Щукин. Биография коллекции. Часть 1

Jul 21, 2019 16:59


В ГМИИ им. А.С. Пушкина - одна из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма, охватывающая важнейшие художественные течения конца XIX - начала ХХ века. Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка «Щукин. Биография коллекции» занимает практически все пространство музея.



Анри Матисс. Танец. Панно было создано художником специально для особняка Щукина в Большом Знаменском переулке.



Кульминационной точкой в развитии собрания является масштабное декоративное панно «Танец» Анри Матисса, выполненное по заказу Сергея Щукина. Эту картину, осмеянную, непринятую публикой, коллекционер сначала отказался забирать. Но веря в правоту Матисса, Щукин в очередной раз преодолел себя и пошел против вкусов публики. Он вернулся к своему первоначальному замыслу и разместил панно в своем особняке на самом видном месте - на лестнице. Щукин сделал «Танец» Матисса символом своей коллекции, предвидя значимость одного из ярчайших произведений ХХ столетия.

Выставка представляет историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев - Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозиции - знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и др. Задача выставки - показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно. Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединилась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина.



Сергей Иванович Щукин. Фотография. Париж, 1926-1927.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936) происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея.

Коллекция Сергея Щукина - ось выставки. Вкус Щукина сформировался не сразу. Многоплановость его пристрастий в первые годы собирательства демонстрирует диапазон интересов, достаточно типичный для московских предпринимателей той поры. Начав с приобретения довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. Характер этой коллекции определяют революционные произведения, поворотные для русского художественного процесса и для мирового искусства ХХ века в целом.



Гюстав Курбе. Хижина в горах. Около 1874.

Небольшое полотно Курбе принадлежит к числу самых ранних приобретений Сергея Щукина, не исключено что это одно из первых французских произведений в его собрании. Известно, что на раннем этапе коллекционер приобрел несколько образцов живописи французского реализма, хотя в дальнейшем он отдавал предпочтение более актуальным работам. Картина 1874 года - единственный образец «старой» доимпрессионистической живописи в собрании Щукина. Работа была исполнена в Швейцарии, в маленьком городке Тур-де-Пейльц. Картина «Хижина в горах» экспонировалась в первой комнате галереи Щукина.



Фриц Таулов. Бульвар Мадлен в Париже. 1895.

Произведение «Бульвар Мадлен в Париже» относится к небольшому числу нефранцузских полотен, попавших в собрание Сергея Щукина на раннем этапе. Выбор коллекционера свидетельствует о том, что уже в этот период он интересовался новейшими тенденциями французской живописи. Сюжет с изображением парижской улицы, увиденной сверху, был, очевидно, позаимствован Тауловым у импрессионистов. Влияние французских живописцев проявляется и в свободной, пастозной манере исполнения. Фриц Таулов подолгу жил в Париже, был близким другом Клода Моне, приходился дальним родственником Полю Гогену.



Морис Дени. Фигуры в весеннем пейзаже / Священная роща. 1897.

Сергей Щукин оказался, кажется, единственным московским коллекционером, уделившим особое внимание различным представителям символизма. В самом начале столетия он приобрел несколько полотен Дени в галерее Воллара. Но это произведение появилось в коллекции Сергея Ивановича лишь осенью 1912 года, когда он выкупил значительную часть французского собрания своего брата Петра, испытывавшего финансовые затруднения. Сам же Пётр Иванович приобрел эту картину по совету Александра Бенуа.



Морис Дени. Посещение Марией Елизаветы. 1894. - Жан Эдуард Вюйар. В комнате. Релэ. 1899.

На первых порах Сергей Щукин делил свои привязанности между импрессионистами и символистами. Но главным его увлечением на годы сделался Клод Моне. Собрание художника началось в 1898 году с приобретения полотна «Скалы в Бель-Иль».



Клод Моне. Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море). 1886.

Со временем Щукин становился все смелее и решительнее. Он уже не смотрел на ранние работы Моне, а покупал самые последние вещи, в которых цвет делался все более условным, а полотна из запечатленной действительности постепенно превращались в красочные симфонии.



Зал импрессионистов на выставке.

Первые произведения импрессионистов, приобретенные в 1898 году, положили начало собранию, с которым Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Такие качества, как интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX и ХХ веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников. Каждое его новое увлечение - довольно резкий маневр. В коллекционировании Щукин шел против общепринятых вкусов.

«Импрессионизм … вошел в плоть и кровь современной живописи. Мы его впитали глазами. Он стал нашим инстинктом… Импрессионисты обновили искусство, пустив новые корни в жизнь. Они удесятерили силу видения» - М. Волошин, 1904.

Собрание новой французской живописи, которое Сергей Щукин сформировал между 1898 и 1914 годами, не имело себе равных в мире. Но для нашей страны решение коллекционера покупать эти работы было еще и дерзким вызовом преобладавшему в России пониманию искусства и господствующим в предпринимательской среде вкусам. В доме Щукина гостей потрясали полотна импрессионистов, о которых в России тогда мало кто слышал и которых почти никто не видел. На протяжении шести лет Щукин покупал картины представителей этого направления и собрал в общей сложности более 50 первоклассных полотен О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне.



Клод Моне. Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента. 1904. - Руанский собор вечером. 1894. - Городок Ветей. 1901. - Луга в Живерни. 1888.

«Странное чувство, смешанное чувство… Меня под конец трясла лихорадка…  Я забыла, что я в Москве, и удивилась, когда вышла в грязный от оттепели Знаменский переулок. Импрессионисты, которых я видела у Щукина, вошли в мою голову и стали в ней колом; я больше не могу игнорировать их задачи, не видеть того, что увидели они» - М. Сабашникова, 1903.



Зал Моне и импрессионистов (Музыкальный салон). Фото 1913-1914.

В собранную за пять лет коллекцию Клода Моне вошли образцы самых знаменитых серий художника. «Роман» Щукина с импрессионистами подошел к концу в ноябре 1904 года, когда во дворец Трубецких прибыли две картины: только что написанные «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание Парламента» и совсем ранний «Завтрак на траве». Один из критиков назвал щукинское собрание историей его увлечений: к «пройденному» Сергей Иванович никогда не возвращался. Отступление от правил произошло лишь однажды. В 1912 году он приобрел несколько великолепных полотен у брата Петра, который охладел к импрессионистам.



Пьер Огюст Ренуар. Девушки в черном. 1881. - Альфред Сислей. Городок Вильнев-ла-Гаренн (Деревня на берегу Сены). 1872.

Написанный без подготовительных этюдов на пленэре вид городка Вильнев-ла-Гаренн - один из шедевров раннего импрессионизма. Вместе с «Площадью Французского театра в Париже» Писсаро эта картина стала первым приобретением произведения современной французской живописи, сделанным Петром Щукиным.



Клод Моне. Белые кувшинки. 1899. - Эдгар Дега. Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном). 1875.



Клод Моне. Стог сена в Живерни. 1886. - Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1898.



Клод Моне. Дама в саду. 1867.

В течение двух лет, с 1898 по 1899 год, Пётр Щукин собрал блистательную коллекцию импрессионистической живописи. «Дама в саду» стала последней работой, приобретенной им у известного парижского маршана Поля Дюран-Рюэля.



Камиль Писсарро. Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро. 1898. - Площадь Французского театра в Париже. 1898.

Поль Гоген. Новое увлечение фиксировало резкий поворот в манере собирательства Сергея Ивановича. В этот период в доме коллекционера появились наполненные глубоким духовным содержанием таитянские картины Гогена. Композиция из плотно развешенных на стенах 16 полотен производила впечатление монументальной фрески. Плотность этого экспонирования, очевидно, была связана не только с характерной для того времени шпалерной развеской, но и с тем, что Щукин интуитивно понял синтетическую природу творчества Гогена.



Зал Гогена (Парадная столовая). Фото 1913-1914.

«Россия, снежная Москва может гордиться тем, что дала бережный приют этим экзотическим цветам вечного лета, которых не сумела подобрать их официальная родина-мачеха Франция. В этом московском убежище не только самое большое собрание Гогеновских картин, но, быть может, и наилучшее по своему выбору» - Яков Тугендхольд, 1914.



«Картины сдвинуты одна к другой, и сначала не замечаешь даже, где кончается одна и начинается другая - кажется, перед тобой одна большая фреска, один иконостас. Словно в нежной и величавой роскоши таитянских пасторалей художник прозрел вещую правду любви и смерти» - Яков Тугендхольд, 1923.

Пик увлечения живописью Гогена, уносившей зрителей в утопию первобытного рая, пришелся на самую трагическую пору жизни Сергей Щукина. Покой и нега его цветистого мира должны были действовать умиротворяющее на собирателя, роковым образом терявшего близких. В 1906 году, проводив в мир иной младшего сына, он купил полную чувственной прелести картины «А ты ревнуешь?». После новой трагедии - скоропостижной кончины обожаемой жены - прекрасную «Королеву» и огромный холст «Сбор плодов».



Поль Гоген. Vairaumati tei oa (Её звали Вайраумати). 1892.

«Вайраумати» - одна из первых покупок картин Гогена Сергея Щукина.



Поль Гоген. Мужчина, собирающий плоды с дерева. 1897.



Поль Гоген. Ruperupe (Сбор плодов). 1899.

Покупка этой картины стала завершающим аккордом в создании композиции «Гогеновской столовой», где «Ruperupe» заняла центральное место. Это эпическое полотно - итоговая часть программного цикла произведений Гогена, созданных им в последние годы жизни. Суммируя творческие и духовные поиски художника, картина представляет историю и судьбу человеческого рода. Фризообразная композиция объединяет предстоящие фигуры - образы райского спокойствия и изобилия, аллюзию на мотив искушения и грехопадения, и склонившегося всадника - образ смерти или сна-забытья. Изображение помещено на условном золотистом фоне, напоминающем одновременно и об образе «райского» солнечного света Полинезии, и о приемах сакральной живописи Средневековья. Мистика и таинственность «гогеновского иконостаса», художественный метод Гогена стали важным переживанием для мастеров русского авангарда - Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Петра Кончаловского, в произведениях которых мотив сбора плодов и визуальные цитаты из «Ruperupe» появлялись особенно часто.



Поль Гоген. Подсолнечники. 1901.

В 1901 году Поль Гоген исполнил несколько картин с изображением цветов подсолнечника - мотив, который в свое время занимал Ван Гога. Примечательно, что знакомство этих двух великих художников в 1887 году началось с того, что Гоген выменял свою картину «На берегу реки в Мартинике» на «Натюрморт с двумя подсолнухами» Ван Гога. В ожидании приезда Гогена Ван Гог украсил его комнату изображениями подсолнухов. Там же, в Арле, Ван Гогом была создана и знаменитая серия картин с подсолнухами в вазе. Она была высоко оценена Гогеном, который запечатлел своего друга пишущим подсолнухи на картине «Художник подсолнухов» (1888). Можно предположить, что своими картинами с подсолнухами Гоген отдавал дань погибшему более десяти лет до этого Ван Гогу. Как и Ван Гог, Гоген изображает отдельные цветы подсолнечника в разных стадиях жизненного цикла: от начального этапа цветения до созревания семян и опадания листьев, - тем самым срезанные цветы становятся метафорой скоротечности жизни.



Поль Гоген. Натюрморт с фруктами. 1888.



Поль Гоген. Пейзаж. Лошадь на дороге. 1899. - Женщины на берегу моря (Материнство). 1899.

Входивших в столовую щукинского дома ослепляли «желто-оранжевое пламя», «сладость розового цвета» и «глубокая пышность синевы». Полотна Гогена, одетые в богатые золотые рамы, висели там, плотно прижавшись друг к другу, и напоминали гостям не то фреску, те то иконостас, обращающий думы созерцателя к высшей гармонии. Этому праздничному чувству не препятствовали и два холста Ван Гога, повешенные в верхнем ряду. В Москве усилиями Щукина была собрана одна из лучших коллекций Гогена.



Винсент ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889.

Поль Сезанн. Покупать Гогена и Сезанна Щукин начал одновременно. В 1911 году, когда Александр Бенуа рискнул назвать Москву «городом Гогена, Сезанна и Матисса», в особняке уже находились все восемь робот «отшельника из Экса». Своего первого Сезанна Щукин приобрел в 1903 году - характерные для мастера апельсины и лимоны на белой крахмальной скатерти.

«Здравствуй, Сезанн! Славный дедушка! Великий труженик! Лучший жёлудь французских лесов. Его живопись заверена у деревенского нотариуса на дубовом столе. Она незыблема, как завещание, сделанное в здравом уме и твердой памяти» - О. Мандельштам, 1931-1932.



Поль Сезанн. Фрукты. 1879-1880.

Следом за «Фруктами» появился ранний натюрморт «Букет цветов в ваза», только предвещавший сезанновскую конструкцию формы, выстроенную цветом. Затем в Москву прибыла знаменитая «Пьеро и Арлекин». Тем землякам Щукина, которые приходили на Знаменку, «деревянные болваны» (как называл их Валентин Серов) казались необычайно смелыми и авангардными, хотя Сезанн написал картину в далеком 1888 году.



Сложенный из кристаллических живописных фрагментов почти как беспредметный «Пейзаж в Эксе», один из последних в творчестве Сезанна видов любимой им горы Святой Виктории, уже в 1906 году оказался в Москве. На нем, как и на висевших на Знаменке полотнах «Дама в голубом», «Автопортрет», «Мужчина, курящий трубку», выросло и отточило свой живописный язык целое поколение московских «сезаннистов» - художников группы «Бубновый валет».



Поль Сезанн. Гора Святой Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе). 1904-1906.



Поль Сезанн. Дама в голубом. Около 1904.

Продолжение обзора выставки в следующем блоге - Щукин. Биография коллекции. Часть 2.

Щукин Сергей, Щукины-коллекционеры

Previous post Next post
Up