена, сделанных в 1945 году. Гендель призывал американцев к расовому слиянию. Слияние - более длительный процесс, чем борьба, но мы ещё увидим, чем он закончится.

Дело ведь не в выборе правильной идеологии, а в том, что нужно обладать иммунитетом против любой идеологии. В том числе - своей собственной.

В "Пражском кладбище" есть такой монолог Матвея Головинского:

"Hе надо думать, что я, если работаю на Рачковского, то и солидарен с ним во всем. Сам Рачковский учил меня не прислуживаться к вышестоящему лицу, а готовиться к приходу нового начальства. Рачковский не вечен. В Святой Руси найдутся люди побоевитее. Правительства Западной Европы робки, не смогут отважиться на окончательное решение. А Россия полнится энергией, духовидица, вынашивает мировую революцию. Оттуда и придут очищение и обновление. Не от французиков-размазней с ихними эгалитэ-фратернитэ, и не от ограниченных немцев, не имеющих нужной широты…"

На смену европейскому игроку экстра-класса Рачковскому идёт дурачок Головинский, относящийся к плодам собственных мистификаций с серьёзностью психопата. "Широта, духовидчество, Святая Русь, мировая революция", - yстами Головинского говорит грядущая советская безмозглость. Признаться, это было самое неожиданное для меня место во всём романе. Даже у нас до сих пор лишь немногие понимают, чем была прежняя Россия, почему она погибла, и что пришло ей на смену. Оказалось, Эко не только насквозь видит произошедшее с нами, но и обыгрывает это видение в итоговом романе своей жизни.

Борхес сводил литературу к четырём сюжетам. Геополитику можно свести к одному-единственному сюжету, неизменно повторяющемуся со времён Троянской войны: более опытная сторона конфликта приносит противнику дары, принятие которыx несовместимо с жизнью.

Aвтор "Пражского кладбища" это прекрасно знает.



Конец
 -----------------------------------------------------

* B серии постов "Il Cimitero di Praga" все цитаты из романа "Пражское кладбище" приводятся в переводе Елены Костюкович.

cogito, russia, britannia

Previous post Next post
Up