По данным последней переписи, население благословенной Богемии на 25% состоит из людей внеэтничных и на 80% - из внеконфессиональных, причём доля и тех и других неуклонно растёт. В РФ социум находится на несколько иной стадии развития: некоторые граждане нашего богоспасаемого отечества просят Богородицу прогнать Путина, или приглашают священников освящать офисы, или спиливают поклонные кресты, или создают православные дружины и срывают с других граждан кощунственные майки, или в количестве 60 000 человек молитвенно стоят перед храмом, или утверждают, что им этот храм больше нравился в виде басейна.
Мне интересно, какие религиозные (или антирелигиозные) воззрения преобладают среди читателей "Богемских манускриптов". Однако я не хочу обсуждать в этом журнале события, которые у многих вызывают чрезмерные эмоции. Поговорим лучше... об одной чешской песенке.
Чешская рок-группа "Люция" существовала с 1985 по 2004 год. Теоретически она существует и сейчас, но находится в длительном творческом отпуске. Пик популярности группы пришёлся на вторую половину 90-х. Пятый альбом "Люции" назывался "Большее, чем малое, количество любви". Русскому читателю это название может показаться странным, но в в Богемии 90-х выражение "количество большее, чем малое" было весьма популярным мэмом. Чешские законодатели использовали эту замечательную формулировку для определения количествa наркотиков, которое гражданам запрещено иметь при себе.
Одиннадцатая, завершающая песня альбома называлась "Медвежонок из Боготы". Снятый на эту песню клип демонстрировался по ТВ в конце 1998 года и стал мегахитом. Первый канал чешского телевидения транслировал его только после 22:00. В хит-параде коммерческого телеканала "Нова" "Медвежонок" продержался около месяца, пока не был снят с эфира как произведение, представляющее угрозу для воспитания молодёжи. Решение тогдашнего директора "Новы" Владимира Железного о запрете клипа вызвало в обществе неудовольствие - телебосса обвинили в насаждении цензуры, мракобесии и использовании инквизиторских практик. Конкурирующий телеканал "Прима" в начале 1999 года заявил, что в отличие от "Новы" никогда не прибегает к цензуре, и что из примовского хит-парада "Медвежонок" исчез без идеологических причин.
"Большее, чем малое количество любви" стало наиболее успешно продающимся альбомом года, а "Люция" получила серебряного Чешского соловья по итогам 1998 и золотого - по итогам 1999 года. "Медвежонкa" и сейчас передают по радио (по сложившейся традиции - в основном на Рождество). Я встречал форумы, на которых эту песню продолжали обсуждать и в 2009, и 2011 году (её текст допускает большее, чем малое, количество интерпретаций). Некоторые чешские блогеры пишут, что выросли на этой песне. Иные домохозяйки восклицают: "Так о чём же в "Медвежонке" поётся? Я его всегда детям на Рождество включаю!" Подростки усмехаются: "Пани, Вы не знаете, какой товар перевозят в плюшевых игрушках из Колумбии и что такое <<ездить по белому снегу>>"?
В "Медвежонке" (музыка Оскара Петра, слова Роберта Кодима) поётся примерно следующее (подстрочный перевод мой - b):
Ночь длинна, и мне тоскливо.
У меня есть для тебя небольшой подарок.
Через горы и заборы
Уже летит медвежонок из Боготы.
Плюшевый мишка на крёстном пути,
Бог его хранит
От cтаи римских псов.
B своём животике oн везёт тебе любовь.
Мишка из Боготы уснул и видит сны,
Он спит на кресте из Голгофы.
За тридцать серебряных
Из мишки идёт снег,
По которому римские псы ездят на санях
На Рождество.
Несвятой час проклинает медвежонка
За то, что отбросил корону без терниев.
Сонный медвежонок ложится у креста,
Он хочет пить.
Напои мишку из чаши сладости,
Как он это любит.
Корона из плюша, рождественское печенье,
Никто не узнает о нимбе терновом.
Mишка из Боготы уснул и видит сны,
Он спит на кресте из Голгофы.
За тридцать серебряных
Из мишки идёт снег,
По которому римские псы ездят на санях
На Рождество.
Mишка, проснись, очухайся, встань!
Псы уже близко, приготовь длань,
Солнце восходит, ты чувствуешь жар,
Ударь кулаком или щёку подставь
Власти римских псов.
Cегодня Ирод-Mаксипёс
Pождественский обет принёс
Mишка из Боготы уснул и видит сны,
Он спит на кресте из Голгофы.
За тридцать серебряных
Из мишки идёт снег,
По которому римские псы ездят на санях
На Рождество.
Клип на эту песню снял режиссёр Филипп Ренч, заявивший, что у христиан нет монополии на крест, и что этот символ каждый вправе использовать по своему усмотрению:
Click to view
Я буду признателен каждому, кто выскажет в комментариях своё мнение о "Медвежонке из Боготы". Является ли эта песня кощунственной, оскорбляет ли обыгрывание евангельского сюжета в клипе о наркотиках чувства верующих, могут ли государственные, общественные и частные телеканалы показывать подобные клипы, вправе ли государство или общество устанавливать ограничения на неконвенциональное использование религиозных символов и т.д. и т.п. - мне интересно всё, что вы думаете по этому поводу.
Мною движет не праздное любопытство. Ещё до конца года я надеюсь написать пост об истории наркотрафика, а уже в следующем месяце хочу поговорить о роли культурной традиции в нациестроительстве и о будущем религии в Европе. Это довольно серьёзные темы, и мне хотелось бы яснее представлять настроения аудитории, к которой я обращаюсь.