"ДОРОГА НА МИХАЛЕВ КАМЕНЬ"
(НАЧАЛО СТАТЬИ)
Так вот, продолжая тему культовых камней... Как обещал, размещу новую инфу. Для начала старенькую свою статью, опубликованную в этом году в сборнике "Каменные святыни Древних Богов". Это о первом из мало- или вообще неизвестных дотоле культовых камней, который мне удалось посетить. Хотя начинал я свое паломничество по каменным святыням, естественно, с Синего Переяславль-Залесского камня.
Поиски этого камня начались с того, что на глаза мне попались строки из «Энциклопедии суеверий»: «До сих пор на юго-западе Калужской обл. хорошо известен Михалёв камень, на который, по представлениям местных жителей, слетаются ведьмы на шабаш»
[1]. Сноска к тексту уточняла, что запись сделана в 1992 г. в д. Черный Поток Людиновском р-на. Как житель этой самой области автор не мог не возрадоваться, так как среди известных работ по культовым камням о Михалевом камне не говорилось ни слова. По всему выходило, что данный объект ни разу не обследован и научным кругам известен мало. Цитированная выше заметка, по видимому, единственное печатное упоминание о камне.
Совместно с супругой мы порешили всенепременно святыню нашей земли отыскать, поклониться ей по старинному обычаю, а заодно и изучить ее. Кто же знал, что поездка наша обернется чуть ли не детективным расследованием…
Отпраздновав со товарищи Перунов день, мы повернули свои стопы к исполнению задуманного путешествия. Три часа на автобусе от Калуги до Людиново пролетели как один. С поворота у д. Гряда 12 км до Черного Потока. Пешком. Хотя, как выяснилось позднее, до искомой деревни ходит автобус из райцентра. Что ж, паломничество, есть паломничество. Трудности на этом пути, наверное, нужны …
По дороге мы то и дело встречаем валуны, стащенные мелиораторами с полям. Иные из них весьма примечательных размеров. Мимо некоторых особо крупных никак не пройти. Спускаемся к ним с бетонки и осматриваем, а вдруг чего углядим…
Под вечер, около 20 часов, наконец дошли до деревни и сразу же приступили к расспросам о камне. Нашим первым информатором стала В. Г. Лупнева. Она указала нам направление и дополнила имеющиеся данные. По ее словам камеь лежит в местечке Михалёво, а неподалеку от него растет «дуб, к которому колдуны сходятся». Наши сердца забились сильнее: еще бы, это ж фактическое указание на существование некоего культового комплекса, состоящего, по меньшей мере из друг почитаемых объектов - камня и дерева. Известно, что места, на которые якобы собирались ведьмы и колдуны, на деле являются местами, где некогда справлялись языческие моления. Так вот, если камни лежат веками, и найти их можно там же, где они находились при жизни наших далеких предков, то про деревья, чей век не так долог, этого не скажешь. Дерево гибнет, память о нем вскоре исчезает. А тут нам прямо сообщают о дубе, пользующемся если не поклонением, то, по крайней мере, некоей славой (пусть даже нехорошей, не забудем, что века нынче христианизированные…).
Двое ребятишек были отправлены с нами, дабы показать дорогу. По пути мы разговорили проводников на интересующую нас тему. Ребята сами камня не видели, но слышали (вероятно, от взрослых), что на Ивана Купалу в полночь к нему сходятся «ведьмы, колдуняки всякие». За разговорами мы подошли к дому Прасковьи Воронковой (Воронихи), к которой посоветовала обратиться В. Г. Лупнева. Старушка как раз выходила из избы. Ее ответы, к великому нашему разочарованию, были категорично отрицательны и отдавали казенными отговорками: «я ничего не знаю, что про него рассказывать», «про колдунов я не слыхала», и вообще «все это брехня». Мы перешли к ее соседке с теми же вопросами, причем буквально через несколько минут вокруг нас образовался кружок из пяти бойко спорящих старушек. В диктофонной записи получившегося «саммита» наиболее выделяется голос все той же бабки Воронихи, стоявшей при том дальше всех. Да и вообще, как вскоре выяснилось, личность она крайне прелюбопытная…
При расшифровки записи удалось выделить ряд интересных фраз, напрямую касающихся нашей темы (к сожалению мы не записали данных наших собеседниц): «всегда туда слетаются колдуны», «дуб спялили и увезли, давно ребята спялили» (при этих словах наш оптимизм несколько попритих, но, в принципе, пусть его нынче не имеется, однако ж не так давно, лет 30-40 назад он еще стоял, т.е. для представления урочища Михалево культовым комплексом препятствий не возникает), «камень был, он прям чашею был, этот камень», «как с чашею он был», «камень был большой». Во время рассказа, старушки жестами пытались показать, какой глубины была «чаша», как высоко торчал камень из земли. В целом их слова подтверждали уже известную информацию. Но при упоминании «чаши», надо признать, мы испытали очередное волнение духа. Ранее нигде и ни кем не упоминалось, что камень из Михалево - чашечник. Обычно, «чаша» - это полукруглая выемка, в которую полагали нехитрые жертвенные дары (цветы, деньги, зерно) и/или из которой брали целебную дождевую воду, помогающую при болезни глаз или зубной хвори.
Желание увидеть камень как можно скорее стало просто невообразимым. Это, да еще слишком бойкая речь старушек, которую разбирать с ходу не было никакой возможности (бабка Ворониха в ходе беседы вставляла свое неизменное: «все колдуны повымерли», «это все брехня», «это все ложь»), плюс происходящее тут же на месте осмысление новых данных, помноженное на нашу радость от скорого лицезрения древней святыни, как-то укрыли от нас тот факт, что камня-то на прежнем месте давненько уже нет. В записи слышно, как нам трижды сказали о его новом местонахождении - «на стане» (это поле, где колхоз побросал для ремонта всю сельхозтехнику). Мы же не обратили на это внимания сразу, посчитав почему-то, что камень, вместе с другими валунами помельче отволокли с поля поближе к самому Михалеву. Что ж, поделом нам…
Ну, как бы там ни было, довольные сделанной записью, мы засобирались к цели нашего приезда, и начали вежливо откланиваться. Узнав, что ночевать мы собираемся там же, возле Михалево, старушки дружно ужаснулись - «Как? У колдунов? Ой, бедные…»
«Приободренные» таким образом мы тронул путь. По дороге наши малолетние проводники «тонко» намекнули - а Ворониха-то колдунья! И брови у нее черные да сросшиеся, и глаза черные, и голос грубый. Не обошлось без мистических рассказов местного разлива. Одного из друзей наших провожатых она будто бы сглазила. Такой-то с ней столкнулся с ней вон там-то, и сразу признал ведьмой; а вон там, недалеко от е дома видели привидение. (Замечательные рассказы на сон грядущий!) А еще у нее в саду стоит странное сооружение - два камня, один на другом, тот что сверху - заострен. Ох, не спроста все это. Так лихо отбивалась от вопросов про колдунов, а выяснилось, что ее саму считают ведьмой…
Выйдя на окраину деревни встретили еще одну женщину. Она прожила здесь 30 лет, родом из соседней деревни, и про камень кое что слышала: «Ой, бабушка!.. Ой, тама сверкает, там то ли, сё ли, знаешь как… чё-то страшное там», «какие-то ведьмы там».
Ребята остались на дороге, а мы через поле двинулись к Михалеву. Место это кажется странным с первого же взгляда (особенно под ночь). Посреди чиста поля торчит (иначе не скажешь) неказистый лесок. До него от деревни всего-то километра полтора, однако ж за дровами сюда не ходят, не ездят…
Дойдя до края леса стали осматривать кусты, а ну как углядим чего. Так и есть - нашли три крупных валуна, лежащих рядом. Какой из них наша искомая «достопримечательность»? Ни на одном не видно «чаши». Ладно, утром разберемся. Заодно и пень от колдовского дуба поищем.
Я отправился в Михалево нарубить кольев для палатки и мало-мальски дровишек - ни зги ж не видно. И скажу я вам, дорогие мои читатели, что такого страху я не испытывал, наверное, с малых лет, когда боялся буки, жившего под столом! Дело, думается, было в том, что я нарушил местное табу, ведь, как уже говорилось выше, по дрова сюда не ездят, да и вообще без причины стараются даже мимо не ходить. Любопытно, кстати, а что случилось с теми ухарями, что зачем-то повалили священный дуб?
Так вот, сразу же при входе в лес возникло ощущение, что будто бы кто-то стал пристально следить за мной, причем сразу со всех сторон. Ужасно гнетущее чувство. Сейчас, сидя в теплом и светлом доме, те далекие страсти кажутся чем-то надуманным - может быть всего лишь нервишки сдали. Как-то все это нереально, да и изложить на бумаге трудновато. Но тогда, в Михалёво!!! Тогда и там они, эти страхи, более чем были!!! Я своими собственными очами видел, как лес зашевелился, на меня стало надвигаться нечто, подобное тени, замелькали фигуры помельче, верхушки деревьев, при том что сильного ветра не было, стали вдруг бешено качаться из стороны в сторону, а когда я стал пятиться к выходу из леса, то увидел множество красных огоньков, светящих попарно, будто поглазеть на меня собралась стая местных волков. Вот только, почему огоньки светились не только на земле, но и в кронах дерев?..
То ли это я наслушался бабкиных сказок о Михалёве с его колдунами, то ли действительно место гиблое! А может дело совсем в другом. Когда мы расспрашивали местных жителей, что это такое - Михалёво, то получали и такой ответ - это место худое, туда свозили хоронить павшую скотину. Вот так-то…
Ходя по дрова, в еще не окончательно сгустившихся сумерках, я видел множество костей, тут и там торчащих из земли и просто лежащих невеликими кучками. А в самом лесу множество ям, похожих на просевшие захоронения. Воздух там довольно тяжкий, а фон отчетливо мертвящий, подавляющий. И здесь мы собрались остаться на ночлег?! Жуть… Увы, уйти куда-нибудь подальше мы не успевали - ночь, да и дождь мог пойти с минуты на минуту. Гроза уже бушевала где-то на северной стороне.
Перед тем, как лечь спать, мы решили обзавестись защитой от нечисти, раз уж место тут такое… с причудами. Для начала я, укрепился духом и обошел палатку с топором в руках («чтобы ведьма не приступила», обводят по земле топором вокруг жилья
[2]). Другими нашими оберегами были: березовые колья палатки («дьявола» можно прогнать березовой веткой
[3]), топор под входом в палатку (от ведьм кладут топор на порог
[4]), нож в изголовье (нож кладут под подушку - от страха
[5]). Тем не менее, чертовщина продолжалась всю ночь… Сомнительно, что обереги не сработали, лучше уж спросить, а каково было бы вообще без них?
После полуночи зарядил проливной дождь, сойдя на нет лишь полудню. Поспать толком не удалось - колышки палатки вылетали из земли с завидной регулярностью, как будто их кто-то выдергивал. Стоило поправить один, и улечься спать, как спустя пару минут из земли выскакивал другой. Прежде ни в одном походе такого не случалось.
В полдень я отправился в деревню за водой, решив заодно порасспрашивать еще кого-нибудь. К первой встречной старушке (Рыбакова А. П.) обратился с прежними вопросами. Касательно дуба она ответила вполне определенно: «дерево было, было там, а сейчас его уже нету давно». Ну, с этим, по крайней мере, все ясно. Но вот насчет камня она поведала другое. Тот по ее словам был серый, видом «как лепешка», без чашки (вероятно, она не поняла вопрос). Возле него собирались отдыхать во время сенокоса. Подтвердилась и местная приговорка, будто колдуны «у том камне сидят, абедают». Старушка совершенно уверенно заявила, что камень с поля не убирали, и он до сих пор лежит где-то там. Семо Михалёво она определила также негативно, как и все наши информаторы до нее: «Место тама плахое, бывало вот едем мы так-то… Не пойдёть ни лошадь, ни чего, или пойдёть, и поёдёть зазря… Так вот и говорили, что колдунята там».
Окрыленный успешным продолжением сбора информации, я обратился к деду, вышедшему из соседней избы. Несмотря на все уверения Анны Петровны, что тот ничегошеньки не знает, Николай Михайлович Лаврушин рассказал мне немало интересного. И в первую очередь то, что «Был где-то камень, но теперь его там нету». Раньше он лежал на поле возле Михалёво, около дороги, ведущей в соседнюю деревню. «Здоровый!» На камне «выемка посередине была, да… говорили, колдуны с него… абедали у нём». На вопрос, ходили ли к камню отдыхать или там, воды попить из чаши, от категорично ответил: «к нему никто и близко не подходил». Тут вмешалась возмущенная Анна Петровна: мол, ты не ходил, а мы там отдыхали. Дед Лаврушин отверг все сомнения в собственной храбрости чуть ли не громовым рыком - «да я на нем сидел!»
Когда я завел разговор о ведьмах, о Михалёве да о Купале, Анна Петровна начала было рассказывать, что собирались там (где?) люди, «агни зажигали». Увы, продолжения не последовало, так как ее перебил Николай Михайлович, своим резким бытовым рассказом, с его точки зрения начисто отвергающий всякие суеверия: «Мы минерами работали. Ну, пошли (в Михалёво, - Б. М.) мы трое, с оружием. Сидели всю ночь, никакого там пралика
[6] не было. Адин (раз) токо к утру выстрельнули. Хвилин токо вылетел и всё».
Дед Лаврушин наконец объяснил мне, неразумному, где все таки находится камень ныне, и как произошло его перемещение. Священный Михалёв камень находится в настоящее время около старого стана. Когда-то давно Вася Жиганов Фролов (то бишь сын Фрола) притащил его туда бульдозером, незнамо зачем. Вроде потому как поле пахали, ну он и «выпахал» его.