(продолжение тезисов. Начало см.
тут и
тут)
(Бал у графини Шуваловой, 1900-е годы)
Не нужно думать, что маскарады оставались единственным танцевальным развлечением. Были и балы в том самом "классическом" понимании, те самые, которые вспоминаются при словах "Россия, которую мы потеряли".
Частым балом я буду называть бал, даваемый одним лицом (семьей) или одной организацией. Основной особенностью такого бала является то, что гости на него приглашаются через личные приглашения, которые заранее рассылаются с курьером. Такие балы не нуждались во внешней рекламе, и от них сохранились лишь такие вот приглашения.
Тут была особенность: Если вы получаете такое приглашение (оно может быть как на два лица, или семью, так и на одно), вам нужно тут же на него ответить. Это дает хозяевам возможность заранее спланировать количество дам и кавалеров. Поэтому, на таких мероприятиях никогда не возникало проблемы, что дамам не с кем танцевать. Разумеется, приглашений требовали не только балы, но и любые вечера, например, поэзии или романсов.
В зависимости от масштаба бала, программа могла объявляться заранее, и, например, рассылаться вместе с приглашениями, или формироваться непосредственно на балу, по желанию гостей и хозяев бала.
(Приглашение на бал в Зимнем Дворце, в 1904 году. Был отменен по случаю войны с Японией)
Бал традиционно начинался полонезом или вальсом. В начале XX века бал уже чаще начинают вальсом, при этом преподаватели танцев отмечают, что в этом случае, начало получается вялым, и предлагали для оживления использовать сразу фигуры котильона, например, следующую: Распорядитель начинает вальс с хозяйкой бала, делает круг, после чего они расходятся, и кавалер приглашает даму, а дама кавалера. Вместе они делают круг, снова расходятся, находят себе пары и т.д, пока не закончится музыка.
В полонезе действовали те же правила, что и на маскарадах, однако на официальных балах существовали специальные приглашения, на которых расписывались места в парах, а на частных балах все еще могли играть в забавную игру, появившуюся в середине XIX века: в зале оставались свободные кавалеры, которые могли в любой момент подойти к первому кавалеру и, хлопнув в ладоши, занять его место. Кавалер, у которого "отбили" даму мог или выйти из полонеза, провожаемый насмешливыми взглядами, или попытаться "отбить" следующую даму.
Танцы на балу приветствовались "классические", т.е. те, которые входили в программу обучения в учреждениях: Вальс, мазурка, полька, полька-мазурка, кадриль (французская, в каре или в колонну), лансье, мазурка. Причем мазурка исполнялась чаще всего в фигурах котильона. Кадрилей могло быть несколько, чаще всего по одной на отделение. После кадрили - гранрон, или вальс. Вошедшая в моду кадриль-монстр, представляющая из себя фарнцузскую кадриль, в которую рапорядители по своему вкусу добавляли различные фигуры, и разбавляли парными танцами, уже вышла из моды.
Новые танцы так же могли исполняться на балах, однако, отношение к ним было неоднозначным и большинство считалось вульгарными и неподходящими для бальной залы. В любом случае, в программах таких балов встречаются Миньон, падекатр, шакон, падепатинер, венгерка, падеспань. Вероятнее всего, вопрос, какие танцы включать в программу, принимали хозяева, ориентируясь на свой вкус.
Большое место на частных балах в начале XX века занимал котильон, который уже мог длиться не одно отделение, как раньше. Теперь котильон мог занимать весь бал, с включением в себя других танцев и концертных номеров. Для игр и выбора партнера на танец использовались всевозможные аксессуары. Их делали самостоятельно, или покупали в специализированных магазинах.
Немного о приглашениях на танец:
Практически всегда на танец, если это не котильон, приглашает только кавалер. Вместе с тем, хозяйка бала внимательно следит за тем, чтобы гостьи не слишком засиживались, и рекомендует таких девушек кавалерам. На кадрили сговариваются заранее, сперва кавалеры договариваются друг с другом, находя себе визави, и только затем приглашают себе дам. Время от времени может быть объявлен танец, на который приглашают дамы. По прежнему используются бальные книжечки - агенды, в которые дамы записывают имена кавалеров, пригласивших их на танец.
Несколько самых важных моментов этикета, которые должен знать каждый:
- Если вы пригласили или приглашены на какой-то танец, постарайтесь оказаться перед началом его как можно ближе к партнеру. Если вы забыли о приглашении и пошли танцевать с другим, либо вышли из зала, так что вас невозможно найти - партнер вправе оскорбиться.
- Если вы встаете на кадриль, вы обязаны станцевать ее до конца, и ни при каких обстоятельствах не покидать танец.
- закончив танец, особенно парный, кавалер обязан проводить даму до ее места, в буфет, или куда она пожелает.
На частных балах, хозяева могли устроить обед для гостей, в остальное время работали буфетные "киоски", где подавали прохладительные напитки.
Частные балы могли быть так же благотворительными. В этом случае хозяева устраивали аукционы, и лотерею-аллегри. Судя по газетным статьям того времени, эффективность такого способа сбора средств вызывала сомнения у журналистов.
В заключение, хочу дать несколько ссылок на описания частных балов начала XX века:
-
Кадетский бал в Одессе-
Бал Санкт-Петербургского морского корпуса.-
Бал кадетского училища