Есть в «Центре искусств. Москва» особый выставочный зал с иконами конца XIX - начала XX в. Но наш интерес будет направлен на изделия из дерева в этом зале, а именно: на мебель и киоты икон, выполненных в стиле русского модерна.
Стиль русский модерн (неорусский стиль) в деревянных изделиях зародился в художественных центрах Абрамцево, Талашкино, Сергиев-Посад и других кустарных мастерских. Такой мебели сохранилось немного, большинство предметов были выполнены в единственном экземпляре, и увидеть их можно разве что в музее или личных коллекциях. К созданию деревянных интерьеров в стиле модерн приложили руку практически все крупные художники того времени. На выставке «Современное искусство» в 1902 году, в которой участвовали А.Бенуа, Л.Бакст, И.Грабарь, К.Коровин, Е.Лансере и многие другие было представлено множество проектов интерьеров. Главной идеей инициаторов выставки было создание гармоничного интерьера, все элементы которого были бы связаны друг с другом. Мастера неорусского стиля вдохновлялись национальной идеей, идеей народности и опирались в своем творчестве на традиции русского искусства - архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, лубка. Но не стоит путать неорусское направление в модерне с деревенским стилем, это не «русское кантри». Сюжеты и образы своих произведений художники и архитекторы искали в русском фольклоре, в сказках, былинах, песнях, но изменяли их, пересматривали и стилизовали, превращая эти образы в орнаменты модерна.
Святая Троица. Начало XVIII века. Оружейная палата, Москва.
Когда создавался «Центр искусств. Москва», интерьер зала икон было решено оформить в стилистики русского модерна. Спроектировать пространство помогал французский дизайнер и архитектор, внук Галы (жены Сальвадора Дали), Жульен Боаретто. А создал киоты для представленных в музее икон Арт-Центр «Алексеевское Подворье», специализирующийся на изготовлении мебели и декора в стиле русского модерна.
Шкаф а ля Абрамцевские мастерские.
Есть в этом зале несколько предметов мебели, но вот их атрибуцию мне узнать не удалось - то ли это аутентичные вещи конца XIX - начала XX века, то ли также создание Арт-Центр «Алексеевское Подворье». Может быть кто-нибудь мне поможет.
Господь Вседержитель. Первая четверть XVIII века. Оружейная палата, Москва. - Оклад: вторая треть XVIII века.
Киот - это декоративное обрамление православной иконы, массивная деревянная рама или плоский шкафчик, в котором находится образ. Киоты традиционно украшают с большим изяществом и фантазией, создавая вокруг иконы великолепно отделанный декор. Массивные резные рамы с христианскими символами и надписями служат как бы продолжением иконы, дополнением к её идейному содержанию и художественному образу.
Разнообразие и богатство отделки киотов в зале икон впечатляет. Резьба по дереву, вставка металлов, самоцветных камней, тканей; покраска, тонировка, матовая полировка, канфарение - и вот материалы вдруг оживают, детали складываются в гармоничное единство. Стиль модерн, в котором выполнены представленные киоты, создал обширную базу приёмов и сюжетов, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
Чудо великомученика Георгия о змее. Конец XIX - начало XX века. А.А. Бочкарев (?), Сызрань.
Преподобный Сергий Радонежский. 1889. Д.Н.Корин, Палех.
Обратите внимание также на изумительные по красоте оклады. Многие украшены филигранью, эмалями, полудрагоценными камнями.
Чудо Георгия о змие. После 1908. Мастер c монограммой А.А., Москва.
Богоматерь Владимирская. Конец XIX - начало XX века. Москва. - Оклад: фабрика С.И. и В.И. Захаровых.
Четырехчастная икона Богоматери с предстоящими. О.С. Чириков. 1865. Москва.
Богоматерь Казанская. После 1908. Москва.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Конец XIX века. - Оклад: Мастер И.Р. 1895.
Спас нерукотворный. 1895. Москва. - Оклад: Фабрика П.А. Овчинникова.
Богоматерь с младенцем на престоле. В.М. Васнецов. 1900-1910-е.
Господь Вседержитель. 1907. Мастерская В.П. Гурьянова. Москва.
Богоматерь Иверская. Конец XIX - начало XX века.
Спас Вседержитель. Конец XIX - начало XX века. - Оклад: Фабрика Ивана Алексеевича. 1899-1908.
Святой Алексей, человек Божий. После 1908. Москва. - Оклад: Мастерская Д.Л. Смирнова.
Святой Николай Мирликийский Чудотворец. Конец XIX - начало XX века. - Оклад: Мастерская С.И. Жарова.
Мученик Валентин. После 1908. Москва. - Оклад: Мастерская Д.Л. Смирнова.
Богоматерь Казанская. Конец XIX века. - Оклад: 1895-1917. Мастерская И.А. Архарова, Москва.
Богоматерь Казанская. Оклад: 1894. Мастерская И.Ф. Тараброва, Москва.
Святитель Николай Чудотворец. Начало XX века, Москва. - Оклад: Мастерская Д.Л. Смирнова.
Богоматерь Владимирская. Конец XIX - начало XX века. - Оклад: Мастерская И.Ф. Тараброва, Москва.
Богоматерь Казанская. Конец XIX - начало XX века. - Оклад: Мастерская Я.Ф. Мишукова.
Богоматерь Казанская. Конец XIX века. Москва. - Оклад: 1888. Фирма А.И. Кузмичева.
Богоматерь Казанская. Начало ХХ в. Москва. - Оклад: Начало ХХ в. Москва. Мастер Н.Л.
Святая Елена. По образу Владимирского собора в Киеве. 1915.
Икона с мощами Сергия Радонежского. Оклад С.И. Франца, Санкт-Петербург. 1908-1917.
Зеркало в деревянной раме.
По материалам СМИ;
http://rusantik.ru/;
http://artcentre.moscow/.