Точки зрения

Jun 15, 2022 18:00


В основе выставки «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма лежит идея сопоставления автопортретов и портретов художников. Через такое сопоставление музей рассказывает о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX-XX веков. Выставка достаточно любопытная, есть над чем подумать.



Исаак Бродский. Портрет Ильи Репина. 1912. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург. - Илья Репин. Автопортрет. 1894. Холст, масло. Государственный музей Л.Н. Толстого.



На выставке посетители могут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники - живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета», - пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения». Сложное и насыщенное время, множество противоборствующих стилистических группировок и объединений, рождение новых идей приводят к активным поискам портретной образности. В экспозиции встречаются реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность и кубистический эксперимент.

В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских.



Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. 1900-е. Холст, масло. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. - Филипп Малявин. Портрет Анны Остроумовой. 1896. Холст, масло. Русский музей.



Дмитрий Стеллецкий. Автопортрет. 1920-1930-е. Холст, масло. ГТГ. - Борис Кустодиев. Портрет Дмитрия Стеллецкого. 1901. Холст, масло. Русский музей.



Борис Кустодиев. Автопортрет. 1925. Бумага, акварель, карандаш. Галеев Галерея, Москва. - Георгий Верейский. Портрет Бориса Кустодиева. 1922. Бумага, автолитография. Нижегородский государственный художественный музей.

В своем автопортрете Кустодиев намеренно делает свой образ несколько карикатурным - он запечатлевает себя полуобнаженным, с огромным животом, сидящим в инвалидном кресле. Но при этом он старается не акцентировать внимание на своем физическом недуге - болезни позвоночника, - от которого страдает уже несколько лет. А вот на более раннем портрете своего ученика Георгия Верейского Кустодиев изображен среди подушек в домашней одежде, но и тогда он уже не вставал.

А вот художница Кругликова Елизавета (1865-1941) была непревзойденным мастером гравюры и силуэта, естественно, что и свой автопортрет она создала в стиле силуэтной аппликации. Хотя в Ростовском областном музее изобразительного искусства находится ее парижский автопортрет 1910 года, выполненный маслом - он демонстрировался недавно на выставке Музы Монпарнаса.



Елизавета Кругликова. Автопортрет. 1930-е. Бумага, тушь, аппликация. Государственный музей-заповедник Петергоф. - Анна Остроумова-Лебедева. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1925. Холст, масло. Русский музей. - Михаил Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1938. Холст, масло. ГТГ.



Владимир Фаворский. Автопортрет с женой. - Мария Фаворская (Дервиз). Автопортрет с мужем. Оба: 1913. Холст, масло. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва.

Владимир Фаворский (1886-1964) - знаменитый советский график. Совместные автопортреты были выполнены супружеской парой спустя год после бракосочетания. На картине Марии Фаворской супруги изображены в достаточно откровенной позе - как будто разглядывая себя в зеркале. Такая нетрадиционная для станковой картины композиция близка современной селфи-фотографии.



Леонид Пастернак. Автопортрет. 1911-1913. - Осип Браз. Портрет Леонида Пастернака. 1903. Обе: Холст, масло. Собрание Бориса Пастернака, Москва.



Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. 1920. Бумага, карандаш, акварель. - Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью. 1911. Холст, масло. Обе: Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.



Александр Головин. Автопортрет. 1917. Картон, темпера. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. - Елена Поленова (сестра Василия Поленова). Портрет Александра Головина в испанском костюме. Конец 1880-х - начало 1890-х. Бумага на картоне, акварель. Музей-заповедник «Абрамцево».



Николай Милиоти. Автопортрет. 1912. Картон, масло. ГТГ. - Николай Милиоти. Автопортрет в Толедо. 1930. Холст, масло. Собрание В.Дудакова и М.Кашуро, Москва. - Николай Сапунов. Портрет Николая Милиоти. 1908. Холст, темпера. Русский музей.



Елена Киселева. Автопортрет. Художница с зеленой вазой. 1910. Картон, масло. - Людмила Антонова. Портрет Елены Киселевой. 1907 (?). Картон, пастель. Обе: Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.



Ольга Делла-Вос-Кардовская. Автопортрет. 1917. Холст, масло. Русский музей. - Петр Нерадовский. Портрет Ольги Делла-Вос-Кардовской. 1926. Бумага, карандаши. Переславский музей-заповедник.

Репинский ученик Петр Нерадовский создал элегантный графический портрет художницы в реалистической манере.



Мартирос Сарьян. Автопортрет с маской. 1933. Холст, масло. Государственный музей Востока. - Николай Ульянов. Портрет Мартироса Сарьяна. 1912. Картон, акварель. Собрание Г.Константинова, Москва.



Зинаида Серебрякова. Автопортреты разного времени.

В творчестве Зинаиды Серебряковой портретный жанр занимал особое место. Большую часть времени до эмиграции в 1924 году художница жила в родовом имении Нескучное, где писала свои автопортреты, примеряя разные образы и роли: изображала себя в домашнем платье, в рабочей блузе, с повязанным чалмой шарфом на голове, в костюме Пьеро или ночной рубашке… Так Серебрякова путешествовала по стилям и эпохам, создавая собственную живописно-графическую летопись жизни матери семейства и художницы.



Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1906. Холст, масло. Собрание семьи художницы, Москва. - Георгий Верейский. Портрет Зинаиды Серебряковой. 1922. Бумага, автолитография. Нижегородский государственный художественный музей.

Интересны взаимные портреты Роберта Фалька и его первой жены Елизаветы Потехиной.



Елизавета Потехина. Автопортрет. 1909. Холст, масло. Костромской музей-заповедник. - Роберт Фальк. Лиза в голубой шали. 1909. Холст, масло. Орловский музей изобразительных искусств. - Роберт Фальк. Портрет Елизаветы Потехиной. 1913. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение.



Роберт Фальк. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Холст, масло. ГТГ. - Елизавета Потехина. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево».

Вообще-то Фальк позировать другим художникам не любил, хотя написал более 30 автопортретов, так что его портрет Елизаветы Потехиной - редкость. Образ мужа исполнен ею в неопримитивистской манере: Фальк выглядит довольным и улыбающимся, каким редко представал на автопортретах.



Максимилиан Волошин. Автопортреты. 1915-1916. Бумага, акварель, гуашь. Музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина», Крым. - Анна Остроумова-Лебедева. Портрет поэта М.Волошина. 1927. Холст, масло. Русский музей.

Еще одна супружеская пара художников-авангардистов Наталия Гончарова и Михаил Ларионов также обменивались портретами друг друга. Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике - как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер - это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.



Наталья Гончарова. Автопортрет в старинном костюме. 1907-1908. Холст, масло. ГТГ. - Михаил Ларионов. Женский портрет. Около 1903-1905. Холст, масло. Собрание К.Янакова, Москва.



Михаил Ларионов. Автопортрет с неизвестной. 1924. Холст на картоне, масло, карандаш. - Наталья Гончарова. Курильщик (Портрет Михаила Ларионова). 1911. Холст, масло. Обе: ГТГ.



Варвара Степанова. Автопортрет. 1920. Фанера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. - Александр Родченко. Автопортрет. 1920. Холст на фанере, масло. Архив А. Родченко и В. Степановой, Москва.

Представленные автопортреты следующей семьи художников Варвары Степановой и Александра Родченко стали подытогом их творческих поисков в станковой живописи. Максимально обобщенные, огрубленные и геометризованные, они лишены портретного сходства и психологических характеристик. Родченковская работа решена в традиционном мужском синем тоне, а степановская - в розовом и желтом. Вскоре после 1920 года Родченко и Степанова объявили о завершении занятий станковой живописью и переходе в производственное искусство.



Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Картон, темпера. - Николай Милиоти. Памяти Николая Сапунова. 1913. Картон, масло. Обе: Собрание В.Дудакова и М.Кашуро, Москва.

Художник Николай Сапунов входил в группу символистов «Голубая роза», увлекался театром и даже помогал Константину Коровину писать декорации в Большом театре. Вот и автопортрет он пишет на фоне огромной корзины цветов, фруктов - фигура автора спрятана в правом верхнем углу.



Константин Чеботарев. Тревожно. Автопортрет с Александрой Платуновой. 1937. Бумага на картоне, масло. - Надежда Сапожникова. Портрет Константина Чеботарева. 1914. Холст, масло. Обе: Галеев Галерея, Москва.



Владимир Татлин. Автопортрет. 1910-е. Холст, масло. Костромской музей-заповедник. - Павел Челищев. Автопортрет. 1925. Холст, масло. Собрание А.Васильева, Санкт-Петербург.

Павел Челищев (1898-1957) обучался живописи сначала у Адольфа Мильмана, а после революции у кубистки Александры Экстер. В эмиграции работал в стилистике неоромантизма или мистического реализма. Представленный автопортрет был написан художником в Париже - в то время Челышев увлечен «розовым» и «голубым» периодами Пикассо и портретами Модильяни с характерными «пустыми» глазницами. Вот и в автопортрете художник позирует в голубой блузе на голубом фоне, а его зрачки практически сливаются по цвету с кожей лица.



Александр Яковлев. Портрет Николая Кульбина. 1900-е. Картон, сангина. Собрание А. Васильева, Санкт-Петербург. - Николай Кульбин. Автопортрет. 1900-1910-е. Бумага, автолитография. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. - Сергей Судейкин. Портрет Николая Кульбина. 1912-1914. Бумага, картон, акварель, гуашь, карандаш, бронза, пастель. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.



Сергей Судейкин. Автопортрет. 1920. Холст на картоне, мало. Собрание Манашеровых, Москва. - Николай Кульбин. Портрет Сергея Судейкина. 1913. Бумага, карандаш. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.



Давид Штеренберг. Автопортрет. 1915. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. - Николай Денисовский. Портрет Давида Штеренберга. 1923. Холст, масло. ГТГ.



Владимир Бехтеев. Автопортрет. Арлекин. 1915. Холст, масло. Собрание Молчановых, Москва. - Сергей Лобанов. Автопортрет. 1919. Бумага, уголь, пастель, белила, гуашь, карандаш. Частное собрание, Москва.

Образ Арлекина, который ассоциируется с образами творческой личности,  примеряли на себя многие живописцы в Европе и России. Владимир Бехтеев (1878-1971) с 1902 года обучался искусству в Мюнхене и Париже. В Германии был членом объединения «Синий всадник» и именно там выработал свой собственный стиль - подкубливание форм в сочетании с почти декоративными контрастными цветовыми пятнами.



Надежда Удальцова. Автопортрет. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва. - Александр Древин. Портрет Надежды Удальцовой. 1935. Холст, масло. Орловский музей изобразительных искусств.



Виктор Барт (близок к Михаилу Ларионову). Двойной автопортрет. 1911. Холст, масло. Костромской музей-заповедник. - Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

В начале века в портретах появляются и новые мотивы - зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.



Николай Шестопалов. Натюрморт с автопортретом. 1915. Картон, темпера, гуашь. Ярославский художественный музей.

В приведенном ниже  автопортрете Николай Ульянов работает с сюжетом зеркал и отражений. Но так и остается неясно: портрет на переднем плане изображает художника в пространстве парикмахерской или вся картина является отражением в зеркале, перед которым сидит художник.



Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914-1923. Холст, масло. ГТГ.

Продолжение темы в следующем блоге -  « Точки зрения: Фёдор Шаляпин», где предлагается посмотреть на артиста его глазами и глазами его друзей-художников.

Автопортреты, Точки зрения

Previous post Next post
Up