Продолжение, первая часть была по ссылке -
https://bmwservice.livejournal.com/253034.html
Это было хоть и очень давно, но правда. Проводилась часть довольно большой работы по модификаторам трения. Очередной стендовый замер мы делали с участником на BMW M3/E46. "Крутильный", но кондовый и долгоиграющий (если со вкладышами повезло) мотор в 343 л.с. и очень удачной расположенной системой охлаждения - все замеры штамповались с точностью плюс-минус одна лошадиная сила. А центральные замеры серии так и вообще имели полное совпадение. Но это было уже после. Первые же цифры всех присутствующих немало удивили - автомобиль с трудом выкатывал 70% от декларируемой мощности. Высказывались различные предположения. Бензин/масло/воздух и его температура/коробка/прошивка/катализаторы и все такое прочее, чем обычно психика экранирует нежелание индивидов разбираться с реальными причинами проблемы. Повезло, что довольно быстро мы нашли подходящий сканер. Причина оказалась, как были склонны думать все присутствующие, в окисленном разъеме расходомера. Все переткнули, пробрызгали, пересбросили и после всех необходимых операций с "прописыванием" дросселя, авто легко выдал нам положенные 343 л.с...
У меня же от этого конкретного замера остались весьма конфликтующие мысли. Попробуйте-ка пока их угадать, полная расшифровка их будет еще не скоро.
Знание о том, что полностью исправный автомобиль, с живой компрессией и поршневой, после модификаторов трения имеет не более 1,5% прироста в абсолютных цифрах, для меня новостью уже давно не было. Так было и на этот раз. Это факт. Совсем не постыдный - им даже
хвастаются такие компании, например, как Motul. Так что, в который раз повторю: если вам смешно от того, что исправный спорт-кар от "крутого масла" внезапно "нашел" всего лишь около 4 кВт полезной мощности, то, помятуя о КПД, для справедливости нужно умножить эту величину примерно на 3 и еще разок подумать. И если снова не убеждает, то и адресовать как раз тем, кто этим хвастается (а там есть о ком поговорить - уважаемые известные в мире бренды). Мне эти же 1,5% не менее смешны, но у меня на то теперь совсем другие причины...
На тот момент у меня была сформирована и четко установленная причинно-следственная связь измеренной мощности (стандартная величина) и фактически измеренной компрессии (величина эмпирическая). Подобное испытание проводилось даже несколько ранее, на том же самом стенде, но
совершенно без моего участия. Можно ссылку прочесть и убедиться - там все так просто, что очевидно не над чем и думать - тут легко можно разыскать заветные 10-15% прироста от самого факта восстановления компрессии (к самому тексту придираться не советую):
Все эти факторы были установлены с известной точностью и никакого интереса уже не представляли. Не в том была загадка.
Главный вопрос у меня тогда возник к владельцу: а как ты, друг, на такой машине все это время ездил - по ней вовсе не видно было, что с ней что-то не так. И раз лампочка не загорается, ты падежа целого табуна лошадей так и
не заметил?! В это было непросто поверить, поэтому сговорились на версии типа "не сезон-редко езжу-лысая резина-отвык-просрочена страховка". Не могу сказать, что она меня не удовлетворила, так что повышенного внимания к этой теме до поры больше и не было.
Второй случай, с которого меня увлекла данная тема, был куда интереснее...
Я какое-то время назад анонсировал продолжение
этой статьи - не прошло и пяти лет... И вот теперь уже можно. Тут в комментах есть два сверхвостребованных долгостроя - где, мол, статья про "пробег на масле М8" и статья по "PM-01". Чукчи так самолета с большой земли не ждут, как некоторые комментаторы этих статей. Но как раз сейчас им послышится гул моторов. Дождались.
Те самые пять лет назад, у меня как раз были образцы этого препарата в разных дозировках. Сам принцип был беспрецедентен, хотя спустя какое-то время нашелся и идеологический
аналог с сопредельного государства. И вот, честно скажу, помог случай. Самой компрессией и ее изменениями меня особо не удивить. Логика "прорывного" исследования зашла в тупик - ну компрессия выше, ну "едет лучше". Я вам 15 Вольт установку подключу и не такой рост компрессии еще увидите... 401-й, сравнительно честный способ увеличения компрессии... А тут "едет лучше" в диссертацию-то не пришьешь. Ну да, забегая вперед: возили на стенд, крутили, даже те самые 1,5% и получили. В которые нормальный обыватель имеет право вообще не верить. Если не в сам результат, так в его заметность.
Но совершенно случайно нашелся и мотор, у которого поршневая была заменена частично, наполовину новый V8. Там были как идеально новые кольца, так и кольца с пробегом более 150.000 км. А так как в статистику собиралось несколько десятков моторов, заодно измерили и его... И вот тут было замечено очень интересное свойство: компрессия в "новых"(!) цилиндрах поднялась на величину около 0,5-1 атм, в то время как в "цилиндрах с пробегом" отличие составило до 2 до 2,5 атм. Мотор был абсолютно чист внутри, а само свойство было слишком заметно, чтобы не "надавить" на него в реальном эксперименте...
Тут помог второй случай - коллега буквально на днях затеял ремонт мотора (пробег свыше 370.000 км). Авто идеально подходило под эксперимент - дымило маслом как сбитый двухтактный бомбардировщик - масла в зазоре там было предостаточно. Как сейчас помню, подхожу и говорю: - Кость, когда деньги отдашь, поехали на стенд, одну штуку проверим. В результате, в
Диссертацию из всей моей работы попал только этот график, но он был более чем примечательным: как только масляный дым рассеялся, выяснилось, что буквально пара капель из пипетки добавила около 15 Нм/15 л.с - около 10%:
Важно даже не то, что эти "проценты" были несколько внушительнее привычных полутора, сколько путь, которым они были получены - "герметизация" зазора "в динамике" замера только лишь изменением свойств масла - исследовательскую задачу удалось успешно выполнить. И только я было собрался погасить возникший энтузиазм разоблачением в стиле "твоя карета все равно после замены масла превратится в тыкву", как обрадованный было владелец нанес мне неожиданный контрудар. Она на голубом глазу заявил мне, что авто едет совершенно также, без каких-либо заметных улучшений. И вот тут весь субьективизм субьективного ощущения от автомобиля в своей вербальной описательности уже сомнению не подлежал - фанат BMW не только ездил на ней каждодневно и на всю катушку, не только идеально чувствовал мотор "через ручку", но и был немало "предзаряжен" положительным результатом стендового измерения. Честно скажу, привыкнувший к факту чрезвычайной заметности "1,5% от модификаторов", я ни разу не поверил в незаметность свеженайденных на стенде аж 10%... Подумалось нечто вроде "как же этот лох владелец исправно замечал модификаторы, но не заметил целых 10%, которые, к тому же, только что видел своими глазами?! Но это были еще цветочки... Настоящего лоха еще предстояло определить путем естественного отбора.
Это был воскресный день и я не лазил по карманам привычно собирался на работу. Все штатно, за одним исключением: автозапуск внезапно повел себя странно - уже вполне себе прогретая машина несколько раз снова перезапускалась. Такого поведения я не припомню, логичные предположения просто отказались выстраиваться, но горелый запах из под капота и конвульсирующий мотор убедили в наихудших предположениях. Катушка утащила за собой ключ DME, выглядит примерно так (правда мой был совсем обугленный), а вот как пахнет передать будет заметно труднее.
На автофорумах (да и не только) до сих пор в тренде хвалить
все кондово-проверенное и справедливо ругать
тонко-пластмассовое-одноразовое. Иногда за разглагольствования такого рода нужно платить: моим катушкам было около 25 лет, пока одной из них все же не стало дурно:
А это, повторюсь, как раз тот тип катушек, которым 25 лет и все ни по чем... Ну разве что вот одна... Стоит ли говорить, что расплата оказалась буквальной - катушки, обычно, выходят из строя сериями. Умножайте на восемь, если хотите перестраховаться. Комплект катушек по наличию... от приличного производителя... и умножьте на восемь. И не это вовсе стало причиной радости в тот день. А вот с DME лично мне крупно повезло, если можно так выразиться. Те, кто понимают, насколько можно попасть с DME на современной машине по полной программе, сейчас это прочувствуют. Так вот, старые DME без EWS и прочих там иммобилизаторов, сегодня продаются буквально "на вес" и меняются за минуты.
У меня как раз именно такой вариант и его стоимость была не слишком больше стоимости покупки и перепаивания транзистора. В общем, к вечеру все уже заводилось и ездило, как мне казалось, как обычно.
Прошел почти год, я успел сделать в т.ч. и
очередной эксперимент с форсунками и немало порадоваться снизившемуся до средних 19 л (со всеми автозапусками) расходу топлива. И тут, совершенно случайно, в порядке разве что профилактического осмотра, я поставил машину на стенд в очередной раз. Обращу внимание, что когда-то делал это достаточно часто, чтобы помнить все реальные цифры/нюансы:
Click to view
Вот если честно, давно не помню, чтобы так неприятно удивлялся: стенд вытащил едва 270 момента и что-то около 230 сил. Процентов так 25% энергии растворилось неизвестно куда. Чувства примерно такие же, как вы принесли в ломбард пуд золотого песка, а вам тут же популярно объяснили, где из чего он на самом деле состоит и в какой сточной канаве ему самое место. И снова полно мыслей про катализаторы-бензин-воздух-стенд, пока наконец-то не осенило парадоксально очевидным. Проверяю номера мозгов и точно - модификация с меньшим литражом (M60B30) "шьется" все в тот же DME. Откапываю старые мозги, перекидываем микросхемку...
В общем, расход у меня теперь снова 21 литр, но дело совсем не в этом. Теперь совсем иначе стали выглядеть два странных случая из практики, произошедшие сравнительно недавно. Первый из них начинался вполне буднично и очень традиционно...
Однажды космос попросил посодействовать широко известному в узких кругах человеку, чистой воды опрятному гуманитарию, лично столкнувшемуся с прославленным немецким качеством. Приобретя в 2007 году автомобиль с современнейшим к тому моменту двигаталем
N52B25 (новым и в салоне), он успел проехать едва около 120.000 км с той поры, все это время строго придерживаясь всех возможных рекомендаций, разработанных специально для этого двигателя "лучшими представителями отрасли масло-мотородельной промышленности". Ну, в общем, 25000 км замена масла, только оригинал масло/фильтр. Короче, вы поняли - полный лонг-лайф, как вы это любите. Меня часто спрашивают, чем отличаются цельнолитые валы в этом двигателя от более современных, дутых и пустотелых. Кто-то говорит, что разницы на практике нет вовсе. Но я утверждаю, что она есть. Могу со всей уверенностью заявить: когда литые в постелях наглухо клинит, дутые - ломаются пополам.
В общем, осмотрев внутренности (владелец реально не верил, что такое возможно: "да у меня копейка в 1977-м триста тыщ прошла без ремонта..." ) стало ясно, что там формально ничего не уцелело - находящиеся сверху двигателя распредвалы клинит уже тогда, когда во всем остальном двигателе места для грязи просто не осталось... В общем, совершенно случайно (в этой истории это традиция) возникла возможность сэкономить владельцу не только средства, но и время. У нас был подменный свежеперебранный мотор, но с 30-м блоком. Подкинули коллектор, перешили. В итоге человек получил своп 2,5 литра на 3, мощностью 270 сил и 315 момента, вместо 210 и 250, соответственно.
Иными словами что-то около +25% к исходному, когда оно еще было в бодрой рабочей форме. Каково же было мое удивление, когда на первом послеремонтном ТО, на вопрос "ну и как теперь едет?" мне было сказано нечто вроде "нет, ну конечно не так как новый, но все же хорошо"...
Ну а вовсе добил меня другой случай...
Хороший человек, которого знаю скоро уж лет так 10, постоянно мучился с "мигающим" датчиком уровня масла (и не только этим, список длинный и постоянно увеличивался до момента капремонта) на своем прекрасном автомобиле с двигателем BMW
N63. Ну, типа, как так: не могу понять, то "долей литр", то "максимум". При выполнении очередного списка работ, включавшего не только замену датчика уровня, но и полное обновление софта, произошло некоторое недопонимание в коллективе, так скажем.
Авто с таким двигателем в цеху всегда больше одного. В общем, ему заодно залили еще и бодрую прошивку, так как слово "прошить" обладает весьма широкой трактовкой. Чтобы вы понимали - на рынке это стоит около 45000 рублей и дает примерно +15% к мощности/моменту. Ну что-то типа 470 л.с. и 680 Нм. А так как я вспомнил, что мы каждый раз об этом говорили, то подумалось, что раз такое произошло само-собой, а денег ему все не хватало, то пусть будет в подарок, не переливать же ее обратно... А лучший подарок, как известно, сюрприз. Поэтому об этом ему ничего и не сказали... до сих пор. Пару раз я, конечно, спрашивал, "как авто-то едет, когда чиповать-то будем?", на что получал ответ "да нормально, да все денег лишних нет...". Н-да.
В общем, проанализировав данные случаи, я решил пристальнее рассмотреть одну очень известную неизвестную проблему...
В заключительной части публикации вы узнаете, тормозят ли современные SSD, причем тут SSD, существует ли всемирный заговор, да и вообще: о чем эта статья (а она ровно не о том, о чем вы подумали).