Как я и обещал, начинаю отвечать ув.
zazhigalkin'у. Сначала на эту часть его реплики:
"Про пламенных патриотов в Белом движении утверждал я. Мне как неспециалисту казалось, что именно там они и должны были быть в 1917-1922. Если это не так, тогда мне вообще ничего не понятно. Где были все это время патриоты России и почему страну без их участия делили между собой проходимцы типа Колчака и одесских налетчиков. Что это вообще за страна такая было до 1917 года, если при всех ее достоинствах за нее некому оказалось постоять."
Страна, как страна (другие концепции есть, но они от лукавого). Просто надо ясно понимать, что же скрывается за названиями "русская революция" и "Гражданская война". В событиях 1917-1922 гг. нетрудно проследить участие Великобритании, Гeрмании, Франции, Японии, США и вообще кого угодно, вплоть до Румынии и Турции. Нет только одного игрока - самой России. В ситуации, когда суверена с чадами и домочадцами тащат в подвал, разговор о суверенитете беспредметен. Революция - это момент, когда государство российское перестало существовать, и его территория превратилась в поле соперничества других государств.
Кровавый путч февраля 17-го года неизбежно вынес наверх людей, ориентированных на другие державы и пользующихся их покровительством - от Краснова, верой и правдой служившего Германии до самого 45-го года, до совсем пародийного Унгерна с его монгольскими титулами, китайскoй женой, шаманскими камланиями и самовручённым "георгиевским крестом". Было бы наивно думать, что державы вдруг начнут оказывать поддержку патриотам, стремящимся спасти Россию. Атмосфера того времени прекрасно передана Булгаковым в "Белой Гвардии". Её герои - боевые офицеры, которые ведут монархические речи, но служат при этом в армии украинского гетмана, которого в грош не ставят. Просто потому, что за гетманом стоИт государство. Нет, не украинское, конечно же. Немецкое.
В сущности, Белая армия была сословной армией двух русских сословий - интеллигенции и казачества. Интеллигенты были патриотами. С казаками сложнее. Они тяготели к сепаратизму и успели провозгласить полтора десятка "независимых" республик. Возглавляли же движение люди, в биографиях которых между делом сказано: "приветствовал февраль, приколол на мундир красный бант". На практике это чаще всего означает, что они и были путчистами. Конечно, степень их участия неодинакова. Люди это были разные, и цели они преследовали разные. Деникин, насколько я могу судить, действительно, как мог, пытался исправить содеянное. (А стоявшая за ним Франция, кажется, не вела столь однозначной игры на уничтожение России, как другие державы). Но сотрудничать Деникину приходилось всё с тем же Красновым, стремившимся к созданию "независимого" Дона (под немецким протекторатом). Кстати, конечный неуспех движения до определённой степени объясняется тем, что Краснов сводил на нет результаты деникинских побед. Дойдя до определённых рубежей, его казаки фактически самоустранялись от участия в бoевых действиях, сочтя свои цели достигнутыми.
Те же, кто в принципе должен был возглавить борьбу, были в значительной степени уничтожены в самом начале. И их биографии заканчиваются записями в духе: " в феврале 1917 г. арестован, в сентябре умер в тюрьме". Степень разгрома государственного аппарата была такова, что люди наиболее информированные и адекватно воспринимающие ситуацию очень быстро оценили всю её безнадёжность и в большинстве своём предпочли сделать то единственное, что ещё оставалось в их силах - спасти себя и свои семьи, покинув страну. Поэтому в рядах белых так трудно найти представителей высшей аристократии.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Это написано Цветаевой о юнкерах и студентах, шедших в Добровольческую Армию в отчаянной попытке спасти страну от большевизма, а не об организаторах этой самой армии. Гвардия-то была Белая, да только вожди у неё - розовые, и это мягко сказано. Корнилов лично арестовывал императрицу, Алексеев и вовсе был ключевой фигурой в рядах путчистов. Если бы русским удалось восстановить законную власть, оба эти деятеля неизбежно пошли бы под трибунал.
Это потом советская пропаганда создала из их имён псевдомонархистский бренд. В таком качестве они и остались в массовом сознании и культуре. Спору нет, на фоне демонстрирующегося на другом канале ультрасоветского "Исаева" "Адмиралъ" вполне пристоен. Но только на фоне "Исаева" (идеологическая ситуация в РФ вообще граничит с патологией). Для трезвой оценки событий и их участников достаточно помнить хотя бы некоторые базовые факты. Например тот, что Колчак не был никаким адмиралом. Службу на флоте он проходил в чине вице-адмирала, что далеко не одно и то же. "Адмиралом сибирской флотилии" Александр Васильевич провозгласил себя сам уже после гибели империи. Впрочем, я полагаю, что в случае победы патриотов он тоже предстал бы перед трибуналом и лишился бы военского звания, как изменник.
Хотя это не значит, что у Колчака не было никаких легитимных чинов. Один был. В конце 1917 года он обратился в английское посольство в Токио с просьбой зачислить его в ряды британских вооружённых сил. Получил звание полковника и направление на мессопотамский фронт. Доехать успел, насколько я помню, до Сингапура, где его застал новый приказ - прибыть в Сибирь. У Британской империи очень разнообразные интересы. Мало ли, куда она направит одного из своих полковников. Так что честный фильм о Колчаке должен бы называться не "АдмиралЪ", а "ColonelЬ". Забавно, кстати, что в дипломатическом признании "Верховному правителю России" британцы отказали.