Да я что-то вот вспомнил излюбленную тему разговоров специалистов про "рядные шестерки". А "рядная шестерка" это почти синоним мотора BMW, кстати. Даже если у кого-то еще есть (да та же Тойота и Mercedes), то к ним, как говорится, не особо приклеелось...
Но вот "рядная шестерка" у BMW, снова кстати и как раз-таки, это вовсе не R6 и не L6, это, скорее,
Slant-six которую их соотечественники стали применять после войны. А вот у Лексусов и Мерседесов старых - так вроде бы и есть рядная, самая настоящая, почти вертикально расположенная - вертикально-рядная. Хотя, вроде бы, Mercedes снова такую конфигурацию возвращает - не суть. Вот так все просто непросто в терминологии: 15 градусов уклона и ты уже немного не в тренде.)
Так я о чем: владелец этого чуда (всех вариантов, включая 2x6 = V12) любит порассуждать на тему уравновешенности такого мотора моментами инерции первого и второго порядков, монетку поставить...
Click to view
Click to view
Ставят монетку даже на дополнительно изолированные резиной и столь далекие от клапанной крышки поверхности:
Click to view
Выбирают странную плоскость:
Click to view
Вообще непонятно что делают:
Click to view
В действительности, уравновешенность двигателя (как теоретическая, так и конкретная реализация) имеет очень отдаленное отношение к равномерности работы на холостом ходу. Это важно лишь в динамике и под нагрузкой.
На холостом же важны фазы и подвеска двигателя (опоры, включая и активные - наполненные жидкость и модулируемые DME для компенсации вибраций). Какие-то второстепенные (изменяемые) конструктивные характеристики - установленное число оборотов, способ расположения двигателя, способ монтажа и привода навесного, тип и масса маховика, а может и особенности топливной системы, с какими-то ее внутренними заморочками, типа угла опережения. В итоге, рядная азиатская четверка на холостом ходу может быть заметно ровнее и тише балансированного валами BMW N46, например! Ну просто не ту задачу в BMW решали, исходно.
В общем же, заметную роль играет плотность распределения вспышек на один оборот коленвала - абсолютное число цилиндров. Больше - лучше. При сравнимом числе (а сравнивать в современности мы можем только V6 и немногоичесленные варианты рядных шестерок) решает конкретный конструктив. Итоговое число неразрываемых взаимосвязей таково, что разобраться с получившейся равномерностью будет весьма непросто.
Посмотреть на причину возникновения этой байки можно на примере исправного BMW M50 (в идеале - версии с VANOS и она же почти M52) 1992-1995 г.г. - ровнее этого мотора у BMW ничего не работало никогда.
Там все так хорошо сделано, что трудно не впечатлиться и не начать подгонять реальность под теорию. Только ставьте монету правильно и куда следует.
Click to view