Камень до раскопок. Василий в ожидании.
Данная статья представляет материал для ближайшей краеведческой конференции в г. Боровске.
БОРОВСКИЙ КУЛЬТОВЫЙ КАМЕНЬ
Краткая история находки этого камня такова - некоторое время назад была получена информация о том, что в /информация удалена/ Боровского р-на Калужской обл., в овраге лежит значительных размеров валун, и в мае сего 2008 года, силами трех человек (Мозговкин В., Гасанов Б., Гасанова С.) была осуществлена разведка места. Камень был обнаружен, как и указывалось, в овраге ручья. Он примерно наполовину торчал из склона оврага и был присыпан сверху изрядным слоем земли, поросшим травой.
Земля была удалена, задняя часть камня откопана, а сам камень помыт. На одном из его боков были обнаружены три высеченных изображения - восьмилучевое «колесо», «стрела» и «бык». «Колесо» выбито выше всех, почти на самой макушке, «бык» повернут на бок, головой вниз. Третий петроглиф - «стрелу» - можно обнаружить лишь при внимательном осмотре, нами он был выявлен при изучении поверхности камня на ощупь. «Стрела» указывает вниз. Камни с петроглифами - явление вообще довольно редкое, а уж для средней полосы - уникальное. В литературе известно упоминание культового камня с петроглифами (кабан с восьмью детенышами), виденного некогда на территории Козельского р-на, на дне Трошинского оврага, что выходит на р. Жиздру
[1]. Однако, в настоящее время его там нет
[2]. Так что обнаруженный нами объект - это первый достоверно известный по Калужской области камень со знаками.
Камень после раскопок. А здесь - на левой стороне.
Петроглифы находятся на невидной стороне.
Описание памятника. Камень представляет собой неправильной формы базальтовый валун темно-серого цвета. Один из боков почти плоский, верхняя часть несколько скошена. Приблизительные размеры камня: 2.30 м × 1.50 м, высота над уровнем земли: 0.70 м. Все три петроглифа выбиты на одном боку камня, недалеко друг от друга, представляя собой нечто вроде композиции из трех частей. Диаметр «колеса» - 6 см. «Бык» имеет в длину 18 см, в высоту - 13 см. «Стрела» в длину от 7 до 14 см, длина граней - 5 см и 3.5 см. Петроглифы выбиты на глубину 2-3 мм каким-то орудием, вероятно железным, линии везде уверенные, четкие. Уникальной особенностью является использование в исполнении петроглифов естественных трещин на поверхности камня. Таковы - направляющая у «стрелы», и спина у «быка».
Колесо. Для примера - рядом монеты достоинством в 1 и 2 рубля.
Не имея возможности оценить древность петроглифов, исходя из техники их нанесения на камень и самой манеры исполнения, оставим это специалистам. Но несколько общих предположений можно высказать уже сейчас. Почитаемые камни такого цвета в народе нередко носили название «Синий»
[3], и были посвящены культу предков и славянскому Богу Велесу
[4], покровителю мудрости, богатства, почитавшегося также проводником душ умерших на «тот свет».
Бык или лось? Бык изображен перевернутым. См. под белым пятном на фото.
Бык (а также тур, лось), как раз был посвящен Ему - недаром в летописях Велес назван «скотьим богом»
[5], а заменивший Его св. Власий подает «счастья на гладких телушек, на толстых бычков…»
[6].
Стрела, направленная вниз, это вряд ли метка лица, закопавшего клад, но может быть символическое направление, указатель на «загробное царство», которое, согласно славянской традиции, может локализовываться и под землей: «Пошли по лугу, стоит огромный пень. Под тот пень черна дыра. /…/ Вот они в подземное царство и спустились»
[7]; «вышел в подземельно царство; там таков же свет, как и у нас»
[8]; Норка-зверь «дабег да великага белага камня, падняв яго и пашов на той свет»
[9]; героя спускают в яму: «Ходил он там много ли, мало ли время и пришел на нижний свет»
[10].
Ввиду вышесказанного, «колесо-солнце», выбитое на камне, вполне может оказаться изображением солнца «того света», загробным светилом (недаром там «таков же свет, как и у нас»). То, что такая трактовка ряда изображений в принципе возможна, показал Б. А. Рыбаков на примере резных прялок Русского Севера
[11].
Так что, вполне вероятно, что в данном случае мы имеем дело с культом Велеса, а ходили на моление к подобным камням в дни поминовения предков
[12]. Символы на камне, в принципе, позволяют предполагать такую трактовку. В любом случае, вновь обретенный камень не только редчайший памятник природы и истории нашего края, но и настоящий культовый объект, алтарь языческой веры и свидетель духовных и религиозных чаяний наших далеких пращуров.
[1] Горичев С. А. Из истории Козельского края // Материалы III областной краеведческой конференции. - Калуга-Обнинск, 1973.
[2] Перепелицын А. Тайны «Чертова городища» // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 3. - М., 1997, с. 119.
[3] Например: Синий Камень в Ярославле, возле входа в церковь Николы Надеина; Синий Камень возле Ростова Великого, за д. Тряслово; Синий Камень в Тульской земле, возле с. Николо-Гастунь (причем этот Синий Камень коричневый на цвет); Синий камень в Рязанской области, Шиловский р-н, возле с. Тырново. «Синий камень» нередко поминается в русских заговорах вместо привычного «бел-горюч камня Алатыря».
[4] Дубов И. В. Культовый «Синий Камень» из Клещина // Язычество восточных славян. - Л., 1990, с. 33-34.
[5] Русичи клянутся «Волосомъ скотемъ бгомъ» (Лаврентьевская летопись, л. 32).
[6] Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н. И. Толстого. Том 1 (А-Г). - М.: Международные отношения, 1995.
[7] Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. - СПб, 2006, № 146.
[8] Северные сказки. Сборник Н. Е. Ончукова: В 2 кн. - СПб., 1998, № 8.
[9] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 томах. - М., 1957, № 132.
[10] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева…, № 176.
[11] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1994, с. 242.
[12] Дубов И. В. Культовый «Синий Камень» из Клещина…, с. 33.