Хроники магазиновладельца - 2

Dec 22, 2010 21:22

Продолжаем наши И-тейл хроники. Сбился с нумерации, ну пусть у этого отчета будет номер "2".
Вообще же следить за историей нашего Toyzez.ru и моими отчетами о том, как мы с нуля строим интернет-магазин детских игрушек лучше всего по тегу toyzez.ru. Там правда много оперативки (это же дневник), но есть и прям отчеты-отчеты.

Итак, что произошло со времени последнего отчета, в котором я рассказывал, как за квартал оборот нашего магазина вырос на 500%

Цифры
- Согласно Гуглу у нас вчера было 904 посетителя. Подбираемся к важной психологической отметке в тысячу.
- Начал фиксировать дни, объем продаж за которые равен месячному сентябрьскому обороту.
- Раскрывать точные данные по обороту и пр. мне запретили))))
А) потому что нефиг Б) Наши отчеты теперь прямым ходом поступают в проект «Стать коммерсантом» журнала «Секрет Фирмы». Вот наша страничка - следите за экономическим пульсом нашего проекта там.

А теперь мои, ставшие уже регулярными, открытия.

1. Все люди разные.
«Как никак, мы общаемся со всей страной,-- говорит Лена и вздыхает.
Довольно занятно выбраться за свой привычный круг общения и оказаться в «едином коммуникационном пространстве» с людьми, с которыми возможно вряд ли вообще когда-нибудь поговорил бы.
Теперь я понимаю, что кроме всяких социальных, имущественных, национальных, региональных и прочих страт есть еще и банально «устройство мозгов».
Перемещаясь между редакцией, кругом друзей, близкими родственниками и друзьями в соцсетках я привык к тому, что и ты, и тебя понимают с полуслова. Мало того, по большинству вопросов у вас даже скорее всего одинаковые взгляды.
Думаю, что это результат усиленной фильтрации - ближний круг и формируется на основании допуска, который выдается тем, кто привнесет в этот круг и в твою душу наименьшую сумятицу. Столкновение с жизнью из «внешнего круга» - попутчики в поезде, или маршрутке, какие-то друзья друзей на вечеринке и прочие немногочисленные незапланированные социальные контакты гасятся, минимизируются или игнорируются.
Высокую же степень непохожести можно по-простому охарактеризовать, как «козел» и жить себе дальше.
А тут бац - теперь все эти люди теперь твои клиенты. Ты начинаешь общаться и тут постигаешь бездну. По сравнению с которой привычные уже национальные, материальные, социальные, профессиональные, региональные и прочие размежевания - детский писк на лужайке.
Вот то, что в головах творится - это да.
Короче, мы все такие разные… (с)
И это невероятно рвущее мозг открытие.

2. Спящие товары
Проверено уже на более чем десятке категорий. У тебя может месяцами лежать без движения какие-нибудь пиратские пистолеты, или набор деревянных мишек со шнуровкой, как вдруг они оказываются нужны буквально всем. Как только покупают первый, тут же идут заказы на эту же игрушку еще и еще.
Дисклеймер: это никак не связно с разницей в продвижении, или какой-то спецификой товарной группы.
Я даже вывел некую постоянную времени, за которую товар должен «вылежаться» - как правило от месяца до двух. Я называю это «покупатель должен привыкнуть».
Интересно, описано ли это явление в классической маркетинговой литературе?
Лене я объясняю это так. Представь, что ты попала на сайт интернет-магазина, где раньше не была и увидела какую-то вещь, которая тебя заинтересовала. Какова вероятность, что ты купишь ее прямо сейчас?
Даже Лена, наш главный семейный шопоголик, считает, что такая вероятность низкая.
Мысль о покупке должна вызреть.
Вот сейчас мы добавили новую категорию - игрушки под популярной франшизой Hello Kitty. Как и положено, мы проанонсировали это в своих Фейсбуках (и собственно в этом посте в ЖЖ), оптимизировали страницу, возможно, организуем немного ссылок - в общем, все как обычно. Вот и посмотрим, когда пройдет первая продажа, ну и когда вообще начнется «устойчивый спрос».

3. Поставщики
Вот здесь в главке «Ассортимент» я писал про первый наш «слом концепции» (вообще это довольно регулярная практика, практически еженедельная - искренне рекомендую).
На тот момент мы сформулировали слоган «в жопу бутики» (нельзя быть магазином с узким и фрагментированным ассортиментом), нужно работать по «индустриальной модели». Кроме того, «необычность и новизна товара» - это конечно плюс к имиджу и как бы создают иллюзию конкурентной защищенности, но минус к удобству продвижения (раз не знают, значит не ищут), и как следствие - проблемы с продажами.

Вообще, от судьбы и натуры никуда не деться. Мы все равно упорно набиваем магазин тем, что нравится лично нам. Говоря терминами фильма «Социальная сеть» - тем, что «круто». И с этими наши внутренними фильтрами сложно бороться. Да я и не уверен, что надо.
В конце концов, быть байером - это «круто» (с). А время покажет, насколько правильную или нет линейку мы сформируем. Хотя конечно я тешу себя надеждой, что ассортимент мы сформируем «крутой» и по этому критерию сделаем конкурентов и выиграем у них покупателей.

Так вот.

В поисках клевого и крутого мы завязались с рядом небольших компаний - производителей или поставщиков какой-то одной клевой штуки, или узкого ассортиментного ряда. А также компаний-новичков, которые только начали заниматься импортом и проанонсировали, что готовы привезти интересный нам товар.
По тем или иным причинам с многими из них возникли проблемы.

Это добавило свои пять копеек в представление о том, как правильно формировать нашу ассортиментную политику.

Оттолкнувшись от термина «якорные арендаторы», я сформулировал для себя принцип «якорных поставщиков». Смысл его в том, что значительная часть ассортимента, возможно, до 80% должна формироваться поставками от крупных и стабильных компаний с широким и аккуратно возобновляемым ассортиментом.
Ведь проблема в чем:
Добавление в свой ассортимент нового товара связана с издержками.
- «выложить товары»: написать описание, обработать и выложить картинки, прописать теги и рубрики, заполнить кучу каких-то служебных граф в админке и пр.
- проанонсировать: сделать посты в социальных сетях, отвечать на комментарии, сделать промо-банеры на сайт и пр.
- возможно, предпринять определенные действия в области SEO. Посмотреть, какие есть НЧ, как оптимизировать под них страницы, возможно купить немного ссылок.
- Ну и конечно до этого: общаться, заказывать, оплачивать, получать, распаковывать принимать, размещать на полках, обмениваться документами и пр.

Оказалось, что безотносительно денег, на запуск новинок тратяться довольно значительные ресурсы (время).

Все это привело к изменению изначального отношения к включению в ассортимент новой продукции и изменению критериев к отбору поставщиков.

Раньше нам казалось: вот интересная штука, почему бы не попробовать. Сегодня ты думаешь о том, какие есть гарантии, что этот товар можно будет докупить, скажем, через три месяца, и насколько качественной будет коммуникация с этими людьми.

Неприятные открытия: если компания маленькая, новичок и пр., то выше вероятность «девиантного поведения». Например, наврут. Или пропадут.
Особенно, это расстраивает, когда, например, товар этого поставщика у тебя (порой неожиданно) вылез в топ поисковиков и по нему реально пошли заказы.
Обидно - слов нет. Думаешь, уж лучше бы не связывался тогда, чтобы сейчас не расстраиваться.

На этом фоне, конечно, здорово выигрывают компании, у которых и с поставками все ок, и по человечески - в отделе продаж сидят толковые и «вери френдли» менеджеры.

В общем, можно сказать, что мы занялись коррекцией нашей политики по взаимоотношениям с поставщиками.

Результаты есть)))

4. Про импорт
Тут хочется сделать важный дисклеймер.
После наших с Леной откровений про то, как мы осваиваем тему он-лайн ритейла, мы получили десятка три писем, в которых нас спрашивают о том, как мы импортируем товар. Спрашивают советов, просят дать координаты нашего таможенного брокера и пр.

Рассказываю.

Лично для себя про импорт я понял следующее:
Рознице не надо самостоятельно заниматься импортом. Импорт выгоден только при закупке продукции в гигантских объемах. Фиксированные издержки таковы, что для того чтобы их «размазать» и получить на выходе хорошие цены, нужна огромная партия. Причем размер этой партии будет таков, что заставит вас заниматься «оптом», искать оптовых покупателей - магазины, корпоративных клиентов, идти в сети, на рынки и пр. А это уже совершенно другой бизнес.

Недавно спорил с коллегой на тему совместности/несовместности опта и розницы.
Моя вера: это два совершенно разных вида бизнеса. Даже если торгуют одним товаром.

Только кажется, что розница и опт похожи. Мол, какая разница, если товар и там, и там одинаковый.
Бизнес-процессы разные, клиенты разные, способы их привлечения разные, издержки на продажу разные, поведение покупателей, особенности продажи, даже конверсия…

Вот кстати еще одно занятное заблуждение: опт проще. Мол, в рознице я продаю клиенту товара на 1 тыс. руб., а в опте буду продавать на 20 тыс. руб. Значит в 20 раз быстрее оберну… ))))

Мы тут попытались стать немножко оптовиками. Сформировали оптовый прайс и имея в виду товары, которые могли привезти (плюс у нас как раз шли переговоры о том, чтобы стать представителем в России одного занятного американского производителя), ну и те, что как-то все-таки умудрились добыть, решили попробовать.

Еще заблуждения:
А) Конверсия у оптовой деятельности выше. Мол, магазины знают, что им надо, поэтому все обращения целевые, будут с высокой степенью вероятности заканчиваться продажей.
Оказалась, что в b2b конверсия практически такой же, как и в рознице. На уровне единиц процентов. Т.е. порядка сотни обращений заканчиваются ничем.
Б). Затраты на продажу такие же.
Ага, попробуйте выслать потенциальному клиенту коммерческое предложение под его запрос. Да еще и с вариантами. Сделайте потом по нескольку уточнений и пообсуждайте это с ним… А потом он исчезнет…
Другими словами - очень много порожняка, а каждый такой порожняк отнимает в десятки раз больше времени. Напротив, продажи розничному клиенту максимально автоматизированы, операций минимум, они стандартны, и укладываются в некий стандартный алгоритм.
В) А еще мы поняли, что без «холодного прозвона» на оптовом направлении делать нечего. Клиентов надо активно привлекать. Тогда мы сказали себе, окей, выберем день, разошлем наше предложение по базе подходящих компаний, а потом будем в день прозванивать по 40 адресов. …и ничего так и не сделали. Просто потому, что для этого пришлось бы отложить в сторону собственно развитие нашего магазина… или нанять специального человека… и тогда - писать для него инструкции, составлять базы для прозвона, готовить предложения, работать с заинтересовавшимися, вести их заказы… Т.е. как и говорил выше - заняться совершенно другим бизнесом.

На базе выстраданного могу посоветовать коллегам - молодым интернет-магазинщикам перестать забивать себе голову самостоятельными поставками. Ищите российских поставщиков (со стабильным ассортиментом, «первыми руками», хорошими ценами и наличием сертификатов) и работайте с ними.
Вы не представляете, насколько это комфортнее, чем весь этот ад с «импортом»))).

Как искать поставщиков? Мои два любимых способа - на выставках, и смотреть ценники на товарах в магазине. Там все написано))).

…ну и собственно про коллег - тех самых «начинающих интернет-магазинщиков», или тех самых «потенциальных оптовых покупателей».

5. Гипотеза на пробу: "консолидационный ритейлер"

Кроме писем, в которых нас просили посоветовать таможенного брокера и «с чего начать путь импортера», мы также получили несколько десятков писем содержания вроде «Я собираюсь открыть [открываю, открыл] магазин / интернет-магазин в своем городе. Хочу закупать вашу продукцию, дайте цены и условия».

Вообще, в силу высказанного выше, вряд ли целесообразно закупать продукцию в розничной компании, которая не сильно величает «Дао импортера».
Что я честно и отвечал людям.

С другой стороны, меня не покидает вот какая мысль: уже сейчас мы работаем с несколькими десятками поставщиков, сформировав, как мне кажется, довольно прикольный ассортимент (дальше будет больше).
Допустим, в далеком городе Х есть магазин игрушек, который тоже хочет такой. Но для этого ему нужно сделать то же самое, что и нам - закупиться в десятке, а то и больше, московских оптовок (не считая того уникального ассортимента, что можем организовать только мы). И дальше либо как-то попытаться консолидировать эти заказы (не пробовал, не знаю, как это работает, и сколько стоит), либо оплачивать доставки по отдельности, что гемор и дорого.
Возможно, мы и смогли бы стать для такого магазина тем самым «консолидационным складом». Мы бы давали ему часть нашей скидки, он бы делал у себя еще небольшую наценку и в результате получал бы интересный товар от одного поставщика, по ценам чуть выше, чем из «первых рук», но без хлопот.

Конечно, это противоречит тому, что я писал выше: хлопотная, плохо интегрируемая деятельность. С другой стороны, 10 - 20 таких магазинов, закупающих раз в пару месяцев на 20 - 50 тыс. руб. могли бы дать неплохую прибавку к обороту.

Посмотрим, сработает ли эта модель.

Ваши начинающие е-тейлеры
К. и Л.

PS Ну и ссылка для нашего друга на букву Я: друг, не забывай про нашу детскую посуду. Заходи!

toyzez.ru

Previous post Next post
Up