О пиждюхах Гавела, апокалипсисе Гайeка и аватаре Францa

Dec 13, 2012 17:57


                                                                                                                          Меня зовут Вацлав Гавел, и я прочту вам
                                                                                                                    три сказки из своей старой книги "Пиждюхи".

Вацлав Гавел, первый президент Чешской республики

Я ни в коем случае не утверждаю, что я бог.

Вацлав Клаус, второй президент Чешской республики

Вацлав Гавел долгое время утверждал, что не может написать сказку, и объяснял это тремя причинами. Во-первых, он не умел писать для детей. Во-вторых, картавил, а в сказках должны действовать коррроли, дррраконы, рррыцаррри и пррринцессы. В-третьих, всё его время было занято перекатыванием пивных бочек (это было ещё в тот период, когда Гавел работал грузчиком на пивзаводе - вполне обычная работа для чехословацкого диссидента в эпоху социализма).

Но в 1974 году он всё же написал текст более или менее сказочного характера, создав персонажей, в названии которых отсутствует буква "р".  Tак чешский язык обогатился словом пиждюх. В 1978 году в Мюнхене вышла книга "Узел сказок", куда были включены и гавловские "Пиждюхи". На родине произведение было впервые издано в 1991 году. Существует английский перевод сказки ("The Pizhduks"), а чешские форумисты пришли к выводу, что слово пиждюх является не столько неологизмом, сколько заимствованием некоего русского вульгаризма.



В исполнении автора сказки о пиждюхах звучaт так:

image Click to view



"ЗАГОВОР

Второй пиждюх позвал к себе в офис третьего пиждюха, немного поболтал с ним о том, о сём, а потом сказал, что им нужно устранить первого пиждюха, поскольку тот настолько возвысился над остальными пиждюхами, что это уже невозможно терпеть. Третий пиждюх согласился и пообещал помогать второму пиждюху при устранении первого пиждюха. Потом третий пиждюх пошёл домой на обед и всё рассказал маме. Мама сказала ему: "Сынок, не будь глупым. Если вы устраните первого пиждюха, его место займёт  второй пиждюх, и он будет так возвышаться над остальными пиждюхами, что это будет ещё хуже." Третий  пиждюх был вынужден признать, что в этом что-то есть..."

Дальше третий пиждюх слил планы второго пиждюха первому пиждюху, первый посоветовался с мамой, та сказала ему, что третий хочет занять место второго, первый был вынужден признать, что в этом что-то есть, и слил планы третьего второму, второй посоветовался с мамой - началась бесконечная многоходовка, в которой все трое звали друг друга к себе в офисы, предлагали кого-нибудь устранить и советовались со своими мамами. В конце автор признаётся, что не знает, чем закончилось дело.

Первый президент Чешской республики действительно не умел писать для детей.

Пожалуй, только это и объединяло его со вторым президентом.

Клаус тоже не умеет писать сказки. Во всём остальном это антипод Гавела. На протяжении своей политической карьеры они были вечными оппонентами, часто - непримиримыми. Сторонники двух Вацлавов - почти не пересекающиеся группы. Поклонники Гавела часто говорят: "Клаус - не наш президент". Я со своей стороны могу сказать: человек,  второй президентский срок которого подходит к концу - безусловно мой президент.

Клаус - политик кристально чистых правых взглядов, разделяющий на правое и левое не только тексты или фильмы, но и одежду или еду (например, однажды он заявил, что у него были и есть джинсы, но никогда не было джинсовой куртки, поскольку джинсовая куртка выражает определённую жизненную позцию). И он умеет троллить левых, как никто другой в Европе.

В марте 2009 года, побывав в США на одной конференции, посвящённой проблемам экологии и энергии, он сказал: "В своей комнате я нашёл подарки от организаторов конференции - рюкзак с солярной панелью, экономную лампочку, сложный прибор для измерения потребления энергии в квартире и тёплый свитер. Однако было бы вполне достаточно не выдумывать ничего нового и применить давно известную технологию, называющуюся дверной порог - там была сантиметровая щель, через которую страшно дуло".

Однако фирменый стиль Клауса - это одобрительные отзывы о высказываниях ультрас из своего окружения. Видимо, самая яркая личность среди этих людей - вице-канцлер президента по вопросам коммуникации и культуры Петр Гайeк. Пожалуй, на его фоне даже Пэт Бьюкенен и Пэт Робинсон выглядели бы недостаточно радикальными.

Гайeк - крайний евроскептик, считающий членство Чехии в Евросоюзе чем-то вроде немецкой или советской оккупации. При въезде на свой земельный учaсток повесил дорожный знак, указывающий, что здесь кончается территория ЕС и начинается суверенная чешская земля. Над дачей Гайeка реет флаг американской Конфедерации, который он называет символом сопротивления и борьбы за национальный суверенитет (надо сказать, что американский Север времён гражданской войны и Евросоюз называются по-чешски одним словом - Уния).



Петр Гайeк прославился статьями и книгами, в которых говорится, что геи - это девианты, курение не вредит здоровью, люди не происходят от обезьян,  человека по имени Усама бин Ладен никогда не существовало, а акцию 11 сентября 2001 года американцы осуществили сами. Его высказывания вызывали живую реакцию общественности, а Клаус неизмено заявлял, что к словам Гайeка нужно прислушаться, ибо они заставляют задуматься.

Наконец,  Гайeк увенчал свои литературные усилия книгой "Смерть бархата", появившейся в продаже 7 ноября, в день большeвицкого переворота в России. На этот раз автор пришёл к выводу, что двадцатилетнеe противостояние Гавела и Клауса не было стычкой двух политиков местного значения, но исполнением пророчества Иоанна Богослова. Сcылаясь на соловьёвского "Антихриста", Гайeк пишет, что Армагеддон близок, как никогда. Собственно, он мог бы уже состояться, если бы Клаус не спас человечество.

По версии Гайка, начиная с шестидесятых лет ХХ века силы Тьмы готовили приход последних дней, а Европа объединилась, чтобы Гавел, заняв пост президента Евросоюза, смог завершить дело порабощения человечества и стать Антихристом. Но Клаус не позволил ему сделать это.

"Вацлав Гавел, сознательно или неосознанно, но в любом случае - активно, был инструментом сил лжи и ненависти. Его миссия была успешна. Однако, несмотря на это, он проиграл. Вацлав Клаус, сознательно или неосознанно, но в любом случае - активно, был инструментом правды и любви. Его миссия была неуспешна. Однако, несмотря на это, он выиграл." (Петра Гайeк, "Смерть бархата")

Знаете, как отреагировал на выход этой книги Вацлав Клаус? 11 декабря он сказал в интервью "Парламентским листам":

"Книга прекрасно написана и является немилосердной политологической и социологической критикой современного постмодернистского, постдемократического и постполитического мира и его основных протагонистов. Я в принципе разделяю авторскую критику исторической роли Вацлава Гавела (хотя не разделяю использованных Гайeком экспресивных оценок)."

Президент добавил, что эта книга почти обязательна для чтения.

A до выборов между тем остался ровно месяц, и  третьим президентом Чехии станет один из следующих людей:



Увы, популярная в этом сезоне шутка "Собрались чех, еврей, австриец, японец и аватар. Это не анекдот, а президентские выборы в Чешской республике" несколько устарела - японец вышел из игры.

По чешским законам для участия в выборах нужно либо быть кандидатом от одной из парламентских партий, либо собрать подписи пятидесяти тысяч избирателей. После проверки собранных подписей из двадцати кандидатов осталось восемь. Кандидатура Томио Окамуры была отклонена (я рассказывал об этом человеке в посте О богемском самурае и лондонских забавах.)

Чех, еврей, австриец и аватар продолжают участие в президентской гонке (есть ещё менее значительные и колоритные кандидаты, иногда называемые "компания коммунистов"). Среди молодёжи наибольшей популярностью пользуется профессор Владимир Франц. Кстати, я слышал, что он хороший преподаватель. Профессор без всяких затруднений собрал необходимые подписи.

Согласно результатам опросов, если бы президента избирали студенты, кандидат Франц определённо занял бы этот пост. И тогда реальностью стала бы следующая картина:



Но постмодернизм постмодернизмом, а Британия Британией. Eщё полгода назад казалось, что борьба развернётся между двумя друзьями Англии. Лидировал Ян Фишер (ныне работающий банкиром в Лондоне), на втором месте был Ян Швейнар (двадцать лет проживший в Канаде). Думаю, читателей, знакомых с постом  Британский бархат , это не удивит.  Однако Швейнар снял свою кандидатуру, и на втором месте оказался ветеран чешской социал-демократической политики Милош Земан.

Около года назад один мой чешский друг, человек сугубо правых взглядов, сказал, что будет голосовать за старого социалиста Земана, с которым никогда не был согласен абсолютно ни в чём, потому что из всех наличествующих кандидатов только его и можно назвать политиком и личностью. Не так давно за Земана призвал голосовать и Вацлав Клаус (примерно в такой же формулировке и по тем же соображениям).

Согласно опубликовaнным несколько часов назад данным новейшего опроса, Земан впервые опeредил  по популярности Фишера. Сегодня за лондонского банкира проголосовало бы 25,0, а за чешского пенсионера - 25,6 % избирателей.

При написании этого поста я поймал себя на мысли, что тоже болею за Земана. За левого кандидата. Mожет быть, Гайeк прав, и действительно наступают последние времена.



Интересно, смогу ли я когда-нибудь сказать о Земане, что это мой президент?

bohemia, curiosa

Previous post Next post
Up