Две легенды.

Mar 28, 2009 12:46

  Согласно общеизвестной легенде из Иоакимовской летописи, призвание варягов организовал Гостомысл, новгородский князь (вариант - посадник). Этимология данного имени вполне прозрачна - тот, кто "мыслит гостям", т.е. стоит на их стороне. Отцом Гостомысла был Буривой, и оба они считаются (полу)мифическими фигурами, а вот призванный на княжение Рюрик (иногда) признаётся историческим лицом. Во всяком случае, указывается дата призвания - 862г.

В России гораздо менее известна параллельная чешская легенда. В ней рассказывается, что князь Гостивит (Hostivít), чьё имя образовано от слов host -  "гость" и vítat - "встречать, приветствовать", первым пригласил в Чехию евреев. Добавлю, что Гостивит и его предки отнесены к области мифов, а сын Гостивита Борживой  признаётся первым известным науке правителем. Дата воцарения - 870 г.

Было бы интересно узнать, существуют ли у других славянских (и не только) народов столь же близкие по содержанию легенды на эту тему. Если окажется, что да, то провести анализ - кем обнаружены, когда стали частью традиции и т.д.

Иоакимовская летопись найдена Татищевым в 1748 г. Её подлинность оспаривается.  "Chronica Bohemorum" Козьмы Пражского, первоисточник сведений о ранней чешской истории, существует примерно в 15 списках, самые старшие датируются XII-XIII веками. Впрочем, оригинал утерян, а между списками есть заметные разногласия.

bohemia, falsificatum, russia, manuscriptorium

Previous post Next post
Up