"ДОРОГА НА МИХАЛЕВ КАМЕНЬ"
(ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ)
Получив новое направление поисков, однако не совсем уверенный, я отправился в указанную сторону. Обнаружил стан, больше всего напоминающий кладбище доисторических монстров, в роли которых выступала догнивающая сельхозтехника, а подле стана немало валунов приличных размеров. Оглядев все, пошел дольше, туда, где начинался еще один из концов деревни. Возле домов лежали все те же валуны. Какой из них Михалёв камень - не понять. Постучался в крайний дом. Вышел хозяин, оказавшийся родным племянником того самого В. Ф. Жиганова (Андрей или Алексей, выпало из памяти). «Где камень, показать можете?» - вопросил я.
Он просто подвел меня и ткнул пальцем в камень, разрешив все сомнения. Как я мог пройти мимо Михалёва камня, мне и самому не понятно! Огромный валун лежал чуть в стороне от того места, где я свернул к дому. Сдерживая страстное желания остаться одному, дабы поскорее прикоснуться к святыне, я заставил себя продолжить беседу, дабы получить всю возможную информацию. Увы, племянник не знал о камне ничего такого. По его мнению, дядя выворотил камень по приказу председателя колхоза. Валун торчал с краю поля и при распашке об него часто ломали лемех плуга. Тогда я данную версию принял как должное, хотя полная ее несостоятельность была очевидна сразу. Камень описывают как «здоровый», показывая его высоту в метр, его месторасположение было хорошо известно, раз уж на нем отдыхали после работы. Неужто трактористы с комбайнерами в придачу не могли его заметить?
Как оказалось, сам В. Ф. Жиганов здесь не живет. Он перебрался в соседнюю деревню Заболотье. Адреса племянник не знал, но уверил, что там все его знают и без затруднений покажут дом. Запомнив информацию на будущее, я распрощался и устремился к святыне.
Подходил к Михалёву камню испытывая смешанные чувства. С одной стороны, радость от того, что я вижу цель нашего путешествия. Все в душе трепетало при созерцании древней святыни, к которой на поклон ходили многие поколения прежних жителей этих мест. А с другой стороны было некое разочарование, уныние - не хватает в камне чего-то, не там он лежит. Когда ходишь в зоопарке, чувствуешь себя схожим образом: вроде бы есть возможность рассмотреть множество редких животных, да только жалко на них смотреть - серые, унылые, не животные, а заключенные пожизненно. Так же и с Михалёвым камнем. Сейчас он не на месте и лежит перевернутый чашей вниз. Скорбно это, поругана святыня. Брошен камень и никому больше не нужен.
С час я был при камне. Совершил моление Богам и обход святыни. Гладил камень и разговаривал с ним. Рассказал о Синем камне, который уважают, чтят и охраняют, к которому сходятся славяне-язычники творить купальские игрища. А кто придет к далекому Михалеву камню?..
Я обнимал великий священный валун и всей душой сострадал ему…
Однако ж, отвлечемся от эмоциональной составляющей. Я воротился к нашей палатке, разбудил жену. Вместе мы еще раз прослушали диктофонную запись, а потом последовал мой рассказ о недавних событиях. Делать здесь нам было, в общем-то, больше нечего и мы решили собираться. Но сначала стоило осмотреть Михалёво при дневном свете. Не взирая на мелки дождик мы босиком обошли лес вокруг и пересекли его насквозь поперек. На глаз размеры у леса невелики, вдоль метров 150, поперек - 70. Внутри сплошные просевшие ямы, имеются какие-то земляные гребни. Возле леса в кустарнике то и дело встречаются камни, стащенные с поля. С западной стороны вырыт котлован, вырытый, должно быть для захоронения скотины. С северной все поросло крапивой, земля явно была пахана, в ней то и дело встречаются торчащие кости животных. Вот, собственно, и все.
Уловив момент, когда дождь перестал, мы быстро собрались и двинулись к Михалёву камню, минуя деревню. Сделанные нами фотографии оказались неважного качества, но зато есть приблизительные замеры. Итак, камень представляет собою красноватую глыбу с белыми кварцевыми вкраплениями (гранит?). По виду несколько напоминает неправильную трапецию, верхняя плоскость скошена, никаких особых отметин. Перед: высота - 1,4 м, ширина - 2,4 м; задняя стенка: высота - 1,3 м, ширина - 1,4 м; правый бок: высота - 1,4 м, ширина - 2,5 м; левый бок: высота - 1,8 м, ширина - 1,2 м.
Отвесив прощальные поклоны, мы поспешили на последний автобус. Как выяснилось на остановке, транспортное средство до самой деревни не доехало, сломавшись где-то по пути. Вздохнув, отправились до автобуса пешком. Довольно долго ждали, что будет дальше. В конце-концов приехал другой автобус, на котором мы и доехали до Заболотья, нынешнего места жительства семьи Жигановых. По пути окончательно решили, что наше исследование не будет полным, если мы не посетим виновника перемещения камня и не узнаем от него всех обстоятельств произошедшего. Тем более, Василий Фролович был, наверное, единственным, кто мог точно указать, где и как лежал камень.
Заболотье оказалось деревней только наполовину, одна половина ее застроена государственными однотипными кирпичными домами, рассчитанными на одну семью (электричество, газ, водопровод). Дом Жигановых действительно показали сразу же. Василия Фроловича, некогда первостатейного тракториста, здесь всяк хорошо знает.
В гостях у Жигановых нас встретили крайне радушно. Мы объяснили цель нашего приезда, и хозяин, погрузившись в воспоминания, начал рассказывать, как на самом деле все было. Осенью 1981 года он поехал к Михалёву камню на тракторе «С-100) с «дизельной лопатой», окопал его кругом и вытащил на поверхность. Камень торчал из земли чуть-чуть, «весь в земле был». Весь его по прикидке Василия Фроловича - 6-8 тонн, или немногим больше. Однако катить камень, как он планировал, не далось - помешала грязь. Когда подморозило, В. Ф. Жиганов накатил камень на железный лист, зацепил лист трактором и оттащил валун к деревне. Но на стану что-то незаладилось и камень пришлось скинуть там, где он лежит и поныне. Такова фактическая сторона дела.
Нас же больше всего интересовало другое - причины, побудившие его к этому поступку. Сын Василия Фроловича придерживался версии, выдвинутой его двоюродным братом - камень на поле мешал, на него наскакивали тракторы. Жена нашего героя успела мимоходом выложить свою точку зрения - он, де, вытащил камень, чтобы поставить его возле дома, чтобы перегородить дорогу. Однако же сам Василий Фролович объяснил всем присутствующим просто и доходчиво, что сделал он это «сам от себя», чтобы удивить всех. Вся деревня приходила посмотреть на знаменитый Михалев камень, дивясь сноровке и бесстрашию тракториста Жиганова. Вот вам и вся история о перемещении древней святыни.
Василий Фролович, как и его супруга, видели чашу на камне и знали поверья, связанные с камнем - «колдуны слеталися на Михалёво и садились на этот камень». Само Михалёво их сын охарактеризовал, как блудное место. В разговоре упоминалось о виденных там призраках - поглядишь, стоит человек, обернешься через миг - нет его! И сын, жена Василия Фроловича в один голос уверяли и нас, и его самого, что камень вырос, причем значительно. Однако, дядя Василий отмахнулся от их слов, сравнив с малыми детьми, у которых от рассказа к рассказу событие все увеличивается и увеличивается.
Дуб Жигановы помнили, но никаких особых поверий о нем не знали. Жена (Ольга, а вот по батюшке как, запамятовали) упомянула при нас местную присказку, которая навела в итоге на интересные мысли. Когда кто-то начинал ссору с соседями из-за земли, ему говорили: «Мало тебе земли? Иди на Михалёву горку!» Горку?! Когда мы ночевали возле Михалёва, то заметили, что место, где мы разбили палатку, несколько возвышено над остальным пространством. Видимо, пригорок был ранее более заметным, пока его не распахали тракторами.
Выяснилось также, что за Михалёвым расположен «Сёмицкий луг». Семицкий? Уж не от Семика - дня Ярилы, древнего славянского праздника, перешедшего затем в православие, произошло это название?
Думается, прежде Михалёва горка с лежащей на ней священным камнем, представляла собой место проведения деревенских праздников, и прежде всего Купалы - недаром Рыбакова А. П. вспоминала про костры, горящие у Михалёва. Ну а «Семицкий луг», очевидно был той площадкой, где разворачивались игрища. А от луга рукой подать до речки Ясенок. Именно с купальскими обрядами, должно быть, и связаны местные поверья о ведьмах и колдунах, слетавшихся к камню. В сакральный комплекс, несомненно, входил и дуб, росший на краю заповедной рощи, а возможно и ключ, бьющий где-то неподалеку на лугу.
Василий Фролович слабоват здоровьем (ему 62, да и по молодости горячительное он принимал, похоже, в изрядных количествах), речь уже не та, но держится молодцом и гостей приветил отменно. Поговорив обо всем, что нас интересовало, нас усадили ужинать. За столом беседовали о разном, мы рассказали о себе, хозяева - о себе. И вот, в ходе задушевной беседы мы узнали вещь презанятную. Как оказалось, отец Жиганова был местным колдуном, все звали его не иначе, как Фрол-знахарь. Еще в Черном Потоке племянник Василия Фроловича рассказал, что дед был черным колдуном. В семье Жигановых говорили о том не так категорично - травами лечил, и всё. Книгу, правда имел, «Черную магию»…
Вот как история выворачивает. Потомок колдуна, носителя древних знаний, перетаскивает с места на место древнюю святыню, к которой, быть может, его отец ходил на поклон, помолиться силам Природы. Похоже, что все высказанные нам версии касательно перемещения Михалева камня, на деле ничего не стоят. Даже версия, предложенная нам самим виновником события. А вот зачем на самом деле это было нужно? Наверное, ответа мы не узнаем никогда, но с колдовством это, несомненно, связано…
Быстро надвинулся вечер. За разговорами время летит скорешенько. Мы же подумывали откланяться, чтобы успеть до самой темноты найти место, где можно разбить палатку, но в тайне надеясь, что хозяева нас не отпустят. Они и не отпустили. Для нас нашлась целая комната, где мы хорошо передохнули. Вставать пришлось рано, около 4 часов утра, чтобы успеть попасть на первый автобус до Калуги. Было как-то жалко расставаться с нашими гостеприимными хозяевами. Дай-то Боги им здоровья!
По бетонке мы заторопились до трассы. Проходя мимо д. Дубровка оставалось только вздохнуть. В ней, как нам рассказали, находится святой колодец, а мы на него уже никак не успевали заглянуть. На попутке домчались до остановки. Автобусом 3 часа до Калуги, полтора часа на электричке до Обнинска, и вот мы дома. Наше путешествие закончилось.
Пришла пора обдумать некоторые аспекты узнанного нами в дороге. Первое, что вызывает интерес, это название комплекса - Михалёво. Второе - причины превращения его в могильник (т.е. как в принципе, совмещается реальность - коровий могильник, с реконструируемым прошлым - сакральный комплекс).
Топоним «Михалёво» распространен, как минимум на три объекта - лес (Михалёво), камень (Михалёв), возвышенность (Михалёва горка). Местные жители не знают, откуда пошло это название. Похоже, никаких преданий о том уже не бытует. Несомненно одно, топоним происходит от личного имени Михаил. «Михалёво» либо усеченный вариант от «Михайлово» («принадлежащее Михаилу»), либо восходит к разговорной форме этого имени - Михаль, Михалко, Михась. И, как думается, связывать этот топоним нужно с единственным «видным» носителем этого имени в мифологических предоставлениях - архангелом Михаилом.
Кажущийся контраст между языческим святилищем, воспринимаемым ныне как место дурное, блудное, и фигурой арх. Михаила, с его светлой, огненной природой, разрешается достаточно просто. В народной мифологии образ арх. Михаила заменил некоторых языческих Богов (в первую очередь, Огня Сварожича), что позволяет без проблем устанавливать связь связи между христианскими символами и святыми, с одной стороны, и языческими символами и святынями, с другой (например «пятницкие родники», посвященный св. Параскеве, но прежде - языческой Богине Мокоши). Что любопытно, возможно нам и не следует объяснять восприятие Михалёвского святилища местом темным позднейшим переосмыслением культурных реалий, сообразно христианской концепции. Святилище при д. Черный Поток (вдумайтесь в название!) и в древние времена могло почитаться, как территория темная, потусторонняя. Ведь арх. Михаил заменил собой отчасти еще и Бога Велеса, Повелителя хтонических сил, хозяина загробного мира. В «Велесовой книге» читаем: «В ночи Велес идет во Сварге, по молоку небесному. И идет до чертогов своих»
[7]. Т. е. по небу, по Млечному пути. Млечный путь в народе называли «дорожкою умерших, идущих на вечное жить»
[8]. Сложим эти два свидетельства и сможем отсюда вывести, что Велесу была присуща функция психопомпа - проводника душ умерших. Ту же функцию, не предусмотренную официальной религией, народная молва приписывает и арх. Михаилу. В духовных стихах поется о том, что встретит усопшая душа на том свете:
Протекала тут река огненная,
Да тут ездит Михайло Архангел-царь,
Перевозит он души, да души праведные,
Через огненну реку ко пресветлому раю.
[9] Установив определенное «тождество» Велеса и арх. Михаила, можно с некоторой долей вероятности утверждать, что сакральный комплекс Михалёво был посвящен Велесу.
Причин превращения священной рощи в коровий могильник назвать можно как минимум две. Обе они обусловлены общей утратой традиции почитания святых мест. Наиболее простая версия - замена приоритетов. То, что древней верой почиталось святым, чистым, полезным, Божественным, с приходом религии нетерпимости рано или поздно начинает восприниматься нечистым, греховным, вредным. В нашем случае память о купальских игрищах почти полностью вытиснилась поверьями о ведьмах, которых следовало бояться в эту пору. Соответственно, место, где эти самые ведьмы кучковались, стало восприниматься негативно. Не нужно знать законов магического подобия, чтобы ответить на вопрос - куда крестьяне станут сволакивать павшую скотину. Общее забвение традиции очевиден на местном материале: священная роща становится коровьим могильником; в середине нашего века срубили священный «ведьмин» дуб; в 1981 году выкорчевали Михалёв камень…
Другая версия посложнее. На святилище некогда приносили жертвенные дары Велесу, а возможно и другим Божествам. Когда древнее благочестие стало утрачиваться, истребляемое лютыми приверженцами «миролюбивой» религии, подношения мясом начинают заменяться забоем скота на праздниках (причем, что забавно, Богам от этого забоя ничего не полагалось, хватало, видимо, самого акта…). Вполне возможно, туши «жертвенного» скота разделывались в Михалёво, на месте прежних сожжений даров Богам. А когда исчезла последняя память об «относах» в лес и об «обещанной» скотине, на место древних обрядов стали отвозить павшую скотину. Возможно, на каком-то этапе, это даже могло восприниматься, как задабривание демонических сил, что обосновались в том самом блудном Михалёво.
Отметим также, что Велес, «скотий Бог», несомненно связан с бычьей символикой. Он изображался рогатым (сравните «крылышки» на шлеме Гермеса, и «полумесяц» в волосах Шивы), являлся покровителем пастухов, согласно мифам и сам пас в небесные стада (дождевые тучи), коровы именуются заговорными текстами «власьевским родом». Так что, возможно, совершенно не случайно Михалёвское святилище, где, как мы предполагаем, в древности почитали Велеса, в относительно недавнее время стало коровьим могильником…
И последнее. Восстановить древнее святилище, конечно, не возможно. Но мне кажется сделать для него хоть что-то следует обязательно. Быть может, скинутся всем миром, нанять пару тракторов, и водворить камень на место? Думаю наши Древние Боги и предки такому деянию были бы только рады…
Богумил Мурин
7 декабря 1999 г.
[1] Энциклопедия суеверий. - М.: Локид, Миф, 1997, с. 180.
[2] Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н. И. Толстого. Т. 1 (А-Г), М.: «Международные отношения», 1995, с. 186.
[3] Славянские древности…, с. 158.
[4] Славянские древности…, с. 299.
[5] Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. - М.: Наука, 1989, с. 129.
[6] «Пралик» - паралич. Здесь использовано в значении «нечистый/черт».
[7] Влх. Богумил, влх. Велеслав «Велесова книга»: Боги и предки. - М, 2006, с. 55.
[8] Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб, 1999, с. 108.
[9] Соболев А. Н. Мифология славян…, с. 164.