Следы возвышенных галлов.

Apr 17, 2011 16:21


   Герои "Маятника Фуко" признавали две максимы: "Всё связано со всем" и "Тамплиеры везде при месте". За 22 года, прошедшие с момента опубликования романа, историческое сознание современников оказалось заселено тамплиерами ещё гуще, чем прежде. Практически каждый читал если не Умберто Эко, то Мориса Дрюона, если не Дрюона, то Дэна Брауна. От рыцарей Храма стало просто не протолкнуться. Казалось бы, что может быть общего между тамплиерами и Пушкиным? Но раз тамплиеры везде при месте, связь найдётся. Например, в пушкинской оде "Вольность" есть строки

Открой мне благородный след
                                                       Того возвышенного галла,
                                                       Кому сама средь славных бед 
                                                       Ты гимны смелые внушала.

Вплоть до недавнего времени считалось само собой разумеющимся, что под возвышенным галлом Пушкин подразумевал кого-то из французских поэтов - Анри Шенье, Руже де Лилля, Экушара Лебрена etc. Однако появилась новейшая интерпретация оды, согласно которой возвышенный галл - это последний великий магистр тамплиеров Жак де Молэ, сожжённый в 1314 году http://www.intrada-books.ru/ivinsky/demole.html  По-видимому,  нyжно принимать как факт, что в наши дни тамплиеры везде при месте. Но так было не всегда.


   В 2007 году телекомпании и новостные сайты передали информацию, что Ватикан выпустил книгу (тираж - 799 экземпляров, цена - 5 900 € за экземпляр), полностью оправдывающую тамплиеров от выдвигавшихся против них обвинений. Книга основана на сенсационной нaходке - Шинонском свитке, обнаруженном в архивах Ватикана в 2002 году  http://www.1tv.ru/news/world/68503

Однако в Шинонском свитке нет ничего сенсационного, равно как и нового. Он давным-давно опубликован.  С полным русским текстом документа можно ознакомиться по ссылке, приведённой чуть ниже. Протоколы средневековых допросов - чтение на любителя. На мой взгляд, наибольший интерес представляют не сами протоколы, а примечание, сделанное авторами сайта, на котором выложен Шинонский свиток:

"Этот документ с показаниями высших сановников ордена был впервые опубликован в 1693 году монахом  и секретарем архиепископа Тулузы Еtienne Baluze (Stephanus Baluzius) в его работе «Жизнь пап в Авиньоне» (Vitae Paparum Avenionensium), но поскольку часть его работ была основана на фальсифицированных документах (выделено мною - b) ,  долгое время существовали подозрения, что и Шинонский манускрипт является фальсификатом.  Однако в 2002 году исследователь ордена Барбара Фрейл обнаружила его копию в ранее секретных архивах Ватикана." http://www.templarhistory.ru/chinon_chart/



Шинонский свиток. Издан в 1693, обнаружен в 2002 году. Бывает и такое.

Этьен Балюз (1630-1718) был юристом, историком, библиотекарем Кольбера и директором Королевской коллегии. В "Лекциях по истории древней Церкви" русский историк Болотов заметил: "французскій ученый Этьенъ Балюзъ (Baluze)... обладалъ счастливою способностью отыскивать документы наиболѣе цѣнные (выделено мною - b) и былъ одаренъ необыкновеннымъ чутьемъ по части издательской." http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=patrologia.b_02_1320

Нельзя сказать, что до Балюза о тамплиерах никто ничего не слышал. Кто-то что-то слышал. Но говорилось о них очень редко, как-то неопределённо и без всякого энтузиазма. Например, Агриппа из Неттесгейма мельком упомянул тамплиеров в "Оккультной философии". Он считал их ужасными еретиками. Жан Боден, напротив, высказал мнение, что тамплиеры были невиновны. Но Боден вообще придерживался довольно своеобразных взглядов на некоторые вопросы. Например, он поддерживал судебные преследования ведьм, считая выдвигавшиеся против них обвинения справедливыми.

В ту эпоху можно найти ещё несколько разрозненных упоминаний о рыцарях храма у разных авторов второго плана. Протестантские полемисты, перечисляя жертвы своих католических противников, иногда включали в их число и храмовников.

Если же говорить о крупных авторах, то они (за исключением Бодена) обошли рыцарей Храма молчанием. Насколько я знаю, ни у Монтеня, ни у Паскаля, ни Лабрюйeра, ни у Ларошфуко упоминаний о тамплиерах нет вообще. (Признаться, в моих знаниях о литературе XVI-XVII  веков зияют прорехи. К счастью, среди посетителей журнала есть люди куда более образованные и эрудированные, чем я. Если я в чём-то ошибаюсь, буду признателен тем, кто меня поправит).

В целом же до до самой публикации Балюза время было бестамплиерным. Поэтому издание  "Жизни пап в Авиньоне" при желании можно считать введением тамплиерской темы в научный оборот. Впрочем, это тоже определённая условность. Материалы, изданные Балюзом, относились по преимуществу к истории папства. Тамплиеров касались лишь немногие из них.

В 1711 году Буонанни издал в Риме "Иллюстрированный каталог рыцарских и военных орденов". Рыцари Храма названы в каталоге "благороднейшим из орденов". К сожалению, я сам не видел этой книги, и вынужден довериться словам тех, кто утверждает, что тамплиры там изображены в фантастических доспехах, напоминающих снаряжение римских легионеров. Видимо, тогда канонический вид тамплиера ещё не утвердился.

В 1736 году шевалье Рамсай (у его имени есть и другие варианты написания, например, Эндрю Рэмзей), заметный масонский деятель, произнёс в Париже речь, которую часто называют первым случаем возведения масонства к тамплиерству. Строго говоря, Рамсай нигде не упомянул тамплиеров, а говорил лишь о неких крестоносцах, бывших предшественниками вольных каменщиков. Тем не менее, интерес к храмовникам возник именно в связи с расцветом масонства.

В то же самое время Монтескьё в сочинении "О духе законов" постарался описать едва ли не всё, что представляет какой-либо либо интерес в истории французской юриспруденции, от различий между обычаями салических и рипуарских франков до аферы Джона Ло. O делe тамплиеров он не упомянул ни словом. В Bек Просвещения масонские легенды и наука ещё не полностью слились воедино, и тамплиеры не везде были при месте.

Только к концу XVIII века, когда в Европу пришёл  романтизм,  расцвёл тамплиерский культ, дошедший до наших дней и пользующийся всё большим успехом.

Легенда, изображающая французскую революцию в качестве мести тамплиеров королям, возникла прямо по ходу революции. Её поддерживали обе стороны конфликта (с одной стороны - Луи Каде де Гассинкур, с другой - аббат Баррюэль).

В 1805 году Франсуа-Жюст-Мари Ренуар (1761-1836) написал пьесу "Тамплиеры" . Процитирую Брокгауза и Ефрона, рассказывающих о пьесе и её авторе: " В 1805 г. имела блестящий успех его трагедия "Les Templiers". Теперь, при чтении, этот громадный успех кажется непонятным, но тогда, в эпоху античных и мифологических сюжетов, самое содержание драмы казалось глубоко национальным, и притом главную роль в ней исполнял Тальма. <...> Устойчивее театрального успеха была известность филологических изысканий Р., хотя он, со своим южно-французским складом ума, часто грешил шаткостью предположений и бессистемностью (выделено мною - b) Работы его относятся преимущественно к истории провансальского языка, в котором он видел родоначальника всех новых романских языков." http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/87091/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%83%D0%B0%D1%80

Перу Ренуара принадлежит и первая научная работа о тамплиерах. Сошлюсь на кембриджского профессора Малькольма Барбера, считающегося одним из крупнейшиx современных знатоков тамплиерской проблематики. В библиографии к книге "Процесс тамплиеров" профессор Барбер пишет:

"Наистаршую научную работу написал M. RAYNOUARD, Monuments historiques relatifs à la condamnation des chevaliers du Temple, Париж, 1813. Наполеон предоставил провансальскому юристу Ренуару доступ в Ватиканский архив, перевезённый в 1810 году в Париж. Исследования Ренуара неоценимы. Более того, некоторыe материалы, которые он опубликовал, не сохранились (выделено мною - b)"

Не будем покидать Малькольма Барбера, который продолжает:

"Существуют два базовых собрания изданных источников. JULES MICHELET, le Procès des Templiers, Париж, 1841-1851, содержит нотариальную запись допросов, проводившихся в Париже в октябре и ноябре 1307 г. и показаний папской комиссии 1309-1311 гг. согласно экземпляру, уложенному в Париже по окончании деятельности комиссии. В конце второго тома Мишле издал запись результатов епископского следствия в Руссильоне в 1310 г. Вторая значительная работа - HEINRICH FINKE, Papsttum und Undergang des Temlerordens, Мюнстер, 1907"


                  

Франсуа Ренуар                                                       Жюль Мишле

Не буду касаться Генриха Финке и 1907 года, ограничив своё внимание возвышенными галлами. Жюль Мишле (1798-1874) характеризуется Википедией как "французский историк и публицист, представитель романтической историографии, автор глубоко субъективных трактатов об истории, обществе и природе, написанных ярким, взволнованным языком. Изобретатель термина «Ренессанс» («Возрождение») <...> Мишле, по отзыву Тэна - не историк, но один из величайших поэтов Франции, его история - «лирическая эпопея Франции»." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%BB%D0%B5,_%D0%96%D1%8E%D0%BB%D1%8C

А БСЭ в своё время писала, что Мишле "ставил перед собой цель раскрыть психологию французского народа, выявить «народный дух» в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Историческое прошлое он стремился «воскресить» с помощью художественных средств. Исторический метод М. отличается субъективизмом оценок: в его основе - интуиция, воображение (выделено мною -b), симпатия к изображаемым людям и явлениям" http://bse.sci-lib.com/article077180.html

Ну, а дальнейшее всем известно. После издания Мишле научная, псевдонаучная и антинаучная литература о тамплиерах пошла потоком,  в наши дни достигшим масштабов цунами. Стали писать, что тамплиеры укрылись в Шотландии и основали масонство. Что они за триста лет до Колумба открыли Америку. Что они придумали алхимию, дабы под предлогом успехов алхимических экспериментов легализовать своё золото. Что они веками охраняли тайных потомков Христа и Марии Магдалины. Что они владели мумифицированной головой Иисуса, которой поклонялись под именем Бафомет. Что они изобрели какой-то способ фотографии с помощью камеры обскуры, сфотографировали эту голову, и её фото теперь известно, как Туринская плащаница... Видимо, всех превзошёл один француз (как бишь его зовут?), создавший теорию, согласно которой тамплиеры нашли в Иерусалиме аппарат по производству манны небесной, подаренный Моисею инопланетянами. Этот аппарат они нарекли Граалем.



Жерар Депардье играет Жака де Молэ в экранизации "Проклятых королей". Странно, что на эту роль не пригласили Пьера Ришара. Тамплиеру положено быть бородатым, а Ришар теперь носит бороду.

Тамплиеры оказались везде при месте, и стали неотъемлемой деталью пейзажа. Отец-основатель Чехословакии Масарик в 1906 году выступил перед каким-то неотамплиерским орденом с лекцией о вреде пьянства. Отец-основатель РФ Ельцин, который мог бы послужить иллюстрацией к лекции Масарика, сам вступил в тамплиерский орден (какой-то другой, основанный чуть ли не Джуной Давиташвили).  В благославенной Богемии, чтобы выпить по-тамплиерски, совсем необязательно вступать в орден. Коллекция тамплиерских вин из Чейковиц продаётся в любом чешском супермаркете по общедоступным ценам.



Надеюсь, пример тамплиеров достаточно наглядно объясняет, почему я стараюсь избегать тематики, относящейся к докнигопечатной эпохе. Единственные возвышенные галлы, которые могут хоть сколько-нибудь заинтересовать меня в связи с этим сюжетом - Белюз, Ренуар, Мишле etc. Занимаясь их деятельностью, можно понять очень многое об идеологии и политике французского государства, равно как и о смысле и происхождении существующих исторических концепций.

Уилл Каппи написал в своей обычной манере: "У французского короля никогда не было брата по имени Железная Маска". Хорошо, когда речь идёт о XVII веке или о любых других более поздних временах. Неясностей и ловушек там много, но хотя бы более или менее понятно, кто был, а кого не было. Кардинал Решилье был. Железной Маски не было. Д'Артаньян был, но имел не слишком много общего с персонажем Дюма.

Однако когда речь заходит о XIV  веке, я умолкаю. Даже на простейший вопрос: "а были ли тамплиеры?" невозможно дать однозначный ответ. Те, кто писал о рыцарях Храма, сплошь и рядом оказываются людьми, то "публиковавшими часть работ на основе фальсифицированных материалов", то "грешившими шаткостью предположений и бессистемностью", то "основывающимися на интуиции и воображении". А где-то в райoне XVI столетия следы возвышенных галлов и вовсе теряются в тумане.

Некоторые из уважаемых читателей журнала время от времени принимаются просвещать меня насчёт "существовавшей шесть тысяч лет назад славянской цивилизации" и тому подобных тем. В качестве доказательств приводят, например, тексты на санскрите. А ведь санскрит был открыт в 1783 году... Впрочем, это уже совсем другой сюжет, и чтобы разобраться в нём, нам пришлось бы заниматься следами возвышенных бриттов, что в данном случае не входило в мои планы.

falsificatum, manuscriptorium

Previous post Next post
Up