Сказки оттепели

Jun 09, 2022 14:45


«Действительный мир - только трамплин, чтобы лететь туда, в страну фантазии» - Борис Свешников.

Даже представить себе не можете, сколько положительных эмоций я получила от посещения выставки «Сказки Оттепели».



В Галерее «Наши Художники» выставлено более 30 ранних работ самых своеобразных и талантливых художников нонконформистов России Александра Харитонова (1932-1993), Бориса Свешникова (1927-1998) и Василия Ситникова (1915-1987) из частных собраний.

Сталинский кол еще долгое послевоенное десятилетие леденил души, и только в конце 1950-х рискнули прорезаться на чуть отогретой почве ростки свободы, очень иллюзорной. Страна фантазии пускала к себе и спасала, позволяла осмыслить мироздание, найти философские точки опоры.
Оттепель оказалась не настоящей, никакой свободы не случилось. Нонконформисты придумали себе сказку, сон, параллельный мир, в который они «эмигрировали» вместе со своим зрителем, тоже хотевшим обмана. «Сказочный» протест шестидесятников - отрицание действительности, несогласие, заключенное в открытом удовольствии иметь личную философию пространства и мечтать.



Василий Ситников (1915-1987) - один из самых своеобразных и талантливых художников авангарда периода оттепели. Жизнь этого человека полна страшных событий. Это настоящая череда испытаний, которые принимал он без ропота и со смирением. Во время войны он был арестован за то, что подбирал немецкие листовки в надежде использовать хорошую бумагу для рисования. Тюрьма, психиатрическая больница. И даже в послевоенное время его глоток свободы регулярно разбавлялся отсидками вплоть до эмиграции в 1975 году.



Василий Ситников. Свобода. 1970. Холст, масло.

Ситников спасался от действительности двумя способами: культивируя «образ странного шутника, постоянно пребывавшего в карнавальной атмосфере гротеска, юмора, различных вывертов, чудачеств и эпатажа» и искусством, «принцип которого восходил скорее к ренессансной эпохе, когда изображение делалось не с натуры, а из собственной фантазии, от внутреннего возвышенного состояния» (Владимир Петров-Гладкий).



Василий Ситников. Церковь на лугу. 1973. Холст, масло. Галерея Наши художники.

Василия Ситникова вся дипломатическая и богемная Москва 1960-х и 1970-х называли «Вася - Русский сувенир». Картины этого официально душевнобольного человека без паспорта, который не оставил после себя ни одной монографии и не дождался ни одной персональной выставки, сегодня хранятся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке и в самых знаменитых частных коллекциях.



Василий Ситников. Поле. 1974. Холст, масло. Галерея Наши художники.

Космический образ свободы бесконечных полей с витающим Духом, занесенные снегом в бескрайнем пространстве монастыри - одна из сторон творческой энергии Ситникова, его прыжок спасения в ничем не ограниченное запределье.



Василий Ситников. Монастырь. Первая половина 1980-х. Холст, масло. Галерея Наши художники.

Но чаще работал он в фантастическом жанре, соединявшим лубочные московские пейзажи с саркастическими образами демонов. Но есть в его наследии и потрясающие по тонкости исполнения почти абстрактные картины.



Василий Ситников. Москва. 1973. Холст, масло.

Детали на картинах Ситникова можно рассматривать бесконечно.



Фрагмент. Василий Ситников. Москва.



Фрагмент. Василий Ситников. Москва.

Борис Свешников (1927-1998), обвиненный еще юношей по сфабрикованному в 1946 году делу, отбыл семь лет на лесоповале в Ухтинской тайге, и мир его искусства, фантасмагоричный с самого начала, с годами становился все прихотливее в своей призрачности. Литература, любимая и близкая, давала возможность художнику зарабатывать - он оформил около двух десятков книг для издательства «Художественная литература». Примечательно, что среди авторов произведений были сказочники, романтики и символисты - Андерсен, Гофман, Клейст, Метерлинк, Новалис.



Борис Свешников. Полет над крышами. Конец 1950-х - начало 1960-х. Холст, масло. Собрание Н.Курниковой.

Прекрасное и отвратительное естественным образом соседствует в картинах Свешникова, грань тонка и даже стерта, как у Кафки. «Картины Свешникова загадочны и фантастичны. Когда Борис показывал их, устанавливая по нескольку полотен в ряд, то создавалось впечатление спиритического сеанса. Чем дольше я всматривался в его картины, тем больше поражался их магической силой» - писал художник Вячеслав Калинин.



Борис Свешников. Ветлосян. 1950. Холст, масло. Частное собрание. - Ветлосян - посёлок в 3 км от г. Ухта. Возник в 1930-х как лагерный пункт.



Борис Свешников. Без названия. 1959. Холст, масло. Галерея Наши художники.

Свешников был «единственный, кому не пришлось делать поворота в своем творчестве. Правоверным натуралистом он никогда и не был. …Свешников очень литературен, но эта литературность особого характера. У него нигде нет логически построенного сюжета. Многочисленные персонажи его полотен всегда в действии, но эти действия совсем не направлены на то, чтобы сложиться в стройную сюжетную концепцию. Его заполненные фигурами композиции причудливы и алогичны. Это спиритуалистическое проникновение в особый, никем не виденный мир. …Обычно люди связаны с пейзажем, который и сам несет большую эмоциональную нагрузку. Блестяще нарисованные фигуры людей подчеркнуто выразительны, иногда почти гротескны, но это не гротеск. И не сюрреализм. Даже не неоромантизм, хотя именно к нему Свешников ближе всего». - Л. Кропивницкий, 1965.



Борис Свешников. Танец полной луны. Конец 1950-х. Холст, масло. Собрание Н.Курниковой.



Борис Свешников. Без названия. 1959. Холст, масло. Галерея Наши художники.



Борис Свешников. Тарусский пейзаж. 1957. Холст, масло. Собрание Н.Курниковой.



Борис Свешников. Похороны Дон Жуана. Конец 1950-х. Холст, масло. Собрание Филоновых.



Фрагмент. Борис Свешников. Похороны Дон Жуана.



Борис Свешников. На реке. 1965-1968. Холст, масло. Частное собрание. - Надеюсь, дети меня не читают +18.

В некоторых работах Свешникова традиции романтизма и символизма переходят в полуфантастический гротеск, сочетаясь в живописи с зыбким красочным пуантилизмом.



Борис Свешников. Человек с авоськой. 1960. Холст, масло. Галерея Наши художники.

Александр Харитонов (1932-1993) - самый светлый сказочник из всех нонконформистов. Его добрые, почти бестелесные персонажи населяют сказочные земли, в которых царит гармония и мир. При некотором разглядывании хрупкость и эфемерность этого мира ощущается почти физически. В отличие от фантасмагорий Бориса Свешникова его сказки не только чисты и благодушны, но созерцательны в своей мимолетной статике. «Картина должна быть написана так: сейчас дунешь, и все исчезнет» - говорил художник.



Александр Харитонов. Мальчишки. 1957. Оргалит, масло. Частное собрание.

Харитонова можно назвать великим романтиком, уникальным живописцем, имеющим свою концепцию эмоционального пейзажного образа, а также мастером тончайшей ювелирной графики, создателем многослойной точечной техники. И все же самое главное в творчестве художника - то, что он по-новому продолжил нить православного искусства. С конца 1950-х годов художник стал создавать свои таинственные философские картины-притчи, в которых с самого начала просматривается линия обращения к православной истории и культуре Руси.



Александр Харитонов. Человек с песочными часами. 1964. Доска, масло.

Путь Александра Харитонова в жизни и в искусстве - прекрасный путь непреклонного духовного восхождения. Александра Харитонова забирали в сумасшедший дом «всего» семь раз.



Александр Харитонов. Король цветов. 1962. Холст, масло. Галерея Наши художники.



Александр Харитонов. Дама с лентой. 1961. Холст, масло. Галерея Наши художники.

Любую работу художника, будь то пейзаж, религиозная живопись, рисунок или пока не изданные белые стихи, сказки и философские эссе, ощущаешь как откровение, побуждающее к глубокому философскому размышлению о вечных христианских ценностях. Картины мастера являются частью его души, их нужно долго рассматривать, они обращены лично к каждому из нас.



Александр Харитонов. Без названия. 1962. - Дама в голубом или созвездие Большой Медведицы. 1963. Обе: Холст, масло. Галерея Наши художники.



Александр Харитонов. Лесная сказка. 1960. Холст, масло. Частное собрание.



Александр Харитонов. Путники. Около 1960. Холст, масло. Собрание Е.Лисиной и А.Сапрыкина.



Александр Харитонов. Прогулка. 1960. Холст, масло. Собрание Г.Константинова.



Александр Харитонов. Портрет Игоря Куклеса. 1959. Собрание Галеев-Галереи, Москва. - Белый король (в шезлонге). 1963. Галерея Наши художники. Обе: Холст, масло.

В живописи художника, сочетающей черты позднего символизма с манерой, близкой пуантилизму, сказочные видения причудливо соединяются в цветном мареве с реальными среднерусскими пейзажами.



Александр Харитонов. Утро. 1962. Холст, масло. Галерея Наши художники.



Александр Харитонов. Интерьер. 1962. Холст, масло. Собрание В.Дудакова и М.Кашуро.



Александр Харитонов. Равновесие или Удод. 1965. - Сто сорок домиков или ковер-самолет или скатерть-самобранка. 1960. Холст, масло. Собрание Е.Нутовича.

По словам самого художника, его живопись, как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом и бисером.



Александр Харитонов. Принцесса с голубыми глазами среди замков и слуг, моя жена Танечка. 1974. Холст, масло. Частное собрание.



Александр Харитонов. Танцующие дамы. 1972. Холст, масло. Частное собрание.

Использованные источники: Материалы Галереи Наши художники; https://kulturologia.ru/; https://www.tg-m.ru/articles/1-2008-18/aleksandr-kharitonov-chudo-vsegda-nezametno.

Свешников Борис, Сказки оттепели, Нонконформисты

Previous post Next post
Up