Щукин. Биография коллекции. Часть 2

Jul 22, 2019 14:29


Продолжение обзора выставки Щукин. Биография коллекции, начало - Щукин. Биография коллекции. Часть 1.

Анри Матисс. Следующим увлечением Сергея Щукина стал Анри Матисс, в ту пору лидер фовизма - наиболее радикального из современных живописных течений. Собирая произведения А. Матисса, Щукин стремился следовать логике самого художника и выбирал элементарные, лаконичные, новаторские в своей простоте вещи: «Игра в шары» (1908), «Красная комната» (1908), «Нимфа и сатир» (1909). Кульминация этих покупок - декоративные панно «Танец» и «Музыка», которые и для художника, и для коллекционера были смелым решением и художественной декларацией. Во многом благодаря Сергею Щукину Россия располагает уникальной коллекцией раннего Матисса - московскому коллекционеру принадлежало 37 живописных произведений мастера.



Зал Матисса (Розовая гостиная) в доме С.Щукина. Фото 1913-1914.





Анри Матисс. Булонский лес. 1902.

«Искусство Матисса - это самоупоение цветом и радование им других. Это не то «высокое» искусство.. это - веселое искусство, веселое ремесло, рожденное нашим деловым ХХ веком как некий корректив к его деловитости, оставляющий искусству лишь функцию услады, лишь минуты досуга от дел. В розовой гостиной Щукина, может быть, нельзя философствовать, но нельзя и отдаваться чеховским настроениям. Этот полнозвучный перезвон красок, несущийся со стен, эти диссонансы знойно-мажорных и холодно-глубоких, пурпурных и синих цветов - сгоняют апатию, обдают нежащим жаром, бодрым холодом… Здесь, не сходя с кресла, путешествуешь по полюсам и тропикам чувств...» -  Яков Тугендхольд, 1914.



Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью. 1909.

По натуре и темпераменту Сергей Щукин был собирателем искусства завтрашнего, а не вчерашнего дня. В праздничную, ликующую живопись Матисса коллекционер был по-настоящему влюблен. Он верил, что за ней - будущее. Это чувство требовало смелости: Матисс был главой шокирующих своими яркими красками фовистов, до появления Пикассо - самым радикальным художником Европы.



Анри Матисс. Люксембургский сад. 1901. - Вид Коллиура. 1905.

Страсть к живописи Матисса у Щукина оказалась велика. Он приобретал полотна прямо в мастерской художника. Многие работы были написаны по прямому заказу Щукина: панно для столовой «Красная комната», «Статуэтка и вазы на восточном ковре», «Испанский натюрморт» и «Севильский натюрморт». Ослепительной красочности картины Матисса были собраны в Розовой гостиной, оформленной в стиле второго рококо. Все новые и новые картины прибывали в Москву, преображая Розовую гостиную в райский сад или экзотическую оранжерею. Нигде в мире довоенный период творчества Матисса не был так полно представлен, как в нашей стране.



Анри Матисс. Букет цветов. Каллы. 1912. - Нимфа и сатир. 1908-1909. - Игра в шары. 1908.



Анри Матисс. Женщина с тюльпанами. 1910. - Испанский натюрморт. 1910.



Анри Матисс. Красная комната (Гармония в красном). 1908.

Пабло Пикассо. Сергей Щукин - один из немногих в России, кто оценил этого художника, и стал крупнейшим в мире коллекционером его творчества. Он был обладателем 51 работы мастера, - больше в те годы не было ни у кого из частных собирателей. Будучи пристрастным и избирательным, Щукин оставлял целые периоды в творчестве мастера без внимания. Он отдавал предпочтение раннему Пикассо - радикальному и примитивному, обозначившему новое художественное направление - кубизм. Выполненные в коричнево-зеленой гамме, картины Пикассо были плотно развешены в небольшой комнате и производили колоссальное впечатление на публику.



Зал Пикассо (Кабинет). Фото 1913-1914.

«Здесь есть келья Пикассо, но нет келейного подхода к живописи… Здесь в виде девиза должны быть начертаны на дверях щукинские слова: Прежде чем я сужу о картине - она должна повисеть у меня с год, я должен привыкнуть к ней и понять ее» - Яков Тугендхольд, 1914.

«Когда входишь в комнату Пикассо галереи Щукина, охватывает чувство жуткого ужаса. То, что ощущаешь, связано не только с живописью и судьбой искусства, но и с самой космической жизнью и ее судьбой.… Перед картинами Пикассо я думал, что с миром происходит что-то неладное, чувствовал скорбь и печаль гибели старой красоты» - Н. Бердяев 1914.

Впервые видя понравившуюся картину, Щукин испытывал безотчетное возбуждение и брал картину не раздумывая. Так произошло с Пикассо, первое полотно которого он купил осенью 1909 года. Вся остальная живопись стала казаться коллекционеру пресной, он попал под гипнотическое влияние Пикассо и начал покупать картину за картиной. К лету 1914 года их было уже за пятьдесят.  Щукин отдавал явное предпочтение полотна раннего кубизма с их лапидарностью и темным колоритом.



Пабло Пикассо. Женщина с веером. 1907-1908.

В 1913 году, забыв о тесноте в особняке, он приобрел полотно «Три женщины», одно из ключевых произведений художника той поры. В «кабинете Пикассо» находилась витрина с африканскими скульптурами - ранний кубизм учился у Африки новому отношению у выразительности формы. Нигде в мире не было собрания, подобного щукинскому «Музею Пикассо». Для молодых русских художников он стал мощным импульсом для преобразования собственной живописи и переосмысления самих основ искусства.



Африканские фигурки. - Справа: Пабло Пикассо. Дружба. 1908.



Пабло Пикассо. Три женщины. 1908.



Пабло Пикассо. Тенора и скрипка. 1913. - Композиция с разрезанной грушей. 1914.



Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе. 1909.

Сергей Щукин начал с кубических картин Пикассо, но затем обратился вспять - к голубым и розовым полотнам. «Любительница абсента», «Портрет поэта Сабартеса» и «Старый еврей с мальчиком» принадлежат к лучшим работам молодого испанца, наполненным «тоскливой синевой». Капитальных произведений непродолжительного «розового» периода у Щукина не было. Но переход от резкой, темной манеры к нежным, едва расцвеченным произведениям в голубовато-розовой гамме иллюстрируют четыре гуаши. Среди них «Испанка с острова Майорка» и «Мальчик с собакой».



Пабло Пикассо. Испанка с острова Майорка. 1905.



Пабло Пикассо. Мальчик с собакой. 1905.

«И уже в ранних его картинах… наметился ясно весь будущий строй художника. Это как будто еще «реальные» или желающие быть реальными картины, но уже самая их необычная темно-синяя монохромия выводит их за пределы этой реальности. Она превращает их в символы особого настроения. Весь мир залит этой черной синевой безрассветной ночи…» - П. Перцов, 1922.

Андре Дерен. Андре Дерен стал последним фаворитом Сергея Щукина. Его увлекла необычность манеры художника, стремящегося сочетать пластичный язык кубистов с выразительностью «примитива». Дерен был представлен в галерее 16 полотнами. Первую его картину Щукин купил в 1910 году, вскоре увлекся художником всерьез и начал покупать одну работу за другой, обращая внимание и на произведения более ранних лет. Так в собрании появился фовистсткий пейзаж «Порт» (Пор-Вандр).



Андре Дерен. Портрет девушки в черном. 1913-1914.

В 1912 году Щукин приобрел «Натюрморт с черепом» - современную вариацию на старинную тему «суета сует». «Натюрморт с черепом» написан по мотивам поздних работ Сезанна. Этот своеобразный реквием в живописи связан также с традицией vanitas фламандском и голландском натюрморте XVII века, напоминавшим о тщете, бренности и суетности земной жизни. Здесь череп - символ смерти, а пустой подсвечник - знак угасшей жизни. Щукин приобрел натюрморт у Канвейлера, который безоговорочно выбрал его среди свежих работ в мастерской художника.



Андре Дерен. Натюрморт с черепом. 1912.

Но настоящим шедевром «готического» периода (так потом окрестят манеру Дерена, вдохновленную искусством Средневековья) считается картина «Суббота».



Андре Дерен. Суббота. 1912.

Полотно стало одним из последних пополнений собрания Щукина. В названии заключен широкий диапазон возможных интерпретаций - от неторопливости провинциального быта до жертвенности Страстной Субботы. Полотно является центральным произведением готического периода Дерена, синтезируя все его ключевые элементы. Иератичность удлиненных фигур, условность жестов, приемы обратной перспективы, мотивы раннеренессансных пейзажей, лица, напоминающие африканские маски, вызывают ассоциации с торжественными образами искусства предыдущих веков. В передаче драпировок, плодов, фактур мебели и тканей интерпретируются приемы искусства Сезанна.

«Что бы ни изображал Дерен - всюду чарует он гранением формы и твердым построением, всюду ощущается у него влияние классической традиции, отзвук раннего Итальянского Ренессанса… дерен завершает начатое Ван Гогом. Он восстанавливает право на существование черного и белого цвета именно потому, что употребляет их не как реалист, копирующий действительность, но как живописец, умеющий играть противоположностями и сочетать там, где это нужно, манеру графическую с исканием объема…» -  Яков Тугендхольд, 1923.



Андре Дерен. Старый город в Кань. 1910. - Старый мост. 1912.

«Дерен пишет как Бог в полном значении слова - столь приятной гамме я не мог себе и представить. Тон полотен похож на серый щелк. Поверхность тонко «приглажена», не видно никаких движений его кисти…» -  А. Древиньш. 1916.

Значимость Дерена Щукин разглядел задолго до того, как его «распробовали» европейские коллекционеры и публика. В 1920-е Дерен стал очень востребованным, но полет вдохновения ушел. Щукин застал его творчество в самую яркую и интересную эпоху. Приобретения работ Дерена в 1913-1914 годах были сделаны на излете формирования коллекции.

Анри Руссо. В 1912 году Щукин в очередной раз поразил всех, привезя в Москву шесть работ «наивного» художника Анри Руссо, прозванного по его прежней профессии таможенником. Щукин безошибочно почувствовал, что живопись, скованная тысячелетней традицией с ее готовыми приемами, требует обновления, которые принесут ей «первобытные» африканские резчики и «воскресные» живописцы-самоучки.



Анри Руссо. Нападение тигра на быка. В тропическом лесу. 1908-1909.



Анри Руссо. Вид моста севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю. 1908.

Тема летательных аппаратов над городом была подсказана Руссо реальными впечатлениями - 14 июля 1907 года он с интересом наблюдал за испытаниями дирижабля «Родина». Внимательно читавший журналы мастер был знаком и с показательными полетами американских летчиков братьев Райтов, совершенными во Франции в 1908 году: самолет-биплан на картине будто списан с фотографии их знаменитого аппарата.



Анри Руссо. Вид парка Монсури. 1910.

Произведение относится к завершающим годам жизни Руссо. Зритель вместе с художником превращается в ребенка, попадая в «общество» кажущихся кукольными солдат в узнаваемых мундирах и их спутниц. Наивная «детскость» мастера-самоучки оборачивается философской инверсией.

Начало Первой мировой войны и последующая эмиграция Сергея Ивановича во Францию положили конец его собирательской деятельности.

Состав выставки - около 150 произведений живописи и скульптуры из коллекции Сергея Щукина, в том числе картины К. Моне (13 работ), П. Сезанна (7 работ), П. Гогена (13 работ), А. Матисса (24 работы), П. Пикассо (24 работы), А. Дерена (13 работ) и А. Руссо (5 работ).

Далее смотрите коллекции других братьев Щукиных - Братья Щукины. Коллекции.

Щукин Сергей, Щукины-коллекционеры

Previous post Next post
Up