Здравствуйте все!
После долго молчания решил снова выложить небольшой фоторепортаж. Надо активизироваться, а то скорость,с какой они появляются в несколько раз превосходит ту, с которой я их выкладываю. Если так пойдет дело, то все фотографии будут выложены лет через 50 после моей смерти :).
Итак, очередной фоторепортаж будет из Подмосковья где находится усадьба Марфино. Был я там в сентябре 2007, снимал на цифровую мыльницу, так что получилось не очень.
Старинная усадьба Марфино, являющаяся памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков, расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославилась в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями.
Первое упоминание о Марфине относится к 1585 г., когда усадьба именовалась Щибрино и принадлежала думному дьяку, начальнику посольского приказа В.Я. Щелкалову. В первой половине XVII века вотчиной владели Головины, а с 1650 г. - дьяк С.И. Заборский. В 1698 г. Щибрино приобрёл воспитатель царя Петра I Б.А. Голицын, назвавший её по имени своей жены Марфы - Марфино.
Создателями марфинского ансамбля были талантливые мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.
За годы своего существования Марфино пережило несколько периодов расцвета. Разнообразие вкусов, возможности тех, кто создавал ансамбль, сказались на облике усадьбы. Поэтому в ее постройках сочетаются формы классицизма со своеобразными формами псевдоготики.
В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
Вид на усадьбу через пруд:
Рядом с усадьбой расположены две церкви: Рождества Богородицы и Петропавловская (зимняя)
Церковь Рождества Богородицы единственное, что осталась с голицынских времен. По преданию, она не понравилась Голицину и он приказал высечь крепостного архитектора. Сердце пожилого зодчего не выдержало и он умер. Похоронен он рядом с церковью.
С 1728 года Марфино переходит к Салтыковым и с середины XVIII в. при Петре Семёновиче Салтыкове - крупном русском военачальнике, в усадьбе начинается широкое строительство. При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Отдавая дань моде, в Марфине возвели несколько построек в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны и беседки в парке дома для псарей - "псарни", конный двор и каретный сарай. Круглый двухъярусный павильон "Миловид", беседка- полуротонда и два корпуса псарен - вот что сохранилось от того времени до наших дней.
Павильон "Миловид":
Беседка-полуротонда, она же - музыкальный павильон:
Конный двор (вернее то, что от него осталось):
Псарни:
Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.
Графиня А.И. Салтыкова, внучка фельдмаршала, в 1805 г. вышла замуж за графа Г.В. Орлова, и Марфино досталось ему в качестве приданного. Он продал усадьбу своему отцу - Владимиру Григорьевичу Орлову - одному из знаменитых братьев Орловых. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. В 1831 г. граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию имение перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной. При ней усадебные постройки, возобновлённые отцом после нашествия наполеоновских солдат, были реконструированы в стиле "николаевской" готики.
Наиболее интересным, на мой взгляд, элементом комплекса является, помимо усадьбы, конечно, мост.
Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом. Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана карнизом, выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений всех построек усадьбы.
Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор:
Два флигеля, стоящие перпендикулярно к дворцу, построенные в 1820-е гг. крепостным архитектором Орловых Тугаровым и перестроенные в 1832 году Быковским. Парадный двор (вид со стороны ворот на один из флигелей):
Крутой склон берега пруда образует величественный постамент, на котором высится дворец. Двухэтажный, сложенный из кирпича и оштукатуренный, он имеет невысокий цоколь. Выдержанный в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, дворец представляет собой вытянутый в плане прямоугольник, с чётко выявленным центром. Перестраивая его, Быковский внёс изменения в облик здания, наделив дворец декоративными элементами псевдоготики.
Внутри дворца, после реконструкции (к сожалению, нас пустили только на порог):
От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью. Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
Ну и напоследок, немного фотографий из парка:
Сейчас на территории усадьбы расположен Центральный военно - клинический санаторий, поэтому попасть туда можно только обычным для русских людей путем - то есть перелезть через забор :)
Надеюсь, вам понравилось это небольшое фотопутешествие.
З.Ы.:Поскольку я - человек ленивый, то при подготовке этого фоторепортажа были использованы тексты с сайтов "Марфино" и "Памятники архитектуры Подмосковья"