Великий Уильям Фридкин переснимает не менее великого Анри-Жоржа Клузо - старый ремейк еще более старого, культового триллера, настоящей золотой классики жанра
"Платы за страх". Совсем не требующей ремейка, я и оригинал с удовольствием пару раз пересматривал за последние лет 10-15, но у Фридкина фильм, при сохранении общих опорных точек сюжета, совсем другой - так что почему бы и нет.
Гигантская экспозиция почти в целый час (помнится, когда-то ворчал на такую странную структуру "Платы за страх") есть и тут, но и использует Фридкин это время по-своему. Если Клузо целый час смаковал лишения героев в этой дыре, дабы максимально убедительно донести их мотивацию в архиопасном, но хорошо оплачиваемом предприятии, то Фридкин больше объясняет, как они вообще там оказались. У каждого водителя есть своя детальная предыстория - зарвавшийся гангстер из Нью-Джерси, проворовавшийся финансист из Парижа, мексиканский киллер, чудом вырвавшийся из рук Моссада араб-террорист - четыре полноценных короткометражки предваряют основную историю.
"Дыра" хоть и снова не названа, но это теперь уже не рандомная точка на карте, по ряду косвенных признаков в ней можно безошибочно узнать Венесуэлу. И таким образом весь антиколониальный, антиимпериалистский пафос (в хорошем смысле) переезжает целиком и в новый фильм, но если у Клузо он был абстрактным, постулативным, то у Фридкина приобретает чуть ли не публицистическую злободневность. Коротко, но емко показанный изнутри арабо-израильский конфликт, кстати, в эту публицистичность тоже хорошо добавляет.
Вторая часть - сошествие в ад, кошмарная дорога через джунгли двух грузовиков с нестабильной взрывчаткой, готовой разнести от малейшей встряски машины с водителями в клочья - тоже сделана по-своему. У Клузо был классический, в лучших хичкоковских традициях, изящно сдирижированный психологический триллер, Фридкин больше полагается на технические спецэффекты и громадный по тем временам бюджет. И хоть я намного больше люблю когда, к этому вопросу подходят как Хичкок и Клузо, некоторые сцены у Фридкина так потрясающе сделаны, что даже сейчас, спустя полвека смотрятся великолепно и до усрачки страшно - чего стоит только одно пересечение разваленного веревочного моста на грузовиках, там и без всякого нитроглицерина в кузове обделаться можно.
В общем да, несмотря на то, что Рой Шайдер (безусловно хороший артист, но) не обладает ни обаянием молодого Ива Монтана, ни харизмой Шарля Ванеля, ремейк классный и даже очень. Странно, что я не видел его раньше, но тем приятнее сейчас было восполнить этот пробел. :)
8/10
https://www.imdb.com/title/tt0076740/*https://www.kinopoisk.ru/film/14906/