В Историческом музее дефиле моды середины XIX - начала ХХ века. На помосте одежда императорского двора России.
Государственный Эрмитаж представляет одежду и личные вещи российских императоров и императриц, членов императорской фамилии, представителей аристократических семей, придворных дам и кавалеров, служителей высочайшего Двора времени последних Романовых. Всего 50 комплектов одежды и более 60 аксессуаров, исполненных в самых известных модных ателье Парижа, Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы.
Ф.Фламенг. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1894. Холст, масло. Эрмитаж.
Привезенная коллекция придворного костюма возрождает в залах Исторического музея атмосферу официальных церемоний и церковных праздников, маскарадов и балов. Описать всю коллекцию невозможно - поэтому выбрала к представлению только одежду императрицы Марии Федоровны.
Мария Федоровна (1847-1928), урожденная принцесса Мария София Фредерика Дагмар, дочь принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбурского, с 1866 года - супруга великого князя Александра Александровича (с 1881 года императора Александра III).
Платья визитные в стиле «Tapissier» императрицы Марии Федоровны: Париж, модный дом Чарльза Ворта. 1882-1884. - Россия. 1883-1884.
О восхитительных нарядах и стиле Марии Федоровны говорил весь высший свет. Ей, шатенке с карими глазами, одинаково шли как голубые, палевые, серые и белые цвета, так и лиловые, вишневые и алые.
Платья вечерние императрицы Марии Федоровны. Оба: Париж, модный дом Чарльза Ворта. 1892-1893.
Стройная императрица великолепно смотрелась в любом костюме. Даже после рождения шестерых детей она сохранила тонкую талию (около 65 см), а ее крошечная нога (35 размер) своим изяществом была достойна башмачка Золушки.
Платья визитные императрицы Марии Федоровны: Санкт-Петербург, мастерская А.Т.Ивановой. 1888. - Россия. 1893.
Платье визитное императрицы Марии Федоровны. Около 1893. - Платье бальное императрицы Марии Федоровны. 1892-1893. Оба - Париж, модный дом Morin-Blossier».
Платья вечерние императрицы Марии Федоровны. Оба - Париж, модный дом Чарльза Ворта. 1892-1894.
Капот фасона «ампир» императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом «Maison Laferriere». 1892-1893. - Платье домашнее императрицы Марии Федоровны. Россия. Около 1890.
Костюм домашний фасона «редингот» состоит из нижнего платья бежевого сукна и верхнего платья из терракотового плюша. Воротник-стойка, лиф, пояс, манжеты обшиты галуном.
Платья для коронационных торжеств 1883 года.
Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, ателье «Изамбар Шансо», вышивка - мастерская «А.Ламан». 1880-е.
Платья придворные парадные фрейлины императрицы (слева) и статс-дамы (справа). Санкт-Петербург, мастерская О.Н.Бульбенковой, вышивка - мастерская И.Л.Васильевой.
Шляпа императрицы Марии Федоровны. Франция. Начало 1880-х.
Шляпы вдовствующей императрицы Марии Федоровны: Санкт-Петербург, фирма «В.Бертран». 1900-е (слева). - Россия. 1908-1910 (справа).
Туфли императрицы Марии Федоровны: Москва. 1900-е (слева). - Санкт-Петербург, фирма «H.Inte”. 1880-е (справа).
Туфли императрицы Марии Федоровны: Санкт-Петербург (?). 1880-е (слева). - Париж, фирма «Meier». 1880-е (справа).
Чулки императрицы Марии Федоровны. Франция. Конец XIX века.
Веер великой княгини Марии Федоровны. Австрия. 1867.
Веер складной императрицы Марии Федоровны. Роспись Мадлен Лемэр. Франция. 1890-е.
Веер складной императрицы Марии Федоровны. Роспись Луи Биллотей. Франция, фирма «Duvelleroy». 1890-е.
Веер складной императрицы Марии Федоровны. Франция, фирма «Faucon». 1890-е.
Церемонии бракосочетания Николая II и великой княгини Александры Федоровны состоялась 14 (26) ноября 1894 года всего через месяц после кончины Александра III. В силу глубокого траура, бракосочетание было возможно только в день рождения императрицы Марии Федоровны, единственный день, в который православная традиция дозволяла ослабление траура.
Л.Р.Туксен. Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 (26) ноября 1894 года. 1895. Холст, масло.
Мундир флотский с эполетами капитана 1-ого ранга императора Николая II. Россия. 1900-е. - Платье парадное подвенечное великой княгини Александры Федоровны. Санкт-Петербург, мастерская О.Н.Бульбенковой. 1894. - Платье парадное траурное вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, мастерская А.Т.Ивановой. 1894. - На заднем плане - Облачень священника: фелонь, епитрахиль. Россия. Вторая половина XIX века.
Привожу также мужской придворный мундир Российской империи. Особые аксессуары придворного костюма позволяли определять ранг участников торжественной церемонии.
Мундир парадный камергера императорского двора. Санкт-Петербург. Конец XIX - начала ХХ века.
А в Санкт-Петербурге в мастерской А.Т.Ивановой для костюмированного вечера в Михайловском дворце 10 апреля 1890 года были созданы следующие костюмы.
Платья маскарадные: в стиле эпохи Возрождения, графини Софьи Петровны Гендриковой и княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Оба: Санкт-Петербург, мастерская А.Т.Ивановой. 1890.
В состав выставки входят произведения живописи, которые продолжают представление модных фасонов.
Портреты великой княгини Марии Фёдоровны: Генрих фон Ангели. 1874. - А.Ф.Першаков. Конец 1870-х - 1880-е. Оба - Холст, масло. Эрмитаж.
И.К.Макаров. Портрет Марии Григорьевны Раевской, фрейлины высочайшего двора. 1881 -1882. - Ф.Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894. Оба: Холст, масло. Эрмитаж.